Главные вкладки

    План методического объединения. Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»
    методическая разработка

    Белоусова Инна Владимировна

    План  методического объединения

     

    Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок.

    Профилактика психоэмоционального выгорания»

     

     

    Подготовил: Белоусова Инна Владимировна, старший воспитатель, руководитель РМО.

     

    Цель – формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_rmo_profilaktika_psihoemotsionalnogo_vygoraniya.docx31.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ № 4 «Детский сад комбинированного вида»

    План  методического объединения

    Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок.

    Профилактика психоэмоционального выгорания»

    Подготовил: Белоусова Инна Владимировна, старший воспитатель, руководитель РМО.

    Цель – формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.

    План - выступлений:

    1. Вводная часть.

    Качество дошкольного образования в ДОУ зависит от:

    • Качества работы воспитателя
    • Сложившихся в педагогическом коллективе отношений
    • Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми

    Социальная ситуация педагогической деятельности – связана с отрицательно окрашеннымие состояниями:

    • При работе с маленькими детьми педагог испытывает эмоциональное напряжение,  беспокойство за обеспечение безопасных условий -  стрессонасыщенный труд, негативные эмоциональные реакции
    • Наличие отрицательных факторов: большой загруженности бумажной работой, неудовлетворенности заработной платой, низкий статус педагогов дошкольных учреждений в обществе, порой неадекватное отношение родителей к труду педагогов
    • В связи с переходом ОУ на личностно-ориентированную модель образования повысились требования к личности педагога, его роли в учебно-воспитательном процессе

    Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога:

    • Снижают эффективность воспитания и обучения детей («бегство» от воспитанников)
    • Повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами
    • Способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт (пассивность в педаг. деятельности, снижение творческой активности, отрицательное отношение к пед. труду)
    • Отрицательно влияют на здоровье самого воспитателя, способствуют  повышению невротизации и формированию различных форм эмоционального перенапряжения.
    • Разрушают психическое здоровье педагогов
    • Мы не хотим идти на работу. Мы болеем. Нет сил. Мы испытываем психофизическое истощение

    Синдром эмоционального выгорания (или психофизиологическое истощение) выступает как механизм психологической защиты в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

    «Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout syndrome) - состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе

    Основные составляющие синдрома эмоционального выгорания. 

    • Эмоциональное истощение (оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса , эмоциональная опустошенность и усталость, вызванное собственной работой)
    • Повышенная утомляемость, раздражительность, нарушение сна.
    • Ухудшение состояния здоровья, обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Физические и психические проблемы типа язв и депрессии.
    • Деперсонализация (циничное отношение к труду и объектам своего труда – бесчувственное, негуманное отношение к детям; нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям….))
    • Редукция профессиональных обязанностей и достижений (осознание неуспеха в деятельности)

    В.Е. Орел, А.А. Рукавишникова, В.В. Бойко, К. Маслач.

    Приоритетная задача:

    Предупреждение эмоционального выгорание педагогов ДОУ.

    Профилактика  эмоционального выгорания

    • формирование навыков самопознания и саморазвития личности, потребности заботы о себе в целом

    Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня,  а значит, продлить срок своей успешной жизни.

    Чтобы поддерживать в норме свое психическое здоровье мы должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать , как ее можно восполнить и восстановить.

    • формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний, снятия эмоционального и мышечного напряжения;
    • формирование навыков эффективного взаимодействия с субъектами образовательного пространства;
    • повышение профессионального мастерства педагогов по следующим показателям: отношение к педагогическому труду, творческие умения, умение педагогической техники, коммуникативные умения, организаторские умения и профессионально-личностные качества.
    • улучшение и сохранение положительного психологического климата в коллективе с учетом эмоционального состояния каждого педагога;

    Мы не можем дать универсального рецепта. Мы предлагаемы вам рассмотреть опыт работы разных специалистов.


    2. Основная часть.

