Роль профориентации в дошкольном возрасте
статья

Переплетчикова Ольга Федоровна

Период дошкольного детства является начальным этапом организации единого образовательного пространства для раннего профессионального самоопределения ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль профориентации в дошкольном возрасте.

Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни.

Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в период от рождения до школы обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им ценностных ориентиров, для выстраивания отношений человека с окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов человека.

Оценивая потенциал включения ребенка дошкольного возраста в процесс ранней профориентации, следует отметить, что важнейшим ее результатом становится формирование у детей качества социальной адаптивности, а также социально значимых качеств как совокупности личностных качеств (ответственности, социальной активности, коммуникативности, самостоятельности), способствующих адаптации и успешности социальной деятельности человека.

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и др.

Психологические аспекты формирования трудовой деятельности детей представлены работами А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, Н.А. Коротковой, В.С. Мухиной, А.В. Петровского и др. Большинство психологов придерживается мнения о том, что трудовая деятельность не присуща ребенку дошкольного возраста, обосновывая данную позицию спецификой трудовой деятельности и возрастными особенностями дошкольника. В исследованиях отмечено, что специфика труда заключается в создании общественно значимых продуктов деятельности. Возрастные особенности дошкольника (физические, интеллектуальные, психологические) обусловливают невозможность получения таких продуктов и, соответственно, невозможность осуществлять трудовую деятельность. В качестве ее эффективных «заменителей» психологи предлагают различные варианты деятельности: «продуктивная деятельность» (Д.Б. Эльконин), «воспитание в деле» (А.В. Петровкий), «практическая деятельность» (А.В. Запорожец) и др. Данные авторы акцентируют внимание на следующих моментах:

  • любой вид продуктивной деятельности есть «созидательная» работа, цель которой – получение продукта, предметно оформленного результата;
  • основное значение продуктивной деятельности заключается в формировании у дошкольника активности, инициативы, самостоятельности, способности к целеполаганию, планированию, осуществлению деятельности как важнейших предпосылок для дальнейшего формирования «человека труда».

Принимая во внимание данные положения, можно отметить, что модель ранней профориентации обязательно включает в себя освоение детьми дошкольного возраста различных культурных практик. Такими культурными практиками для ребенка дошкольного возраста являются:

  • игровая деятельность (освоение практических действий с предметами труда; «социальная проба», «проживание» ребенком социальных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, трудовых действий в процессе сюжетно-ролевой игры, а также в процессе активного использования технических моделей и макетов, игрушек-трансформеров, игрушек-самоделок);
  • продуктивная творческая деятельность, приобщение детей к различным видам искусства (использование средств изобразительного искусства, театра, художественной литературы, кино, анимации не столько для формирования у дошкольника системы представлений о трудовой деятельности человека и профессиях, сколько для включения ребенка в процесс целенаправленной деятельности с достижением конкретного результата, а также для формирования специальных технологических умений);
  • познавательно-исследовательская деятельность (использование проектной деятельности для формирования опыта трудовой деятельности дошкольника).

Данную модель можно охарактеризовать как комплексно-тематическую модель организации образовательного процесса в детском саду. Ее преимущества заключаются в следующем:

  • в представлении ребенку знания в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме;
  • в возможности реализации темы в различных видах детской активности («проживание» профессии в игре, рисовании, конструировании и др.);
  • в необходимости использования технологии партнерского взаимодействия в системе «ребенок – взрослый»

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребёнка, приобретённого им в каких-то видах трудовой деятельности.

Целью ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

В связи с этим весьма привлекательным и перспективным направлением дальнейшего развития работы в рамках заявленной проблематики является определение возможностей эффективного использования цифровых образовательных ресурсов как эффективного инструмента реализации системы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Оптимальным вариантом построения инновационной предметно-пространственной среды с высоким развивающим потенциалом, ориентированной на формирование социально адаптивной личности ребенка старшего дошкольного возраста, обладающей совокупностью социально значимых качеств, проявляющей высокий уровень познавательной активности в сфере выбора направления будущей профессиональной деятельности, использование «IT-лаборатории».

Освоение детьми навыков программирования и проектирования в области защиты информации, даст возможность продемонстрировать детям новейшие достижения в области современных информационных технологий, сформировать элементарные практические навыки использования современной техники, периферийных и мобильных устройств, управления виртуальными машинами, а также сформировать познавательный интерес к самостоятельному созданию компьютерных игр и других комплексных цифровых продуктов.

Создание «Робо-лаборатории», «Нано-лаборатории», «Био-лаборатории», «Авто-лаборатории», «Аэро-лаборатории», «Лаборатории лазерных технологий» дети старшего дошкольного возраста смогут прикоснуться к новейшим достижениям и передовым технологиям в области электроники, мехатроники, нано- и био-технологий, программирования, увидят возможности настройки беспроводного аппаратного обеспечения, установки беспроводной связи между мобильным роботом и компьютером, получат элементарные навыки управления беспилотными аппаратами, познакомятся с полным циклом производства от проектирования 3D-модели до действующего прототипа. Все это в конечном счете будет способствовать формированию познавательного интереса к инженерным профессиям, мотивации к дальнейшему освоению сложных высокотехнологичных профессиональных действий, для которых необходим высокий уровень развития творческого инженерного мышления.

Таким образом, период дошкольного детства является начальным этапом организации единого образовательного пространства для раннего профессионального самоопределения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

Родительское собрание «Кем быть: профориентация детей дошкольного возраста.»

Мотивация родителей   к решению проблемы профориентации детей дошкольного возраста, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей....

Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.

Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30"  "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре  для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Роль родителей в ранней профориентации детей дошкольного возраста

Роль родителей в ранней профориентации детей дошкольного возраста...

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА  ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...