Значение игры в дошкольном возрасте.
статья (младшая группа)

Пышкина Марина Александровна

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, имеет важное значение для интелектуального развития способности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_mariny.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игры в дошкольном возрасте.


 
Игра - является действенным средством познавательного, социального, физического психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры.

    Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребенка.

 
   Значение игры в развитии ребенка рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных (Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (М, Пиаже, И. Ивиг, X. Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.) ученых. Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний.

     Cюжетно-ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.)

    Система дошкольного образования претерпевает изменения, которые в большей степени связаны с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Согласно ФГОС, игре отводится большая роль, как основной форме организации деятельности, направленной на освоение содержания основных образовательных областей. Другими словами, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, а также физическое развитие ребенка осуществляется в русле ведущего вида деятельности – игровой. Но для того, чтобы игра стала основным средством обучения и воспитания ребенка необходим высокий уровень ее развития, необходимо создавать условия для эффективного управления динамикой тех изменений, которые претерпевает игровая деятельность дошкольника. Таким образом, изучение изменений и особенностей игровой деятельности современного дошкольника – это актуальная проблема, требующая особого внимания со стороны, как педагогов, так и психологов.

   Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой ( поликлиника, завод и т.д.)

   Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

     Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребенка в игре. Естественно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Такую функцию может выполнить только «хорошая» игра. Можно выделить ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).

    Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.

    Обсуждения содержания игры, хода развития, распределение ролей — первый этап игры (предварительное обсуждение). Так, дети хотят играть в «путешествия». Воспитатель спрашивает: «Куда поплывет ваш теплоход?» Дети начинают спорить: одни говорят — в Москву, другие — на север. Сережа предлагает — по Днепру в Киев. Дети соглашаются с ним. Своевременно поставленный вопрос дает возможность определить тему игры .

     В старших группах не может быть единого способа распределения ролей. Он зависит, прежде всего, от содержания игры, от состава играющих детей. Это может быть и коллективное обсуждение с участием воспитателя, и избрание организатора (с общего согласия детей), который назначает, кем будет каждый участник.

     Важное условие организации игры является создание развивающей предметно-игровой среды. Игровой материал должен быть размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под «замысел».развивающая среда должна быть мобильна ( легко перемещаться), полифункциональна. Дети сооружают пространство для игры из любых подсобных материалов. Игровые материалы должны быть переносными.

    Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы. В основе систематизации образовательного материала лежит тематическое планирование. Это обеспечивает такое построение педагогического процесса, при котором осуществляется взаимосвязанное формирование нравственных представлений и перенос их в опыт игровой деятельности. В этом процессе используются различные формы занятий: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, лепка, рисование, оформление тематических альбомов.

    На что нужно обратить внимание современному педагогу:

- на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников, и как бы ни были важны занятия, природа ребенка требует реализации потребности в игре.

- на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. И это надо учитывать.

-на то, что мир игры многообразен и не ограничивается только сюжетно-ролевой игрой. Важно помнить, что к концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра постепенно уступает место другим видам игр детей, интегрируется с разными видами деятельности.

   Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом. Игра-деятельность , которая несет в себе радость. А, если нет радости, значит нет самой игры.

Литература.

«Дошкольное воспитание» № 4,  2005, стр. – 58, 119.

Солнцева О.В. дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей.-СПб.:Речь;М.:Сфера,2010.-176 с.

«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова, Ростов н/Д; «Феникс» 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте (ДОКЛАД)

В докладе представлены: определение игры, классификация игр по С.Л. Новоселовой, этапы развития игровой деятельности, этапы руководства сюжетно-ролевой игрой....

Консультация для родителей. Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей.Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности.Невозможно  представить себе ра...

Значение игры в дошкольном возрасте (родительское собрание)

Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие спосо...

Значение игры в дошкольном возрасте.

Доклад на педсовет. Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано по...

Консультация для родителей на тему "Значение игры в дошкольном возрасте".

Консультация для родителей на тему "Значение игры в дошкольном возрасте". знакомство родителей с видами игр, с общими правилами проведения игр, ролью взрослых в развитии игровой деятельности...

Значение игры для дошкольного возраста

Знгачение игры для  дошкольного возраста...