Консультация для родителей «ПОРАЖЕНИЕ: С ЧЕМ ЕДЯТ?»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Комлева Ксения Александровна

Эти грабли лежат на самой поверхности: поражение. Можно ведь и не занять первое место. А можно занять – но с хвоста. Ужасно неприятная штука, и либо тренер, либо родители должны быстро объяснить, что с ней делать. Быстро – потому что штука неприятная, она мешает, в силу чего ее хочется куда-то девать. Без опыта и понимания того, куда девают такие штуки, ребенок почти наверняка сам придумает, куда ее деть, и придумает неправильно. Самые простые варианты: «плохо» и «стыдно». Оба совершенно неконструктивны. Давайте попробуем разобраться, как помочь ребенку в этой ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл porazhenie.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ПОРАЖЕНИЕ: С ЧЕМ ЕДЯТ?»

Эти грабли лежат на самой поверхности: поражение. Можно ведь и не занять первое место. А можно занять – но с хвоста. Ужасно неприятная штука, и либо тренер, либо родители должны быстро объяснить, что с ней делать. Быстро – потому что штука неприятная, она мешает, в силу чего ее хочется куда-то девать. Без опыта и понимания того, куда девают такие штуки, ребенок почти наверняка сам придумает, куда ее деть, и придумает неправильно. Самые простые варианты: «плохо» и «стыдно». Оба совершенно неконструктивны. 

Первое, что надо сделать, это разделить с ребенком его чувства, то есть, с одной стороны, не говорить «ерунда какая, подумаешь» (возможно, ерунда – но ребенок это чувствует, и надо уважать чувства другого человека, даже если человек «от горшка два вершка»), а с другой стороны не вешать на него свое собственное разочарование. Его чувства сейчас важнее наших. Посмотрите какие-нибудь соревнования по телевизору, например, фигурное катание. Спортсмен закончил выступление – что первое делает тренер, встретив его за трибунами? Обнимает. Дядек и тетек, мастеров международного класса, вполне взрослых и состоявшихся в спорте, тренер – обнимает. Делит с ними радость от хорошего выступления, расстройство из-за падения, мандраж в ожидании объявления результатов... 

Чего мы добились? Ребенку стало легче, спокойнее, он не один, его не бросили, его все равно любят и будут любить, даже если он проиграет соревнования по всем видам спорта на свете, включая неолимпийские и несуществующие. Ребенок получил мощное подтверждение вашей с ним связи, поддержки и любви. 

Вторым пунктом надо назвать его чувства правильными словами. Вот есть негативные эмоции, и надо сразу объяснить, что с ними делать. А для этого их надо правильно назвать. Мы думаем словами – а значит, слова имеют значение. Ты проиграл? Это обидно. Это ужасно обидно, да. Но это не «плохо» и не «стыдно». 

«Плохо» – вообще очень
плохая формулировка чего угодно. Потому что очень расплывчатая. Живот болит – плохо, обидели – плохо, ругают – тоже потому, что плохо... В силу своей расплывчатости она очень простая: ее можно навесить куда угодно. А из этого вытекает ее мощная способность к генерализации. Я плохо выступил?.. Я плохой спортсмен, и вообще плохой. Так что «плохо» – это неконструктивно. «Плохо» всегда надо разобрать на запчасти и конкретизировать. 

Разобрать все вариации невозможно, но вторая по встречаемости – «стыдно». Что мы называем «стыдно»? Когда нам трудно посмотреть кому-то в глаза. В данном варианте стыдно в изложении ребенка (и – не смейтесь! – взрослого часто тоже) это страх перед насмешкой. «А-а-а, выпендривался, типа спортсмен весь такой из себя, а сам-то! Про-иг-рал!» И вот это надо проговорить. Я обычно объясняю на примерах. Упасть с лошади не стыдно. А вот сорвать на ней зло, спрятавшись за конюшней – стыдно. И тайком расстегнуть подпругу на Машкиной лошади, чтобы Машка больше не хихикала – тоже стыдно. Когда ты сделал кому-то что-то нехорошее – это да, стыдно. Если речь идет о реальных насмешках, то с ними бороться не так уж сложно. А вот когда это всё происходит у человека в голове, а никто ни сном, ни духом...
И вот вам, пожалуйста, бонус: умение называть негативные эмоции правильными именами, умение держать их в отведенном месте и не позволять им генерализоваться, расползтись на соседние области жизни. Бонус для родителей – улучшение взаимопонимания со своим ребенком, возможность узнать много нового. 

