«Быль о том, как наши прапрадеды врага победили»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: формировать представление о героическом прошлом русского народа древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Задачи: - развивать интерес к историческому прошлому Руси;
- учить отвечать на вопросы в зависимости их содержания и формы,
- развивать связную речь, общие речевые навыки; общую и мелкую моторику; зрительное и слуховое внимание; -активизировать словарь детей: предки, булава, палица, кольчуга; - воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою страну, воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать
                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.pobedy.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие.

Основная образовательная программа МБДОУ д/сад «Берёзка» с учётом  общеобразовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса Н.Е., Комарова Т.С.,  Васильева М.А.

Возрастная группа:   старшая

Тема:  «День Победы».

Тема НОД:  «Быль о том, как наши прапрадеды врага победили».

Цель: формировать представление о героическом прошлом русского народа древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Задачи: - развивать интерес к историческому прошлому Руси;
- учить отвечать на вопросы в зависимости их содержания и формы,
- развивать связную речь, общие речевые навыки; общую и мелкую моторику; зрительное и слуховое внимание; -активизировать словарь детей: предки, булава, палица, кольчуга; - воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою страну, воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать
                       

Виды деятельности:  познавательная (решение проблемных ситуаций, моделирование); - коммуникативная (беседа, ситуативный разговор);
- игровая (дидактическая игра);
-двигательная (игровое упражнение, игра под музыку)
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.                                                                                       Формы реализации детских видов деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций, слушание песен и стихотворений.

Оборудование:  иллюстрации о Великой Отечественной войне, о памятниках погибшим солдатам, ветеранах; аудиозаписи песен о войне;

- ИКТ – технологии; лист бумаги темно-голубого или синего цвета, цветные карандаши, краски, восковые мелки;

Предварительная работа: чтение произведений: «Былины», рассказ Г. Скребицкого «Передышка», стихи о Родине, родном крае; рассматривание репродукций картин В.М. Васнецова, иллюстраций.
Оборудование и материалы:
- телевизор (показ слайдов - репродукции картин В.М. Васнецова «Богатырь», «Богатыри»);  песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»,                                 картинки: кольчуга, шлем, сапоги, фуражка, валенки, меч, сабля, щит, копье, булава, палица, конь, танк.

