индивидуальный план по самообразованию «Использование элементов арт-терапии с детьми дошкольного возраста» на 2018-2019 уч.г
методическая разработка

Бельтоева Айна Асланбековна

«…Художественное творчество обогащает субъективный опыт,

 являясь его эквивалентом. …

В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются

вновь, осознаются и, в конечном счете, разрешаются».

Э. Крамер

Проблема: увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера.

 

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоционально-психологическое состояние детей.

 

Актуальность: Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит

важная задача – создание условий для сохранения здоровья детей, т. е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности. Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.

Именно поэтому я поставила перед собой задачу – развивать эмоциональную сферу детей, улучшать их психическое развитие.

Я думаю, что основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать чужие чувства и свои.

В современном обществе родители хотят дать детям больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают. Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.

Столкнувшись с этой проблемой, я решила развивать эмоциональную сферу детей с помощью нового эффективного метода арт-терапии. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия.

Арт-терапия – это один из самых мягких и в тоже время глубоких методов. АРТ-терапия - это внутренний мир ребенка, и я на своих занятиях не лечу, в прямом смысле слова, а помогаю ребенку обрести гармонию с самим с собой и окружающим. Это метод воздействия  на ребенка с помощью рисования, танцев, сказок. Все это очень близко детям и способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях детям, помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным –  переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.

Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния».

 

Арт - терапия в дошкольном возрасте.

Одним из средств ознакомления ребенка с музыкой и искусством в целом является арт-педагогика – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно - творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление  основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно  подразумевается терапия изобразительным творчеством.

Изотерапия – это воздействие на развитие ребёнка посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
В работе с детьми педагогическое направление изотерапии имеет неклиническую направленность и рассчитана на здоровую личность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_18-19g.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя

Бельтоевой А.А.

на 2018-2019 уч.г.

 

«Использование элементов арт-терапии

с детьми дошкольного возраста»

«…Художественное творчество обогащает субъективный опыт,

 являясь его эквивалентом. …

В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются

вновь, осознаются и, в конечном счете, разрешаются».

Э. Крамер

Проблема: увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера.

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоционально-психологическое состояние детей.

Актуальность: Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит

важная задача – создание условий для сохранения здоровья детей, т. е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности. Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.

Именно поэтому я поставила перед собой задачу – развивать эмоциональную сферу детей, улучшать их психическое развитие.

Я думаю, что основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать чужие чувства и свои.

В современном обществе родители хотят дать детям больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают. Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.

Столкнувшись с этой проблемой, я решила развивать эмоциональную сферу детей с помощью нового эффективного метода арт-терапии. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия.

Арт-терапия – это один из самых мягких и в тоже время глубоких методов. АРТ-терапия - это внутренний мир ребенка, и я на своих занятиях не лечу, в прямом смысле слова, а помогаю ребенку обрести гармонию с самим с собой и окружающим. Это метод воздействия  на ребенка с помощью рисования, танцев, сказок. Все это очень близко детям и способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях детям, помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным –  переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.

Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния».

Арт - терапия в дошкольном возрасте.

Одним из средств ознакомления ребенка с музыкой и искусством в целом является арт-педагогика – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно - творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление  основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно  подразумевается терапия изобразительным творчеством.

Изотерапия – это воздействие на развитие ребёнка посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
В работе с детьми педагогическое направление изотерапии имеет неклиническую направленность и рассчитана на здоровую личность.

Цель:

  • развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, способствовать выходу внутренней не комфортности и сильным эмоциям через различные методы арт-терапии (рисунок, игру, сказку, музыку ),
  • улучшить психическое развитие детей как одной из составляющих здоровья через раскрытие творческого потенциала ребенка,
  • создать условия для гармонизации личности ребенка,
  • расширить возможности социальной адаптации посредством художественной деятельности.

Задачи:

  • развивать художественно - эстетический вкус у детей, с помощью нетрадиционных методов рисования.
  • помочь детям справиться с такими проблемами, как заниженная самооценка, гиперактивность, плохая память, накопление отрицательных эмоций, трудности в общении.
  • достигнуть положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка

Предполагаемый результат:

  • расширить знания детей о нетрадиционных методах рисования.
  • углубить представления детей о последовательности работы над рисунком.
  • совершенствовать навыки владения кистью,
  • научить сочетать  краски, и  располагать рисунок по всему листу, передавать форму, строение предметов и пропорции.