Третий этап: похвалить. Всегда есть, за что. За то, что, несмотря ни на что, дошел до конца, а не разревелся и не убежал. За то, что у него хорошо и технично получился какой-то элемент (даже если не получились все остальные). За то, что вообще вышел на старт. Сами не разбираетесь, не знаете, за что похвалить – тренера спросите. 
Бонус: умение понимать, что поражение не абсолютно. Если ты не получил мотявочку, ты не стал от этого хуже бегать\прыгать\плавать. И вообще не стал хуже. Петя оказался лучшим спортсменом – но твои навыки никуда не делись. Кроме того, это помогает бороться с мыслью «раз не победил – все остальное не имеет значения, важна только победа, все или ничего». А мысль эта вредная и неконструктивная. 

Ну и четвертое: проанализировать. Когда с эмоциями разобрались, разделили на двоих (или на троих с тренером), узнали, назвали, поставили на отведенное место, пора более-менее спокойно проанализировать произошедшее. Можно вместе с тренером. Что послужило причиной поражения? Слишком рано, еще не готов? Обсудили, над чем надо работать в первую очередь. Сразу поставили цель – следующие соревнования. Разнервничался на старте, растерялся, не показал даже то, что умеет? Обсудили, как бороться с предстартовым мандражом. Поставили цель на следующих стартах просто дойти до финиша. Спокойно, аккуратно, вообще не думая про место – хоть первое, хоть двадцать первое. На сегодня – наша задача и наша победа дойти до финиша. А поражение помогло нам увидеть, над чем надо работать в первую очередь. Соревнования – часть спорта. Но часть, а не самоцель. 
А вот и бонус: умение извлекать из поражения ценную информацию, которую можно проанализировать, учесть на будущее и использовать в своих интересах. Собственно, это и есть единственный конструктивный подход к поражению, не только в спорте, а вообще везде. Ну и умение не сдаваться сразу, конечно. Поэтому так важно сразу поставить целью следующие старты. Поражения были, есть и будут. Никто не побеждает всегда. Но если человек (не важно, ребенок или взрослый) не умеет правильно распорядиться поражением, поставить на место связанные с ним эмоции и применить к делу полученный опыт, он будет сдаваться после одной-двух попыток. Или, если жизнь заставит, будет пытаться снова и снова, испытывая при этом жуткий стресс и теряя конструктивность с каждой попыткой. 

В спорте этот опыт ближе всего лежит, далеко за ним идти не надо, причем тут он находится в чистом, рафинированном виде. Спорт – это факультатив. Так что это твой личный выбор, твои личные достижения\поражения, никто тебя не может заставить. И ты можешь научиться идти вперед по собственной воле, а не под страхом внешнего давления, вроде двойки\головомойки. Именно поэтому, если, отдавая ребенка в спорт, мы ставим цель отрастить какие-то навыки и получить необходимый опыт, в большой спорт лучше не заглядывать, и всякие школы олимпийского резерва оставить другим. Потому что там будет прессинг, обязаловка и «не получается – вали отсюда», ты плохой, некачественный и нам не годишься: даже хуже, чем в школе. Плохой опыт. Ненужный.

Что еще необходимо учитывать и за чем внимательно следить. 

У вашего ребенка почему-то вообще нет побед, а только одни поражения. В первую очередь, это вопрос к тренеру, а не к талантам ребенка. Зачем он выпускает на старты ученика, который еще не готов? Зачем вывозит спортсмена на соревнования несоответствующего уровня? То ли это амбиции тренера, то ли амбиции родителей («а почему наш Васечка до сих пор не?..»), то ли установка клуба. Если ребенку нравится и хочется, вряд ли дело в нем. Редко нравится и хочется то, что совсем не получается. 

