индивидуальный план по самообразованию «Использование элементов арт-терапии с детьми дошкольного возраста» на 2018-2019 уч.г
методическая разработка
«…Художественное творчество обогащает субъективный опыт,
являясь его эквивалентом. …
В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются
вновь, осознаются и, в конечном счете, разрешаются».
Э. Крамер
Проблема: увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера.
Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоционально-психологическое состояние детей.
Актуальность: Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит
важная задача – создание условий для сохранения здоровья детей, т. е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности. Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.
Именно поэтому я поставила перед собой задачу – развивать эмоциональную сферу детей, улучшать их психическое развитие.
Я думаю, что основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать чужие чувства и свои.
В современном обществе родители хотят дать детям больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают. Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.
Столкнувшись с этой проблемой, я решила развивать эмоциональную сферу детей с помощью нового эффективного метода арт-терапии. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия.
Арт-терапия – это один из самых мягких и в тоже время глубоких методов. АРТ-терапия - это внутренний мир ребенка, и я на своих занятиях не лечу, в прямом смысле слова, а помогаю ребенку обрести гармонию с самим с собой и окружающим. Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, танцев, сказок. Все это очень близко детям и способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях детям, помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния».
Арт - терапия в дошкольном возрасте.
Одним из средств ознакомления ребенка с музыкой и искусством в целом является арт-педагогика – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно - творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством.
Изотерапия – это воздействие на развитие ребёнка посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
В работе с детьми педагогическое направление изотерапии имеет неклиническую направленность и рассчитана на здоровую личность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_18-19g.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
воспитателя
Бельтоевой А.А.
на 2018-2019 уч.г.
«Использование элементов арт-терапии
с детьми дошкольного возраста»
«…Художественное творчество обогащает субъективный опыт,
являясь его эквивалентом. …
В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются
вновь, осознаются и, в конечном счете, разрешаются».
Э. Крамер
Проблема: увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера.
Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоционально-психологическое состояние детей.
Актуальность: Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит
важная задача – создание условий для сохранения здоровья детей, т. е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности. Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.
Именно поэтому я поставила перед собой задачу – развивать эмоциональную сферу детей, улучшать их психическое развитие.
Я думаю, что основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать чужие чувства и свои.
В современном обществе родители хотят дать детям больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают. Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.
Столкнувшись с этой проблемой, я решила развивать эмоциональную сферу детей с помощью нового эффективного метода арт-терапии. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия.
Арт-терапия – это один из самых мягких и в тоже время глубоких методов. АРТ-терапия - это внутренний мир ребенка, и я на своих занятиях не лечу, в прямом смысле слова, а помогаю ребенку обрести гармонию с самим с собой и окружающим. Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, танцев, сказок. Все это очень близко детям и способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях детям, помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния».
Арт - терапия в дошкольном возрасте.
Одним из средств ознакомления ребенка с музыкой и искусством в целом является арт-педагогика – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно - творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством.
Изотерапия – это воздействие на развитие ребёнка посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
В работе с детьми педагогическое направление изотерапии имеет неклиническую направленность и рассчитана на здоровую личность.
Цель:
- развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, способствовать выходу внутренней не комфортности и сильным эмоциям через различные методы арт-терапии (рисунок, игру, сказку, музыку ),
- улучшить психическое развитие детей как одной из составляющих здоровья через раскрытие творческого потенциала ребенка,
- создать условия для гармонизации личности ребенка,
- расширить возможности социальной адаптации посредством художественной деятельности.
Задачи:
- развивать художественно - эстетический вкус у детей, с помощью нетрадиционных методов рисования.
- помочь детям справиться с такими проблемами, как заниженная самооценка, гиперактивность, плохая память, накопление отрицательных эмоций, трудности в общении.
- достигнуть положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка
Предполагаемый результат:
- расширить знания детей о нетрадиционных методах рисования.
- углубить представления детей о последовательности работы над рисунком.
- совершенствовать навыки владения кистью,
- научить сочетать краски, и располагать рисунок по всему листу, передавать форму, строение предметов и пропорции.
Форма самообразования : индивидуальная.