Форма самообразования : индивидуальная.

Срок реализации: 2 года.

Этапы работы:

  • теоретический ( сентябрь-октябрь).

Изучение литературы.

Составление перспективного плана работы.

Подбор дидактического материала и игр.

Беседа с родителями по выявлению знаний о изо-терапии .

Диагностика детей.

  • практический ( ноябрь-апрель).

Создание дидактических игр и пособий.

Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

Проведение дидактических игр и игр-занятий.

Проведение консультаций для родителей

Беседы

Составление картотеки игр по изотерапии

Консультации на стенде информации

  • заключительный (май).

Итоговая диагностика детей;

Выступление на итогом родительском собрании «Изо-терапия в детском саду и дома».

Выступление с презентацией опыта работы на педсовете по теме «Арт- терапия, как один из способов здоровьесбережения».

Публикация материалов из опыта работы в педагогических интернет – сообществах.

Перспективный план на 2018-2019  учебный год

 п\п

Участники

Месяц проведения

Мероприятия

1

Дети

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Диагностика детей.

Тема: «Изображение солнца в детских рисунках».

Цели: Воспитание любви к родной природе. Учить детей создавать выразительный образ солнца при помощи отпечатка ладони. Закрепить красный, жёлтый, оранжевый цвет, навыки пользоваться кистью и гуашью.

Тема: «Страна эмоций» .

Цели: Научить детей преодолевать трудности в эмоциональной и коммуникативной сфере. Осуществлять рефлексию чувств детей, дать испытываемым эмоциям название. Дать возможность детям оценить эмоции негативного характера в условиях максимальной безопасности.

Тема: «Коррекция детских страхов с использованием изотерапии».

 Цели: Коррекция детских страхов. Помочь детям графически отреагировать имеющиеся у них страхи, препятствующие полноценному личностному развитию. Снизить ситуативную тревожность, способствовать повышению самооценки детей, обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Тема: «Ритуал символического исцеления» (изотерапия).

Цели: Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нём, отразить его доступными изобразительными средствами.

Тема: «Моя маска» (изотерапия).

 Цели: Дать возможность детям осознать и вербализовать свои чувства и ощущения, своё настроение. Создать доверительную обстановку, материализовать страх, создавая маску. Помочь детям в процессе театрализации освободится от негативной энергии.

Тема: «Нарисуй свой страх».

Цель: Отработка эмоций страха и тревоги в рисунке.

Тема: «Лабиринт сказок» (изотерапия).

 Цель: Разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов, отобразить их с помощью нетрадиционных техник рисования.

Тема: «Рисуем радость»

Цели: сконцентрироваться на своих чувствах, научиться изображать их при помощи цвета, улучшить эмоциональный фон.

Итоговая диагностика детей.

2

Родители

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Консультация «Чудеса арт - терапии».

Рекомендации для родителей «Изо-терапия с детьми».

Папка-передвижка для родителей «Изотерапия – средство развития воображения».

Консультация для родителей «Что рисуют дети».

Памятка для родителей: «Все, что я воображаю, на листе изображаю» или изотерапия в помощь родителям .

Буклет «Любимый цвет вашего ребенка»

Выступление на итоговом родительском собрании « Изо-терапия в детском саду и дома».

3

Воспитатели

Декабрь

Февраль-март

Май

Консультация для воспитателей «Изо-терапия с детьми дошкольного возраста детского сада».

Мастер-класс «».

Выступление с презентацией опыта работы на педсовете по теме «Арт- терапия – как один из способов здоровьесбережения в ДОУ».

Список литературы:

  1. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб; 2006.
  2. Дубровская Н.В. «Игры с цветом» СПб «Детство-Пресс» 2007
  3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.:  Речь; 2006.
  4. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: Просвещение; 2007.
  5. Лебедева Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы,  диагностика, система занятий». Изд. «Речь», СПб.: 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...

Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность».

Цели: Формирование  представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности  дошкольников....

План по самообразованию Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста

Актуальность. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья д...

План по самообразованию Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста

Актуальность. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья д...

Индивидуальный план по самообразованию.Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр»

Цель самообразования:-Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр. -Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Научить детей четко про...