Проба
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад № 48 «Золотой петушок»
Дополнительная общеобразовательная программа
художественно – эстетической направленности
по развитию творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста
«Волшебный комочек»
Составитель:
Воспитатель первой квалификационной категории
Козлова Эллина Викторовна
Нижневартовск 2016г.
- Содержание
№ | Наименование | Страница |
1 | Содержание | 2 |
2 | Паспорт программы | 3-4 |
3 | Введение | 5-6 |
4 | Планируемые результаты | 7 |
5 | Объём образовательной нагрузки | 8 |
6 | Содержание программы | 9-15 |
7 | Список литературы | 16 |
- Паспорт программы
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию навыков продуктивной деятельности и творческой активности ребёнка. «Пластилинография». |
Основания для разработки программы |
|
Заказчики программы |
|
Составители программы | Воспитатель первой квалификационной категории Козлова Эллина Викторовна |
Цель программы | Художественно – эстетическое развитие детей, через использование нетрадиционной техники пластилинографии. |
Задачи программы |
|
- Введение.
Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, желания, тревоги, своё искреннее отношение к действительности.
Поэтому педагогам необходимо как можно больше уделять внимания творческому развитию детей, не боятся учится и экспериментировать вместе с ними.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозору. Примечательно, что рисовать можно как с помощью красок, карандашей, фломастеров, так и используя нетрадиционную художественную технику – пластилинографию. Это один из видов декоративно - прикладного искусства. Принцип данной техники – создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал – пластилин, а «инструментом» в пластилинографии является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребёнка. Занятия пластилинографией способствуют развитию у ребёнка умелости рук, укреплению силы рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.
Данная техника хороша и тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.
Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, знакомятся с миром разных предметов в процессе использования нетрадиционного материала (бросового), что способствует расширению возможности изобразительной деятельности детей.
На занятиях пластилинографией у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те школьно – значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а так же творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Программа и цикл интегрированных занятий по пластилинографии реализуют основные структурные единицы в рамках соответствующих ФГОС образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с предметами, объектами, явлениями окружающего мира и природы, с жанрами живописи и народно – прикладным искусством), «Социально – коммуникативное развитие» (формирование умения общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий), «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности) – и направлены на формирование навыков продуктивной деятельности и творческой активности каждого ребёнка в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.
Важным условием развития детского творчества при реализации программы является создание эмоционально благополучной атмосферы. В результате детской деятельности важен не только сам продукт деятельности, но и положительные эмоции, хорошее настроение доверительная атмосфера, желание творить!
4. Планируемые результаты.
В ходе реализации Программы ребёнок:
- Знакомится с нетрадиционной техникой изображения.
- Создаёт выразительные образы через передачу объёма и цвета.
- Закрепляет приёмы лепки: отщипывание, скатывание колбасок, размазывание на основе, разглаживание.
- Умеет передавать объём и внешние особенности объекта посредством сочетания нескольких цветов пластилина
- Создаёт изображение на плоскости в полуобъёме.
- Умеет работать коллективно.
Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в жизни учреждения, в конкурсах и других мероприятиях. Организация выставок детских работ.
Срок реализации программы – один год.
Все занятия выстроены с учётом возрастных особенностей детей на доступном детям материале, по принципу «от простого к сложному».
- Объём образовательной нагрузки.
Срок реализации программы – один год.
Реализация программы осуществляется поэтапно, в соответствии с целями и задачами программы по принципу «от простого к сложному», ориентированна на создание условий для развития личности ребёнка, развитие мотивации личности ребёнка к творчеству, определено количество занятий в год.
Программа рассчитана на два занятия в неделю в групповой форме обучения.
Продолжительность одного занятия – 30 минут.
Количество детей – 10 человек.
6.Содержание программы.