Срок реализации: 2 года.
Этапы работы:
- теоретический ( сентябрь-октябрь).
Изучение литературы.
Составление перспективного плана работы.
Подбор дидактического материала и игр.
Беседа с родителями по выявлению знаний о изо-терапии .
Диагностика детей.
- практический ( ноябрь-апрель).
Создание дидактических игр и пособий.
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
Проведение дидактических игр и игр-занятий.
Проведение консультаций для родителей
Беседы
Составление картотеки игр по изотерапии
Консультации на стенде информации
- заключительный (май).
Итоговая диагностика детей;
Выступление на итогом родительском собрании «Изо-терапия в детском саду и дома».
Выступление с презентацией опыта работы на педсовете по теме «Арт- терапия, как один из способов здоровьесбережения».
Публикация материалов из опыта работы в педагогических интернет – сообществах.
Перспективный план на 2018-2019 учебный год
№ п\п | Участники | Месяц проведения | Мероприятия |
1 | Дети | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Диагностика детей. Тема: «Изображение солнца в детских рисунках». Цели: Воспитание любви к родной природе. Учить детей создавать выразительный образ солнца при помощи отпечатка ладони. Закрепить красный, жёлтый, оранжевый цвет, навыки пользоваться кистью и гуашью. Тема: «Страна эмоций» . Цели: Научить детей преодолевать трудности в эмоциональной и коммуникативной сфере. Осуществлять рефлексию чувств детей, дать испытываемым эмоциям название. Дать возможность детям оценить эмоции негативного характера в условиях максимальной безопасности. Тема: «Коррекция детских страхов с использованием изотерапии». Цели: Коррекция детских страхов. Помочь детям графически отреагировать имеющиеся у них страхи, препятствующие полноценному личностному развитию. Снизить ситуативную тревожность, способствовать повышению самооценки детей, обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Тема: «Ритуал символического исцеления» (изотерапия). Цели: Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нём, отразить его доступными изобразительными средствами. Тема: «Моя маска» (изотерапия). Цели: Дать возможность детям осознать и вербализовать свои чувства и ощущения, своё настроение. Создать доверительную обстановку, материализовать страх, создавая маску. Помочь детям в процессе театрализации освободится от негативной энергии. Тема: «Нарисуй свой страх». Цель: Отработка эмоций страха и тревоги в рисунке. Тема: «Лабиринт сказок» (изотерапия). Цель: Разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов, отобразить их с помощью нетрадиционных техник рисования. Тема: «Рисуем радость» Цели: сконцентрироваться на своих чувствах, научиться изображать их при помощи цвета, улучшить эмоциональный фон. Итоговая диагностика детей. |
2 | Родители | Октябрь Ноябрь Январь Февраль Март Апрель Май | Консультация «Чудеса арт - терапии». Рекомендации для родителей «Изо-терапия с детьми». Папка-передвижка для родителей «Изотерапия – средство развития воображения». Консультация для родителей «Что рисуют дети». Памятка для родителей: «Все, что я воображаю, на листе изображаю» или изотерапия в помощь родителям . Буклет «Любимый цвет вашего ребенка» Выступление на итоговом родительском собрании « Изо-терапия в детском саду и дома». |
3 | Воспитатели | Декабрь Февраль-март Май | Консультация для воспитателей «Изо-терапия с детьми дошкольного возраста детского сада». Мастер-класс «». Выступление с презентацией опыта работы на педсовете по теме «Арт- терапия – как один из способов здоровьесбережения в ДОУ». |
Список литературы:
- Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб; 2006.
- Дубровская Н.В. «Игры с цветом» СПб «Детство-Пресс» 2007
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь; 2006.
- Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: Просвещение; 2007.
- Лебедева Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». Изд. «Речь», СПб.: 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование нетрадиционной техники в старшем дошкольном возрасте».
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность».
Цели: Формирование представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников....
План по самообразованию Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста
Актуальность. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья д...
План по самообразованию Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста
Актуальность. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья д...
Индивидуальный план по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Формирование у детей элементов экологического сознания к природе....
Индивидуальный план по самообразованию.Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр»
Цель самообразования:-Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр. -Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Научить детей четко про...