Образовательная ситуация как инновация образовательного процесса
статья

Пинчук Екатерина Вячеславовна

Одной из инновационных форм влияния педагога на образовательный процесс, является образовательная ситуация.

Образовательная ситуация уникальна своим комбинированным характером, раскрывающимся через временной, пространственной и функциональный аспекты.

Организованные педагогом образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу.

Преимущества образовательных ситуаций показаны в: комплексном характере (например, активное использование игровых приемов, разнообразные виды наглядности, в том числе, схемы, предметные и условно-графические модели с обогащение словаря ребенка) и возможности ситуативного проектирования в спонтанном педагогическом процессе индивидуально на группу или подгруппу детей, например, в проведении формирующего этапа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_situatsiya.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация

как инновация образовательного процесса

Реформы последних лет затрагивают все стороны жизни общества, в том числе и систему образования. Модернизация российского образования происходит в соответствии с мировыми тенденциями, предлагая новые цели, подходы, отношения, иное содержание образования, иное поведение.

Изменение ценностно-целевых ориентиров современного образования, связанное с внедрением в образование идей компетентностного подхода, заключается в том, что значение перестало быть самоцелью. Если раннее целью образования было накопление определенного объема знаний, информации, сведений, теперь целью становится накопление опыта реализации, применения освоенных знаний и умений на практике и формирование готовности решать различные задачи в любой сфере жизнедеятельности.

Изменение целей влечет за собой запуск цепочки других изменений, в первую очередь, изменение самого педагогического процесса: без новых форм подачи материала, организации деятельности всех участников процесса, новых подходов, методик, технологий, приемов на всех ступенях образовательного процесса начиная с дошкольного образования невозможно достичь нового результата – готовности и умения применять освоенные знания и умения в различных реальных жизненных ситуациях.

Одной из таких новых форм может стать образовательная ситуация.

Образовательная ситуация это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной и детской деятельности.

Появление в дошкольной педагогике понятия «образовательная ситуация» обусловлено стремлением ученых найти термин, максимально отчетливо характеризующий современное понимание своеобразия воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Многие исследователи (Хуторской А.В., Тубельский А.Н., Зимняя И.А., Сериков В.В., Бабаева Т.Н., Крулехт М.В., Михайленко О.А., Кларина Л.М. и др.) рассматривают образовательную ситуацию как форму организации деятельности участников образовательного процесса, способствующую эффективному достижению образовательных целей.

Колесникова И.А., анализируя педагогическую реальность связывает временной аспект с направлениями цивилизационного и культурного развития. Оказывая непосредственное влияние друг на друга, они порождают многообразные педагогические структуры внутри которых, во-первых, реализуется взаимодействие педагога и обучаемого, во-вторых, проявляется определенный социально-исторический контекст образовательного процесса. Происходит это путем образования специфических объемных конструкторов – социокультурных образовательных ситуаций – как теоретического аналога социокультурной образовательной модели и педагогической ситуации в идеальном варианте.

Интерес представляют выводы Гершунского Б.С., который, описывая базисные философские основания образования, раскрывает в контексте многочисленных и специфичных педагогических ситуаций проявление истинной сущности педагогической деятельности, ее субъектов и объектов.

Цукерман Г.А., обращаясь к работам Зинченко В.П., говорит о необходимости построения такой образовательной среды, которая распахивает перед растущими людьми веер равнодостойных направлений самоизменения, а не зомбирует один, единственно верный, «научно обоснованный» путь, который лишь для некоторых окажется подлинным, собственным.

Анализ различных подходов к пониманию сути образовательной ситуации приводит нас к выводу о существовании двух основных направлений ее изучения. Первое раскрывает образовательную ситуацию как внешние условия протекания деятельности человека, как множество элементов среды, либо как ее часть на определенном этапе жизнедеятельности. В таком понимании образовательная ситуация включает субъектов образовательного процесса, осуществляемую ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты.