Тема | Задачи |
1. Мой весёлый звонкий мячик | Октябрь Знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Создать условия для обучения созданию выразительного образа предмета – мяча – посредством передачи объёма и цвета на горизонтальной плоскости. Приёмы лепки – общипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. |
2. Солнышко лучистое. | Создать условия для обучения созданию в технике «пластилинография» природного объекта – солнца – с использованием нетрадиционного материала. Воспитывать усидчивость, аккуратность. |
3. Чудо – грибочки | Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет. |
4. Воздушные шары | Закреплять умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетическое и образное восприятие |
5 – 6 Ёжик (2 занятия) | Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. Формировать умение использовать в работе дополнительных предметов для передачи характерных признаков объектов. |
7 – 8 Фрукты (2занятия) | Создать условия для обучения созданию изображения фруктов на плоскости в полуобъёме с помощью пластилина, ознакомления с понятием «натюрморт». Развивать мелкую моторику рук. |
1. Листья падают, кружатся… | Ноябрь Создать условия для обучения передаче на плоскости сочетание разных цветовых оттенков осенних листьев с использованием приёма «вливание» одного цвета в другой. Развивать эстетический вкус. |
2. Осенний лес. (коллективная работа) | Создать условия для обучения созданию на плоскости пейзажа осеннего леса с передачей характерных особенностей внешнего строения деревьев посредством пластилинографии. Воспитывать чувства коллективизма, умение работать сообща. |
3 – 4 Овощи (2 занятия) | Создать условия для обучения рисованию овощей в знакомой технике с передачей объёма и внешних особенностей посредством сочетания нескольких цветов пластилина. |
5 – 6 Волшебный зонтик (2 занятия) | Создать условия для обучения созданию цветного изображения зонта на плоскости в полуобъёме при помощи пластилина. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца |
7. Цыплёнок | Создать условия для обучения изображению живого объекта с передачей сходства с реальным образом посредством нетрадиционной техники - пластилинографии. |
8. Пирамидка | Создать условия для обучения изображению игрушки – пирамидки – на плоскости при помощи пластилина. Приёмы лепки: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать цветовое восприятие. |
1 – 2 Мои любимые игрушки (2 занятия) | Декабрь Создать условия для обучения технике создания изображения «игрушки» на плоскости в полуобъёме при помощи пластилина. Создание целого объекта из отдельных частей. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца |
3 – 4 Котёнок с клубочком (2 занятия) | Создать условия для обучения технике создания изображения на плоскости котёнка моделируя его образ с помощью пластилина. Использование цвета в передаче внешних особенностей, характера животного. |
5 - 6 Зимняя картина (2 занятия) | Создать условия для обучения созданию композиции зимнего пейзажа. Способствовать развитию эстетического восприятия. Учить создавать рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемых объектов. |
1 - 2 Дед Мороз - Красный нос! (2 занятия) | Январь Создание знакомого образа с опорой на жизненный образ. Создание целостности объекта из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков: придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения отдельных частей |
3 Ёлочка – красавица в гости к нам пришла | Создать условия для обучения созданию знакомого объекта на плоскости в полуобъёме с использованием для выразительности образа предмета нетрадиционного материала (бусинок, бисера, пластмассовых снежинок). |
4 - 5 Лесная дружба (2 занятия) (коллективная работа) | Создать условия для обучения созданию сюжетной плоскостной композиции посредством передачи цвета и объёма в технике «пластилинография». Воспитывать умение работать сообща. Развивать мелкую моторику руки. |
6. Снегирь | Создать условия для обучения передаче на горизонтальной плоскости внешних особенностей объекта, подбор цвета и сопоставлению размера. Передавать изображение птицы внешний вид, цвет, размер. |
7. Дымковская лошадка | Создать условия для обучения расписыванию готового силуэта пластилином посредством сочетания оформления однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи |
1. Весёлый снеговик | Февраль Создать условия для создания знакомого объекта при помощи пластилина на горизонтальной плоскости Работать над созданием выразительного образа. |
2 – 3 Петушок – золотой гребешок (2 занятия) | Создание яркого образа петуха посредством сочетания цвета пластилина на горизонтальной плоскости. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. |
4 – 5 Кораблик для папы (2 занятия) | Изготовление полуобъёмной лодочки. Самостоятельный выбор цвета пластилина и деталей, разглаживание готовых поверхностей. Воспитывать любовь к своим близким, желание сделать для них подарок. |
