Картотека игр-экспериментов на тему «Предметный мир»
опыты и эксперименты

Рябенко Наталья Леонтьевна

Игры применяются как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной  деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр-экспериментов на тему «Предметный мир»

В средней группе

Чем был, тем стал

Цель: Закрепить представление о многообразии рукотворного мира, совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Ход: Воспитатель называет материалы (дерево, металл, ткань). А дети подбирают предметы, которые изготовлены из этого материала. Выигрывает тот, который определяет большее число предметов. Игру можно оформить как настольно-печатную.

Расскажи о предмете

Закрепить представление о материалах, из которых сделаны предметы.

Материал: кубик с изображением на гранях видов материалов

Ход: Каждый ребенок подбрасывает кубик и ловит его. Какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные дети контролируют правильность определения свойств и качеств материалов.

Где твое место

Цель: Закрепить знания о свойствах материалов, развивать внимание, быстроту реакции.

Ход: Дети загадывают каким предметом рукотворного мира они будут. Воспитатель называет одно из свойств и качеств материалов и определяет действие, которое должны выполнять дети. Например: «Те, чей материал, из которого они сделаны, утонет в воде, похлопайте в ладоши» «Те, которые боятся размокнуть в воде, встаньте около меня».

Что я видел

Цель: Поупражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов, развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход: Воспитатель задает детям вопрос: «Что ты вдел из металла… (стекла, пластмассы, ткани и т.д.) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов и правильно.

Что из чего будет

Цель: Закрепить знания о материалах, из которых сделаны предметы

Материал: мяч

Первый вариант: Дети становятся в круг. Воспитатель с мячом стоит в середине круга, кидает мяч ребенку и говорит: «Стакан». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Стекло».

Второй вариант: Воспитатель кидает мяч ребенку и говорит: «Из стекла». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Стакан».

Узнай по звуку

Цель: Упражнять детей в умении различать видов материалов по звуку.

Материал: предметы из разных материалов, фишки

Ход: Воспитатель сидит напротив детей. Все предметы находятся за ширмой. Поочередно воспитатель извлекает звуки из предметов. Дети должны назвать материал. За каждый правильный ответ, дети получают фишку.

В старшей группе

Разрезные картинки

Цель: Познакомить с материалами, закрепить знания об этих материалах, развивать внимание и речь.

Материал: Разрезанные на восемь частей карточки с изображением предметов (стола, стакана, одежды, мяча) по числу детей

Ход: Воспитатель рассказывает, что есть материалы, которые человек нашел в земле и на земле (глина, дерево), а есть материалы, которые человек сделал сам, используя природные материалы (стекло, ткани и др.) Далее делит детей на четыре группы и дает задание- собрать разрезанную на части картинку. После этого одна группа загадывает свой материал остальным детям. Например: этот материал тянется, плавится и т.д. Дети угадывают, что это резина.

Кузовок

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах резины, развивать мышление и речь

Материал: Корзина, предметы из резины и предметы из стекла

Ход: Перед детьми на столе лежат предметы из резины и стекла. Выбранный ведущий ставит на стол корзину и сообщает, что в нее можно класть только предметы, сделанные из резины. Когда ребенок кладет предмет, он называет свойство или качество резины, а который не может назвать, отдает какой-нибудь залог и после его выкупает, выполняя задание.

Фантастические гипотезы

Цель: Побудить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и качествами материала и назначением предмета.

Ход: Предложить детям поразмышлять: что было бы, если бы… Далее воспитатель называет известный детям материал и говорит об исчезновении одного его свойства. Например: Что было бы, если бы стекло перестало быть прозрачным?»

Угадай, что загадал

Цель: Побудить определять материал по его свойствам, закрепить умение задавать вопросы.

Ход: Дети стоят полукругом, напротив- воспитатель с мячом. Ведущий загадывает материал и бросает по очереди мяч детям. Тот, кому брошен мяч, должен задать вопрос о материале, предполагающий ответ «да» или «нет».

Из чего лучше сделать

Цель: Закрепить умение определять свойства и качества материалов и определять назначение предметов и зависимости от материалов, из которых они изготовлены.

Ход: Воспитатель создает проблемные ситуации. Например: «Из чего лучше сделать окна?», «Из чего лучше сделать ложку?» и т.д. Дети предлагают свои решения, объясняют, аргументируют.

