Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО
методическая разработка

Кулак Светлана Александровна

Ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profor.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.

С 2016 г. ранняя профориентация детей дошкольного возраста стала инновационным направлением работы МАДОУ детский сад № 65, на основании приказа министерства образования Саратовской области от 22.04.2016 г. № 1454 «Об организации инновационной деятельности в образовательных организациях Саратовской области».

В практике МАДОУ детский сад № 65 накоплена определенная совокупность форм и методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Зная психологические и индивидуальные особенности ребенка в детском возрасте, мы стараемся спрогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы расширяем выбор ребенка, давая ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Наши педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде занимают одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.

Цель: выстраивание в образовательном  учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.

Задачи:

1. Дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях.

2. Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.

3. Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задача

Показатель результативности на конец года

Дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях

Расширение представлений детей о профессиях: результат педагогической диагностики воспитанников старших и подготовительных к школе групп, образовательная область «Познавательное развитие» - 92%

Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру

Проявление интереса детей к разновидностям профессий

Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности

Участие в конкурсах различного уровня, организация совместных мероприятий для детей и взрослых

В МАДОУ детский сад № 65 работает сплоченный коллектив единомышленников, отличительными чертами которого являются профессионализм и заинтересованность в результатах своего труда. Всего педагогов – 27 человек, инновационную деятельность осуществляют 16 человек: заведующий, заместитель заведующего по воспитательно – образовательной работе, старший воспитатель, 4 специалиста и 9 воспитателей. Высшую квалификационную категорию имеют – 8 педагогов, 6 педагогов - первую квалификационную категорию.

С 2016 года педагогический коллектив МАДОУ детский сад № 65 активно осуществляет инновационную деятельность, в результате чего созданы условия, обеспечивающие профессиональный и личностный рост.

Повышение квалификации в соответствии с ФГОС ДО прошли все педагоги МАДОУ детский сад № 65 – 100 %.

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Для этого налажено сетевое взаимодействие и сотрудничество с: МАОУ СОШ № 27, МАУ «УСК  «Форум», «Станция юных техников», Ледовый дворец «Кристалл», пожарная часть № 22, Городская центральная библиотека, Балаковский театр юного зрителя.

        Описание методов, форм и средств обучения

        Наиболее действенными методами и средствами обучения для повышения эффективности считаем нестандартные формы занятий: занятие – сказка, путешествие, спектакль, викторина, игра.

        Для ознакомления детей с трудом взрослых применяем следующие методы обучения:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно - бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).     В практической деятельности все методы применяем не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Выявленные затруднения и проблемы, возникающие в процессе осуществления инновационной деятельности и их решение.

Выявленные затруднения

Пути решения выявленных затруднений

Низкая степень охвата участия социальных партнеров

Проведение в начале года рекламной акции по информированию потенциальных партнеров, с целью убеждения, привлечения к принятию участия в запланированных мероприятиях, с привлечением СМИ, возможностей интернета

Отсутствие курсов повышения квалификации подготовки кадров для системы сопровождения профессионального самоопределения дошкольников

Работа по самообразованию, посещение семинаров, вебинаров, конференций и т.д.

На 1-ом году реализации инновационной программы «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации» было проведено анкетирование родителей по теме: «Первые шаги в профориентации ребенка в детском саду» (12.09.2016 г.), «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» (10.10.2016 г.).

16.01.2017 г. протестировали воспитанников на тему: «Кем может стать ребенок в будущем?».

13.09.2018 г., 25.05.2018 г. на 2-ом году реализации инновационной программы «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации» было также проведено анкетирование педагогов. По итогам анкетирования сделали вывод: в настоящее время в ДОО целенаправленно осуществляется работа по ранней профориентации детей, возможности воспитанников к освоению опыта трудовой деятельности реализуются в полной мере, отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

С 2016 г. все проводимые мероприятия по профориентации прослеживаются на странице сайта МАДОУ детский сад № 65.

В фойе детского сада оформили стенд «Профориентация детей дошкольного возраста», на стенде «Вернисаж» организовываем выставки рисунков детей и родителей.

С целью выявления опыта применения новых форм образовательной деятельности, в области профориентационной работы в детском саду проводили семинары – практикумы: «Особенности профориентационной работы в детском саду», «Развитие профориентации детей через сюжетно-ролевые игры».

С целью получения знаний детей о профессиях членов семьи провели конкурс мини - рассказов «Профессии моей семьи» среди воспитанников старших и подготовительных к школе групп МАДОУ детский сад № 65. Гостями конкурса были ученики МАОУ СОШ № 27 – бывшие воспитанники МАДОУ детский сад № 65.

С целью оказания профориентационной поддержки детей старшего дошкольного возраста организовали конкурс чтецов «Профессии, которые мы выбираем».

14.03.2018 г. организовали региональный семинар-практикум по теме: «Организация работы ДОУ по реализации региональной инновационной программы по теме: «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации». Данный семинар посетили педагоги из городов: Ершов, Энгельс, Пугачев, Саратов.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, создали определенную развивающую предметно – пространственную среду, выстроенную с ориентировкой на знакомство с профессиональной деятельностью человека:

- организовали уголки по профориентации;

- приобрели и сделали своими руками тематические плакаты;

- изготовили совместно с родителями бизиборды;

- пополнили библиотеку подборкой книг о профессиях, пословицами и поговорками о труде, загадками, скороговорками, считалками, стихами о профессиях и орудиях труда; стихами для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминутками;

-  подобрали дидактические, развивающие, настольно — печатные игры, игры с предметами, демонстрационный материал;

-  сделали подборку мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;

- периодически совершаем виртуальные экскурсии.

В своей работе педагоги МАДОУ детский сад № 65 активно используют интерактивную доску.

Силами детей и родителей оформили «Древо семьи» по профессиям, изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски.

Сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. В феврале 2018 г. в МАДОУ детский сад № 65 прошел марафон сюжетно – ролевых игр.

Основной вывод об эффективности инновационной деятельности, целесообразности продолжения реализации проекта, перспектив и направлений дальнейших исследований.

Выводом об эффективной инновационной деятельности в МАДОУ детский сад № 65 является то, что:

1. Выросла заинтересованность родителей (законных представителей) в результате деятельности региональной инновационной площадки.

2. Педагоги уверены, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

3. Ежегодное увеличение воспитанников в МАДОУ детский сад № 65, что доказывает высокий уровень создания комфортных условий в детском саду.

Считаем, что необходимо продолжить инновационную деятельность в МАДОУ детский сад № 65, так как раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме.

Перспективы на развитие профориентационной работы в МАДОУ детский сад      № 65:

- вести активную пропаганду работы ДОУ по ранней профориентации - поддерживать имидж дошкольного работника;

- совершенствовать профориентационную работу в детском саду с использованием современных педагогических технологий;

- продолжать вовлекать родителей в совместную с ДОУ работу по ранней профориентации  воспитанников.

Мы уверены, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела. Мы уверены, что  именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метеостанция - как эффективное средство для ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС.

Наша переносная метеостанция имеет свое оригинальное оборудование необходимое для наблюдения за погодой. Метеорологические приборы, красиво оформлены и объединены в переносную метеостанцию.Мы ис...

Консультация для воспитателей на тему: «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...

Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»

Консультация для воспитателей«Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»...

Опыт работы по теме: Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...