Патриотическое воспитание
консультация (старшая группа)

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной город, страна. Собирая и рассматривая фотографии, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.

Цель моего опыта работы – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан ,патриотов своего Отечества.

Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:

-Формировать чувство привязанности к своему дому, мини - центру, друзьям, своим близким.

-Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

-Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;

В работе я использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника

(эмоционально е восприятии окружающего, образность и конкретность мышления, незнание истории и др.) . Я стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу– значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в непосредственно образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки). В образовательной деятельности: игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. В нашем саду работа проводится по следующим темам: «Моя улица», «Родой город », «Что такое почта», «Растительный мир средней полосы России», «Наша Родина – Россия», «Животный мир средней полосы России», «Мы Россияне», «Духовные ценности русского народа», «Изучение государственной символики России и малой Родины», «Москва столица нашей Родины», «Что мы знаем о России» и т.д

 Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

Физическое воспитание. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).

Трудовое воспитание. Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к своей работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.

Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на участке, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе по его благоустройству (озеленение и уборка участков).

Используемые методы работы

• Целевые прогулки и экскурсии.

• Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).

• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

• Беседы о родном городе, об улице на которой находится детский сад.

• Разучивание песен и стихов о Родине, о родном городе, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

• Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура, деревянная и глиняная игрушка и т.п.).

• Обогащение и стимулирование детского творчества.

• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

• Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Я с детьми  проводила занятия по изучению культурного наследия страны, знакомила детей с государственной символикой России, города Новошахтинска , с народными праздниками и обычаями.

Проводились беседы: «О значении различных животных в жизни русского человека и об обычаях их почитания», «Дома бывают разные», «Городские здания», «Русская деревня», «Осенины».

Дети разучили русские народные игры, танцы, стихи русских поэтов познакомились с русскими народными сказками, пословицами и поговорками, с удовольствием смотрели спектакли, поставленные воспитателями и детьми по русским народным сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заячья избушка», «Маша и медведь», «Три медведя» и т.д.

Так же дети познакомились с народными праздниками и обрядами – Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Зеленые Святки. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев. На «посиделках» и других праздниках в разных формах и разными способами осуществляется социализация детей, им сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь.

Так же, как уже говорилось, знакомились дети с государственной символикой Российского государства, закрепляют представления о гербе родного города и других городов подмосковной земли, страны, рассказывают об истории родного города.

В рамках нравственно-патриотического воспитания проводятся развивающие игры: «Прошлое и настоящее города!» Цель игры – учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому: «Как выглядели улицы раньше и какие они сейчас» (проезжая часть, тротуары, цветники, газоны): «Старинные и современные здания (бараки, рубленые дома и современные, благоустроенные здания); «Быт жителей города Павловска– прошлое и настоящее» (питание, одежда, стирка, баня)»; «Игры детей». «Досуг в прошлом и в наши дни.».

Скоро праздник День победы, с детьми проводятся беседы различные на эту тему, которые заставляют наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа. Я детям рассказывала о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Разработаны занятия-беседы, «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Разгром фашистов под Воронежем», «Герои Советского Союза города Павловска», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Куликовская битва», «Битва на Курской дуге», «Женщины на защите Отечества», «Дети защитники страны», «Праздник День Победы».

Ко Дню Победы планируем с музыкальным руководителем и с подготовительной группой провести для родителей праздник. Дети знают стихи и песни посвященные празднику, так же выучили танцы «Катюша» и «Синий платочек».

Я уверена, что все знания способствуют нравственно-патриотическому воспитанию детей, помогают им лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну. Достижения детей.

Работа с семьей

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Ежемесячно на протяжении многих лет в группах оформляются папки – передвижки с родителей «Мама, папа и я дружная семья» (родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для оформления планшета).

Проведен фотоконкурс (сотворчество детей и родителей) «Зимний Новошахтинск» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему).

В начале мая планируется выставка рисунков «Победный май»

В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

Вывод. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.

Заключение

Работа, построенная предлагаемым мной образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство уважения к малой Родине и Родине – стране во всем ее многообразии культур и народов, воспитывает настоящего патриота.

Я стремлюсь к тому, чтобы в результате моей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.

Таким образом, разработанная мной система работы по патриотическому воспитанию дошкольников позволила решить следующие задачи:

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о назначении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте книги о Родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах. ◦ Сформировать у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края.
  • Закрепляйте знания о родном городе, республике и их культурных, исторических ценностях.
  • Воспитывайте у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
  • Давайте детям представление о нелегкой истории России.
  • Воспитывайте чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...