Можно ли сделать…

Цель: Закрепить знания о видах материалов, их свойствах и качествах, воспитывать внимательность

Первый вариант: Воспитатель задает проблемные вопросы. Например: «Можно ли сделать из бумаги зонт?», «Можно ли сделать из стекла сапоги?» и т.д. Дети дают ответы и аргументируют их.

Второй вариант: Воспитатель задает вопрос: «Бывает ли…?»

Дети отвечают: «Бывает» или «Не бывает». Игра проходит в быстром темпе.

Закончи предложение

Цель: Закрепить знания предметов рукотворного мира и о видах материалов, из которых они сделаны.

Ход: Дети встают полукругом. Воспитатель стоит напротив, начинает предложение, ребенок, которому он бросает мяч, заканчивает его. После ответа мяч возвращается воспитателю. Например: «Из ткани шьют…», «Карандаш делают из…», «Из пластмассы делают…»

В подготовительной группе

Из всех предметов запомни только это

Цель: Закрепить знания о материалах, из которых сделаны предметы ближайшего окружения, развивать память и наблюдательность.

Материал: предметы ближайшего окружения

Первый вариант: Воспитатель раскладывает несколько предметов на столе. Предлагает детям рассмотреть предметы, запомнить только те, которые сделаны из дерева (бумаги, железа и т.д.), затем отвернуться и назвать их по памяти.

Второй вариант: Дети рассматривают предметы ближайшего окружения, затем воспитатель накрывает вещи и предлагает вспомнить предметы из дерева (бумаги, железа).

Мои друзья

Цель: Закрепить умение определять материалы предметов рукотворного мира.

Ход: Воспитатель просит детей назвать себя каким-либо предметом и определить материал, из которого он сделан. Дети, предметы которых изготовлены из подобного материала, подходят к воспитателю, называют свои вещи, Например: «Я- стол. Мои друзья те, кто сделан из дерева».

Из чего изготовляют...

Цель: Закрепить знания о многообразии рукотворного мира, о видах материалов.

Ход: Группа делится на две команды. Воспитатель задает вопрос: «Из чего изготовляют…?» Команды по очереди предлагают варианты ответов. Выигрывает та команда, которая предлагает ответ последней. Например: «Из чего изготовляют вазу?», «Из чего делают кровать?» и т.д.

Раскрась предмет

Цель: Закрепить знания о свойстве материала- окрашиваемости, развивать эстетический вкус.

Материал: Изображение нераскрашенных предметов, краски, карандаши.

Ход: Воспитатель раздает детям изображения нераскрашенных предметов. Дети, определив, из какого материала нарисованный предмет, начинают его эстетически преобразовывать. По окончании каждый «защищает» свою работу, доказывая возможность окрашивать тот или иной материал. Например: «Моя ложка деревянная, поэтому ее можно раскрашивать красками». «Моя ложка алюминиевая, поэтому она серого цвета».

Выставка

Цель: Закрепить умение группировать предметы по материалу, из которого они сделаны.

Материалы: предметы из разных материалов

Ход: Воспитатель предлагает устроить выставку предметов, на которой будет четыре зала (т.е. четыре стола): в одном зале будут представлены деревянные предметы, в другом- металлические, в третьем- пластмассовые, в четвертом- резиновые. Предлагает детям определиться, кто в каком зале будет работать. После этого дети отбирают предметы для своего зала. Кто сделает это быстрее, тот получит приз. Контроль осуществляют сами дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментов на тему "Космос"

В продолжение и развитие темы про космос предлагаю вашему вниманию картотеку опытов и экспериментов...

Картотека опытов и экспериментов по теме "Космос"

В данной картотеке подобраны опыты и эксперименты для дошкольников по теме "Космос"...

Картотека игр-экспериментов на тему «Предметный мир»

Игры применяются как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной  деятельности дошкольников [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11205024","attributes"...

Картотека Опытов и экспериментов по теме " Космос".

Познавательное развитие через эксперименты и опыты по теме " Космос" для дошкольников....

Картотека опытов и экспериментов на тему "Космос"

Для детей старшего и подготовительного к школе возраста...

Картотека игр-экспериментов на тему «Предметный мир»

Игры применяются как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной  деятельности дошкольников...