Еще имеет смысл понаблюдать за тренером перед стартами. Вполне возможно, это он не дает нормально выступить ребенку, который технически готов. Но, тем не менее, у каждого тренера есть свой подход: один «рявкает» - «Ты все знаешь и умеешь, соберись немедленно, не распускай нюни, только попробуй не проехать!», другой «сюсюкает» - «Ты все знаешь, не волнуйся, не нервничай, ничего страшного, даже если вдруг не получится...» редко какой тренер настолько психолог, что индивидуально подходит к каждому. Попробуйте поговорить с тренером или взять ситуацию в свои руки, лично выпуская ребенка на старт. 

В три раза внимательнее надо быть, когда речь идет о командных видах спорта, выступлениях не в личном, а в командном зачете в индивидуальных видах, об эстафетах и т.д. Потому что тут поверх всего накладывается детский коллектив. Если тренер не педагог, и своей целью видит только обучение спортивным навыкам, а за климатом и отношениями в коллективе не следит, может получиться беда-беда. Дети запросто могут начать кого-то «клевать»: «Это из-за тебя мы эстафету проиграли \ гол не забили! Ты виноват, ты плохой, ты аутсайдер». И тут не важно, вашего клюют или ваш вместе с другими – кого-то. И то, и другое – вредно. Принято говорить, что командный спорт – это здорово, это социальные навыки и всё такое. Но без постоянного контроля заинтересованных взрослых можно заполучить такие социальные навыки, что мало не покажется. 

Чего не делать ни в коем случае? 

Первое: не обесценивайте чужой труд и чужие чувства. 
Часто родители пытаются обесценить поражение: «да ну, ерунда, подумаешь - медаль, кому это надо?» или «а судила Марьванна, она всегда своим подсуживает, ты лучший, тебя засудили!» Родители при этом не понимают, что вместе с поражением обесценили всё, что ему предшествовало: труд, упорство, надежды, волю к победе... Вот спасибо за моральную поддержку! Я работал, вкладывал душевные и физические силы – в какую-то ерунду?! 

Другой вариант: «а надо упорнее тренироваться, ты мало работал». И опять чохом всё обесценили. Вот спасибо! Я старался – как мог, так и старался, и, выходит, это всё не имеет ценности, если я за это мотявочку не получил? Сам мой труд, мои силы – ничего не стоят? 

Второе: не стоит принимать близко к сердцу поражения ребенка. Во всяком случае, к СВОЕМУ сердцу. Вам хватит ребенкиных переживаний, буде таковые случатся.
Бывает и хуже. Нередко, к сожалению, приходится встречать позицию: «Я вкладываю столько ресурсов (времени, сил, денег) в твои занятия, от себя куски отрываю! Где результат (почему ты еще не лучший)?» Или: «А вот я в твоем возрасте... изволь соответствовать!» Я понимаю, что хочется гордиться ребенком и хвастаться знакомым его успехами. Я понимаю, что хочется, чтобы свой был лучшим. Я понимаю, что тети-Манин Петя переплывает Енисей. И родитель это обычно понимает – просто признаваться себе не хочет и говорит, что «стимулирует ребенка заниматься с полной отдачей». Самое ужасное – ребенок это тоже прекрасно понимает. Прикиньте, ему-то каково? Иногда хочется таким родителям сказать: расстроились? Поплачьте в подушку. Лучше сами, чем заставлять ребенка плакать в подушку по ночам. 

Это все касается отнюдь не только спорта. Просто спорт – места, кубки, медали – провоцирует. Из людей иногда такие чертики выскакивают... И это тоже своего рода бонус: чем раньше удастся изловить чертиков и поотшибать им рога, тем лучше для всех. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей: «Переживание ребенка в собственных поражениях».

Каждый ребенок хочет, чтобы его ценили и хвалили, в частности, родители. Поэтому переживание любых собственных неудач является для него довольно болезненным. Ребенок школьного возраста не слишком эмоц...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»

Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...