Ход НОД

1.Воспитатель:  Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь.
- Дети, а вы знаете, в разных странах здороваются по -  разному. Вы знаете как? - Хотите узнать? Вот, например, во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские люди в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила и пожать руку - значит поприветствовать, сильно руку пожимать не надо, чтобы не причинить боль другому человеку.
- Давайте мы с вами поприветствуем друг друга по русскому обычаю. Пожелаем друг другу здоровья и успехов.
2.- Ребята, послушайте стихотворение:
Вижу чудное приволье,                                                                                                           Вижу нивы и поля:
Это - русское раздолье,                                                                                                 Это- русская земля!
Вижу горы- исполины,                                                                                                             Вижу реки и моря:
Это - русские картины,                                                                                                        Это- Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,                                                                                                  Слышу трели соловья:
Это - русская сторонка,                                                                                                         Это - Родина моя!
- О чем это стихотворение?  - Правильно, в этом стихотворении говорится о нашей Родине.
- Ребята, как вы думаете, что такое Родина? Что значит это слово?
- Да, вы говорили все правильно. Родина- это страна, в которой мы живем. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране: они говорят на одном языке, отмечают общие праздники, у них общие традиции, обычаи, а если будет необходимость, то и защитят Родину от врагов.
- Ребята, а вы знаете, как называется страна, в которой мы живем?
- Дети, мы с вами живем в стране, у которой удивительное имя - Россия.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец. - Дети, а вы знаете, кто такие предки? Хотелось бы вам знать, кто были наши предки? Как они жили в давние времена, чем занимались? -  Наши предки жили очень давно, когда не было не только вас, но и вашего прапрапрадедушки еще не было на свете. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?
- Правильно, славяне - это славный народ.
- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить? Кто скажет? - Мы будем говорить о старине.
Я думаю, что мы будем говорить о прошлом нашей Родины. 
Много у нас на Руси лесов, рек, растений, животных. Издавна все эти богатства привлекали наших врагов, хотели они завладеть этими землями. Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой земли русской. 
- Ребята, подумайте и скажите мне, как называли в давние времена защитников земли русской?
- А кто такие богатыри? Какими они были?
- Правильно. Богатыри защищали Русь от набегов врага и не жалели жизни за матушку- землю, отчий дом, они славились богатырской силой, об их подвигах слагали былины, сказки. Слава о некоторых богатырях дошла до наших дней.- Былины - это русские народные песни, сказания, сочинял их народ, они не имеют авторов, как современные произведения. В былинах говорится о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов.
- Молодцы! Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень интересной картиной.
Показ слайда- репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри»
- Ребята, эту картину написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. - Да, на этой картине мы видим трех защитников Руси.  Кто знает и может назвать их имена?  Как художник изобразил богатырей?
- Ребята, а сейчас я загадаю загадки про оружие и доспехи богатырей. Слушайте внимательно:  Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. Что это?
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.
Оружие- это не просто поднять, не просто поднять, но и в руке удержать. Ну, что догадались?  Конечно, меч. Ребята, а что еще защищает богатыря от удара врага?  Ребята, какое вы еще видите оружие у богатырей?
- Правильно. А теперь давайте рассмотрим каждого богатыря отдельно и расскажем о нем.  - Кто находится в центре картины?
Как вы догадались? Из какого он города?
- Правильно, он из города Мурома, поэтому его и зовут Илья Муромец.
«Из того ли города из Мурома,
Из того села Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец…»
- Дети, а кто слева от Ильи Муромца? Расскажите о нем, какой он?
«Славный молодей Добрыня Взмылил конские бока,
Прямоезжую дорогу  Одолел в четыре дня.
О его победах слава На Руси давно гремит…»
- Дети, кто справа от Ильи Муромца?
-Какими качествами обладал этот богатырь?
«Первым вызвался Алеша  Сын ростовского попа
Для него любая ноша Легче мелкого клопа…»
- Ребята, как одеты богатыри? Зачем она нужна богатырю? Как вы думаете? 
- Что надето на голове? Для чего?
- Шлем изготавливался из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина от ударов.
- Куда смотрит каждый из богатырей? - Дети, что охраняют богатыри?
- А вы хотели бы стать богатырями?
Давайте проверим вашу выносливость.
Физкультминутка.  (Дети выполняют движения)
Раз, два, три - мы теперь богатыри.
Руки вверх мы поднимаем,                                                                                      На заставу мы шагаем.
Богатырская застава                                                                                                                 Смотрит влево, смотрит вправо,
Ни в морях, Ни в небесах                                                                                                                                 Не пропущен будет враг.                                                                                                                          Мы шагаем дружно в ногу                                                                                                Пусть уходит враг с дороги.                                                                                                          - Как вы думаете, что делают в поле богатыри?
А кто из богатырей вам больше нравится?
- Ребята, чем похожи и чем отличаются богатыри?
- Еще, ребята, они разные по происхождению, Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович- сын ростовского попа. 
- Молодцы! Все верно подметили и сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич. Алеша Попович - самые любимые и известные богатыри русские. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. 
Илья Муромец сидит на дородном коне. Какой под ним конь?
- У Ильи Муромца вороной конь. Богатырь кряжист, могуч, как вековой лес. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Конь под ним спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье.
По правую руку от Ильи Муромца - Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Одет он нарядно и богато. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь, ноздри раздувает, видно врага чует.
Алеша Попович храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Добрыня Никитич и Илья Муромец, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он воин и гусляр. Вооружен он скромнее.
Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил.  Хитер богатырь, не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит, да тугой лук держит наготове. У богатырей одна задача - не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. 
На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Руси, хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. 
А теперь давайте послушаем песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»
- Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.                                                                                                           Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и подбирают прилагательное к существительному
- Светловолосые, голубоглазые, высокие, сильные, выносливые, смелые, храбрые, отважные, гостеприимные.
- Богатыри защищали Русь от врагов. Они были сильными, смелыми. Богатыри были храбрыми, отважными, выносливыми.
3. -Дети, вы сегодня были молодцы, внимательно слушали, активно отвечали на вопросы, и я вам приготовила небольшой сюрприз. Я хочу вам подарить на память о наше беседе листы - раскраски «Богатыри». Вы сможете их раскрасить дома или в детском саду. Можете подарить кому-нибудь, заодно и рассказать своим родным и друзьям о том, что сегодня узнали и запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне....

Семейный проект посвященный 70 летию Великой Победы «Наши Деды – славные Победы»

Паспорт проекта Тип проекта: информационно – творческийПо содержанию: обучающийУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагогиПо времени проведения: февраль - майПо характеру ...

Музыкально-спортивный праздник к 23 февраля "От былых времен и до наших дней"

Сценарий праздника для детей среднего и старшего дошкольного  возраста с использованием ИКТ...

Конкурс "Огонь -друг,огонь-враг"победа в городском этапе

https://drive.google.com/file/d/18zz0r7vQn9Fn6uIa1BlU3UPYAJRSF_17/view?usp=drivesdk...

Экскурсия подготовительных и старших групп в мини-музей ДОУ " Даль былого рядом с нами" Посвящён 80-летию Победы Сталинградской битве"(2023)

Цель:Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны по освобождению Сталинграда от фашистских захватчиков, через различные виды деятельности.Воспитание в детях чувства патриот...

Познавательно - исследовательский проект "От былых богатырей до героев наших дней"

Фотоматериалы      В феврале, по традиции, наши родители с ребятами-дошкольниками подготовили и провели проект ко Дню защитника Отечества, где дети совместно с родителями соб...