«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
презентация к уроку (средняя группа)
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.4 МБ |
![]() | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни . Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Задачи сказкатерапии: Развить речь детей: Выявить и поддержать творческие способности. Снизить уровень тревожности и агрессивности. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки. Развивать память, мышление, воображение, внимание. Укрепить союз «Ребёнок – родитель – педагог»
Разнообразны и приёмы сказкотерапии: чтение или рассказывание; пересказ по опорному плану; обсуждение и словесный анализ; рисование сказки; артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия: театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек; изо терапия: марания, техника каракуль, рисование листьями, монотипия, песком и манкой, другими сыпучими материалами . :
пальчиковый театр, дидактические, ролевые, театрализованные, подвижные игры, сочинение собственных сказочных сюжетов; решение сказочных задач (выполнение творческих заданий смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов); подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам (рисование, аппликация, лепка и т.д.) :
пересказывая сказки, рассказывая сказки от третьего лица, группового рассказывания сказок, сочинение сказок, рассказывания по кругу , пересказ по опорному плану; :
Рассказывание сказки « К урочка ряба» по картинкам.
«Пальчиковый театр»
В заключении хочется сказать, что Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. Сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души и помогает жить в гармонии с миром и с самим собой . :
1 . Зинкевич -Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с. 2. Зинкевич -Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003. – 400 3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2002. – 160 с. 4. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с. https://img-fotki.yandex.ru/get/6406/16969765.46/0_68d80_78ecd6f1_orig.png http://chari.users.photofile.ru/photo/chari/3697310/xlarge/87398767.jpg https://computerscience.johncabot.edu/kduong/F2016CS130-1/pkuznetsova/project/images/smallfirebird.png https://abload.de/img/76r2ql7.png http://www.playcast.ru/uploads/2013/11/21/6628570.png https://thumbs.dreamstime.com/x/phoenix-feather-23467668.jpg http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/Konek-gorbunok-0.png Источники:
Предварительный просмотр:
КОУ «Сургутская школа-детский сад
Выступление на методическом объединении воспитателей
на тему «сказкотерапия как средство развития речи у
дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель Володина И.В.
Сургут, 2018
«Сказка развивает внутренние силы ребенка,
благодаря которым человек не может не делать добра,
то есть учит сопереживать»
В.А.Сухомлинский
Еще с древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.
Поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных мультфильмов.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей.
В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни.
Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
«Сказкотерапия» Что это такое?
- Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём.
- В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.
- Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
- Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Задачи сказкотерапии:
1. Развить речь детей:
2. Выявить и поддержать творческие способности.
3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
5. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
6. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
7. Укрепить союз «Ребёнок – родитель – педагог»
Разнообразны и приёмы сказкотерапии:
- чтение или рассказывание;
- пересказывая сказки,
- рассказывая сказки от третьего лица,
- группового рассказывания сказок, сочинение сказок,
- рассказывания по кругу.
- пересказ по опорному плану;
- обсуждение и словесный анализ;
- рисование сказки;
- артикуляционная гимнастика,
- пальчиковая гимнастика и театр
- арт-терапия: театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек;
- изо терапии: (марания, техника каракуль, рисование листьями, песком и манкой, другими сыпучими материалами, монотипия – это рисование с помощью уникального отпечатка);
- дидактические, ролевые, подвижные игры,
- сочинение собственных сказочных сюжетов (решение сказочных задач, выполнение творческих заданий: смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя);
- подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т.д.
В качестве примера мы использовали такие приёмы: как пересказ сказки по опорному плану, мы выбрали сказку «Курочка ряба». Рассказывая сказку, дети стараются вжиться в образ персонажа, от имени которого они говорят.
- Пальчиковый театр (дети сами придумывали сказку со своими героями).
- Кукольный театр: сказки «Три медведя», «Лиса и петушок», «Красная шапочка».
- Рисование сказок «Колобок» и «Золотая рыбка», игры с песком, чтение сказок.
- Постановка сказки «Теремок».
В заключении хочется сказать, что сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
Сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души и помогает жить в гармонии с миром и с самим собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/20/picture-814715-1692551303.jpg)
«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Презентация «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-828424-1647365567.jpg)
"Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста"
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животвор...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-828424-1647365567.jpg)
«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-912595-1511245665.jpg)
Августовская педагогическая конференция Тема «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Слайд 1Подготовили: Зеленина А.И. Воспитатель Рыбась Н. О. Педагог-психолог «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»Слайд 2«Через сказку, фантазию, игру,...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/18/picture-961045-1508343941.jpg)
«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Целью является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников, всестороннее развитие творческих способностей каждого ребенка, воспитание личности ребенка в собственной возмож...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-374400-1510250920.jpg)
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знако...