Роль самообразования педагогических работников
консультация

Жанна Александровна Рыльщикова

Данная консультация была приготовлена к педагогическому совету и содержит основные понятия самообразования, его цели, а также показывает, насколько важно самообразование для формирования педагогического профессионализма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu_rol_samoobrazovaniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма. Настоящий педагог-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование педагогического профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания;

- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации занятий;

- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;

Если процесс образования:

- осуществляется добровольно,

- осуществляется сознательно,

- планируется, управляется и контролируется самим человеком,

- необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

В чём заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники получения знаний:

телевидение;

газеты, журналы;

литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

интернет;

видео, аудио;

платные курсы;

семинары и конференции;

мастер - классы;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

курсы повышения квалификации;

путешествия.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

  • в рамках курсовой подготовки в ИПКРО
  • с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

  • работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
  • проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

  • средств массовой информации,
  • вычислительной и оргтехники,
  • библиотек, музеев,
  • исследований, экспериментов,
  • осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
  • формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)

Для учреждения образования, которое работает в режиме развития, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании. Поэтому очень важно знать: готовы ли наши педагоги к самообразованию как к виду деятельности, способствующему повышению профессионального мастерства, которое необходимо для повышения качества образовательного процесса.

Самообразование будет продуктивным, если педагог удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. Ученые выявили факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:

- Недостаток времени;

- Состояние здоровья;

- Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;

- Недостаточная поддержка со стороны администрации;

- Собственная инерция.

К факторам, которые стимулируют развитие самообразование:

Интерес к работе;

Возрастающая ответственность за результаты труда;

Пример коллег;

Новизна деятельности;

Обучение на курсах;

Пример и влияние администрации;

Организация методической работы;

Возможность получения признания в коллективе.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Памятка для педагогов: ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать учитель?

Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.

Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:

уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;

владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);

уметь вставать на точку зрения ученика;

уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;

быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;

уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;

уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;

уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;

уметь не бояться обратной связи от учеников;

уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.

Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по самообразованию:В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с ...

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.  

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников. Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по с...

Доклад из опыта работы на городском совещании педагогических работников "Роль развивающей предметно - пространственной среды в образовании дошкольника"

Особое внимание в дошкольном образовании   уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, актив...

Участие в семинаре на тему "Самообразование,как важный инструмент профессионального роста педагогического работника" Ветряк.Н.В. 2021год

Самообразование,как важный инструмент профессионального роста педагогического работникаПедагог — одна из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих спосо...

Организация и содержание работы педагогических работников в рамках самообразования

Самообразование — целенаправленная, осознанная, активная, познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование метод...

Методическая статья: «Самообразование как важный инструмент профессионального роста педагогического работника»

Рассмотреть проблему профессионального самообразования как средство формирования педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения.Дошкольное воспитание — это развивающ...

Интернет-ресурсы для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогов

Полезные ссылки  интернет-ресурсов для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квал...