6. Черепаха | Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни. Закрепить знания и навыки работы с пластилином. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным объектов. Воспитывать бережное отношение к живым существам. |
7. Улитка | Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик). |
8. Самолёт летит | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз, на две равные части. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками – иллюминаторами). Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на плоскости – пластилинографии. |
1 - 2 Тюльпаны для любимой мамочки (2 занятия) | Март Создать условия для обучения созданию на плоскости композиции из тюльпанов, развития умения отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения с помощью пластилина. Воспитывать любовь и заботу к своим близким. |
3 – 4 Ромашка в вазе (2 занятия) | Создать условия для обучения созданию натюрморта, развития умения передавать форму предмета и природные особенности растения с помощью пластилина. |
5. Мышка – норушка и золотое яичко | Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Научить преобразовывать шарообразные формы в овальную прямыми движениями рук. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки. Развивать сюжетно – игровой замысел. |
6. Радуга - дуга | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразные форму радуги и порядок цветов в ней. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радушных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга) |
7 – 8 Удивительный подводный мир (2 занятия) (коллективная работа) | Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъёме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. (ракушки, камушки) |
1. Звёздное небо | Апрель Учить детей передавать образ звёздного неба посредством пластилинографии. Закрепить навыки работы с пластилином. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. Развивать композиционное и пространственное восприятие |
2 – 3 Золотая рыбка (2 занятия) | Создать условия для обучения изображению объекта – рыбки в движении на горизонтальной плоскости, с использованием для создания объекта сочетания нескольких цветов пластилина. Закрепить навыки работы с пластилином. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. |
4 – 5 Кактус в горшочке (2 занятия) | Развитие у детей представлений о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям место обитания. Развивать практически умения и навыки детей при создании образа посредством пластилинографии Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершённости и выразительности. |
6. Божья коровка | Создать условия для обучения передаче природной красоты божьей коровки посредством художественной техники – пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук. |
7 – 8 Чашечка с блюдцем (2 занятия) | Создать условия для обучения изображению на плоскости предметов посуды – чашки с блюдцем, подбору и правильному расположению элементов узора на его поверхности. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином |
1 – 2 Бабочка – красавица (2 занятия) | Май Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике - рисование пластилином. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. |
3 – 4 Одуванчики – цветы, словно солнышки желты (2 занятия) | Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений – в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Развивать пространственные представления, композиционные навыки. |
5 – 6 Такие разные коты (2 занятия) | Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим» Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного, закрепить приёмы изображения предмета из отдельных частей. Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приёмы лепки. Учить смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка |
7 – 8 Подсолнух - солнечный цветок (2 занятия) | Создать условия для обучения «рисованию» пластилином подсолнуха при создании полуобъёмного объекта на горизонтальной плоскости. Учить передавать характерные особенности цветка при помощи цветовой гаммы и знакомых приёмов лепки. Воспитывать усидчивость, желание доделывать начатое дело до конца. Содействовать воспитанию бережного отношения к природе. |
- Список литературы.
- Т. В. Смирнова
«Художественно – эстетическое развитие детей 5 – 6 лет»
- Г. Н. Давыдова
«Пластилинография»
- А. М. Диченскова
«Страна пальчиковых игр»
- О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова
«Игры с пальчиками»
- А. В. Белошистая, О. Г. Жукова
«Волшебный пластилин»
- Т. Б. Ткаченко, К. И. Стародуб
«Лепим из пластилина»
- Рабочая тетрадь по художественному труду.
О. А. Морозова «Волшебный пластилин»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-425255-1395743581.jpg)
Проба пера. "Один день из жизни детей моей группы"
Моё повествование рассказывает в сихотворной форме о том, чем занимаютси дети в детском саду, пока их родители на работе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-425255-1395743581.jpg)
Проба пера. Песни на новый лад.
Знакомые песни на новый лад можно использовать на выпускных, для гостей....