    Тема

    Теоретический аспект «Предупреждение психоэмоционального выгорания педагогов в ДОО»

    Презентация – практикум «Развитие эмоционального интеллекта, как средство профилактики эмоционального выгорания»

    Презентация – практикум «Интеллект и здоровье педагога»

    Презентация «Здоровый образ жизни как профилактика профессионального выгорания педагога»

    Мастер-класс «Применение нестандартного оборудования во время отдыха на природе»

    Презентация «Нестандартное оборудование для оздоровления детей»

    Презентация, мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии профессора Базарного В.Ф. в помощь педагогам при СЭВ»

    Мозговой штурм «Роль педагога в эмоциональном благополучии дошкольников»

    Игровой практикум «Формирование практических навыков в работе с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста»

    Практикум «Коммуникативные игры»

    11.

    Мастер-класс «Пасхальная игрушка»

    12.

    Рефлексия


    3. Рефлексия

    Конец – притча

    Притча об эмоциях

    (зависть и злость)

    Постарел мастер боевых искусств и принял решение больше никогда не участвовать в боях. Но один юный воин решив, что он значительно сильнее и в большей степени овладел искусством ведения боя, однажды нахально вызвал мастера на бой.

    Но мудрый старый мастер никак не отреагировал на нахальство юного бойца. Он просто сидел и молчал.

    Молодой нахал решил спровоцировать мастера и стал оскорблять мастера, а также его предков. Но и в этом он не преуспел. Мастер сидел и молчал.

    Отчаявшись, юный задира ушел домой.

    Действия мастера вызвали удивление его учеников и многие с осуждением сказали: « Почему вы не стали защищать свою честь и честь своих предков? Неужели вы не дорожите своей честью?»

    На что мудрый мастер ответил: «Если вы не примите подарок, который вам хотят подарить, то кому он будет принадлежать?»

    « Конечно же тому, кто хотел подарить его».

    «Все это относится и к чувствам, таким как зависть, ненависть, злость. Если мы не захотим их принять, то они останутся у даюшего».

    Двояко можно интерпретировать мораль притчи.

    1. Если вы злитесь, ругаетесь, нервничаете, оскорбляете. То негативная энергия, прежде всего, переживается вами, вы сами себе делаете «подарок» из отрицательных эмоций, говоря словами притчи.

    2. Со стороны принимающего. Если вы не будите вливаться в предлагаемое негативное состояние, не будите отвечать негативом на негатив, то эти отрицательные эмоции останутся во вне. А вы сможете сохранить свое эмоциональное благополучие. Берегите себя и своих близких. Дарите себе и своему окружению только положительные эмоции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему "Здоровый педагог- здоровые дети- здоровое поколение"

    Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с марта по май) и направлен на педагогов ДОУ.   В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранен...

    Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"

    Симптом "неадекватного избирательного эмоционального реагирования", несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: ...

    Проект Тема: «Здоровый педагог-здоровые дети» Истомина Зинаида Александровна инструктор по физической культуре МБДОУ: «Детский сад п. Глебычево»

    СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образ...

    Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Здоровый педагог – здоровый ребенок»

    laquo;Здоровье дороже всего» - гласит народная мудрость. И вряд ли найдется человек, способный оспорить ее. Цель данного семинара заключается в том, чтобы обучить педагогов  некоторым рефл...

    Психологический тренинг для педагогов в ДОУ «Здоровый педагог – здоровые дети»

    Цель: познакомить с понятием психологическое здоровье, сформировать адекватное отношение к собственному эмоциональному состоянию как к одной из важных здоровьесберегающих жизненных ценностей; научить ...

    Тренинг №2 для педагогов в ДОУ "Здоровый педагог - здоровые дети"

    Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья участников, сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчив...

    Консультация для родителей: Тема: «Здоровый Образ Жизни ребенка –профилактика многих болезней».

    Здоровый образ жизни – это важный фактор сохранения здоровья и своевременного, гармоничного развития ребенка.«Здоровье — это состояние полного физического, психического, социального ...