Иная позиция состоит в использовании понятия «образовательная ситуация» в качестве результата активного взаимодействия личности и среды. Данный подход является более емким в сравнении с описанным выше. В нем объективные элементы образовательной ситуации дополняются субъективными: межличностными отношениями, социально-психологическим климатом, групповыми нормами, ценностями, стереотипами сознания. Масштабность их проявления зависит от преобладающей роли либо внешних обстоятельств, либо личностных.

Следует уточнить, что образовательная ситуация понимается, как «рамочная» конструкция. Конкретизированная в исследовании до ситуации развития ДОУ, как инновационной образовательной системы, она органично включает в себя цели, задачи, содержание, методы, средства, критерии оценки, организационные формы, исследуемого процесса во всех его многогранных проявлениях.

Вместе с тем, возможность изучения образовательной ситуации подтверждается ее комбинированным характером, раскрывающимся через временной, пространственный и функциональный аспекты.

Проблема исследования образовательной ситуации развития личности, выявления ее структуры, действующих факторов – одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Без четких представлений о составе элементов личностно-развивающей ситуации, о диалектике их взаимосвязей и функций невозможно осуществлять научно обоснованное проектирование развивающих образовательных систем, разрабатывать ориентированные на развитие личности технологии педагогической деятельности.

Образовательную ситуацию возможно рассмотреть в аспектах ее логической структуры: формы, методы, средства, требования и условия.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности.

Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.

Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий.

Воспитатель также широко использует ситуации выбора, практического и морального. Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.

Образовательные ситуации могут запускать инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Таким образом, образовательные ситуации являются актуальным способом применить усвоенные знания и умения на практике, и дают возможность определить направление дальнейшей работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабаева, Т.И.  Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Детство-пресс, 2014.
  2. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика.  М.: Флинта, 2003.  768 с.
  3. Колесникова, И.А. Качество воспитательной среды образовательного учреждения [Электронный ресурс]  Режим доступа:

http:// www.openclass.ru/node/90053. (08.12.2017).

  1. Конохова, Е.С.Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]  Режим доступа: http://deti-club.ru. (29.11.2017).
  2. Конохова, Е.С.Образовательные ситуации как средство нравственного воспитания старших дошкольников / Е.С. Конохова // Педагогическое образование в России. – 2014. – №3.
  3. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
  4. Норман, Б. Ю.  Теория языка. Вводный курс. – М.: Флинта, 2009.
  5. Ходякова, Н.В. Моделирование структуры образовательной ситуации личностного развития методом бинарных оппозиций / Н.В. Ходякова // Известия волгоградского государственного педагогического университета. – 2007. – №6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по реализации образовательной области «Познание» по разделу: «Математическое развитие» на тему: «Геометрические фигуры» в подготовительной к школе группе с использованием технологии проблемно-диалогового обучения.

Программное содержание:  Закрепить знания детей о геометрических фигурах и их свойствах. Упражнять детей в определение геометрических фигур на основе словесного описания и зрительного ...

Конспект образовательной ситуации по реализации образовательной области «Познание» по разделу: «Природный мир» на тему: «Птицы разных стран» в подготовительной к школе группе. Воспитатель - Голикова Л.Д.

Цель: ознакомление и закрепление знания детей о птицах живущих не только в нашей стране, но и других странах мира.Задачи:1. Расширить  представление детей о птицах.2. Закрепить знания детей в уме...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми. Образовательные ситуации "Правила поведения с незнакомыми людьми".

конспектсовместная образовательная деятельность с детьмиобразовательные ситуации"правила поведения с незнакомыми людьми"старшая группа общеразвивающей направленности...

Консультация для педагогов ДОО "Личностно ориентированная образовательная ситуация как единица педагогического процесса"

Консультация для педагогов ДОО "Личностно ориентированная образовательная ситуация как единица педагогического процесса"...

Образовательная ситуация - основная единица образовательного процесса в поддержку исследовательского поведения дошкольников в ДОУ.

Одной из основных форм организации педагогического процесса может быть образовательная ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазв...