Творческий союз детей и взрослых в процессе социального проектирования
статья (старшая, подготовительная группа)

Николаева Арина Геннадиевна

В статье раскрываются условия развития социальной активности старших дошкольников в процессе социального проектирования — совместной деятельности детей и взрослых в проектах широкой гуманистической направленности, позволяющей дошкольникам включиться в решение доступных социально значимых задач за пределами детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Николаева Арина Геннадиевна — кандидат педагогических наук, заместитель заведующей по инновационной деятельности детского сада № 121 Центрального района, методист Информационно-методического центра Центрального района, г. Санкт-Петербург

Таратынова Марина Викторовна — заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе детского сада № 121 Центрального района, г. Санкт-Петербург

Творческий союз детей и взрослых в процессе социального проектирования

В статье раскрываются условия развития социальной активности старших дошкольников в процессе социального проектирования — совместной деятельности детей и взрослых в проектах широкой гуманистической направленности, позволяющей дошкольникам включиться в решение доступных социально значимых задач за пределами детского сада.

Ключевые слова: социально направленная деятельность, технология развития социальной активности, социальное проектирование, социальный проект, детский сад, социум, старшие дошкольники, взрослые, межвозрастное взаимодействие в команде, сотрудничество, творческий союз.

 

Дошкольная образовательная организация, как и любая другая в системе образования, — это место профессионального воплощения новых образовательных идей, воспитательных и развивающих систем. Однако любая педагогическая система работает тем эффективнее, чем полнее используется потенциал ближайшего окружения. В этом смысле синтез возможностей образовательного пространства детского сада и семьи может стать для ребенка мощным толчком к познанию и освоению окружающей действительности, его социально-личностному развитию и проявлению социальной активности.

Общение с представителями современного поколения воспитывающих взрослых (педагогами, родителями) выявило много общего в видении будущего своих детей (воспитанников). Так, например, и педагоги, и родители отмечают следующие приоритетные характеристики будущей зрелой личности: здоровый, успешный, самостоятельный, активный, творческий, умеющий общаться, взаимодействовать с другими людьми, отзывчивый, интеллектуально развитый.

Как достичь поставленных целей, не сломав природу ребенка? «…самому жить настоящей жизнью и включать в нее тех, кого воспитывают, приобщая их к самой этой жизни. <…> Это первый общий путь. Второй путь более специальный: не только своей жизнью, своим поведением, поступками создавать условия жизни других людей, но и производить специальные действия, специальные поступки, предназначенные для того, чтобы воздействовать, специально формировать внутренние условия настоящего, морального поведения, или своими поступками вызывать ответные поступки, в которых эти внутренние условия формировались бы» (С.Л. Рубинштейн [2, c.110]).

На наш взгляд, инструментом, объединяющим в себе как первый, так и второй путь социально-личностного развития старшего дошкольника в процессе действенного познания окружающего мира, может стать социальное проектирование. Это путь взращивания творческого союза детей и взрослых.

Для воспитывающих взрослых социальное проектирование — это:

  • возможность создания реального образовательного пространства, в котором все поступки детей будут выступать как действительное изменение жизни других людей. В данном случае развитие, воспитание и обучение дошкольников будет идти не как менторство, наставление или поучение, но как сама жизнь, приобщающая детей к отзывчивости, активности, самостоятельности, ответственности, умению сотрудничать, любить, общаться. Находясь в таком пространстве, ребенок старшего дошкольного возраста, реально поднимающийся на новую ступень социального развития и начальной социальной зрелости, будет всерьез включен на доступном для него уровне в сферу общественной жизни;
  • позитивный импульс к осознанию необходимости своего постоянного внутреннего роста и возможности дополнительной реализации себя и своего потенциала.

Для детей социальное проектирование — это:

  • опыт межвозрастного взаимодействия в команде;
  • опыт ответственного и независимого поведения, выраженного в умении самостоятельно принять решение, проявить инициативу, спланировать предстоящую деятельность;
  • осознание своих сил и возможностей в изменении окружающей действительности;
  • развитие социальной компетентности как необходимого условия готовности к школьному обучению;
  • становление базовых качеств личности, таких как самостоятельность, ответственность, отзывчивость, чуткость, инициативность.

На ступени дошкольного детства социальное проектирование представляет собой особый вид детско-взрослого сотрудничества (дети, педагоги, родители, социальные партнеры), которое реализуется в проектах широкой гуманистической направленности и позволяет старшим дошкольникам выйти за рамки своих детских проблем, включаясь в решение доступных социально значимых задач за пределами детского сада.

Проведенный анализ различных подходов к пониманию социального проектирования дает основание рассматривать данное понятие на уровне дошкольного образования как созидательную, личностно-значимую, творческую деятельность детей и взрослых, направленную на решение доступных и понятных дошкольникам социально значимых задач, результатом которой будет создание реального, качественно нового в субъектном опыте ребенка продукта (материального или духовного). В качестве духовного продукта для ребенка будет выступать полученный им личный опыт сопереживания чужим трудностям, чужой боли, пережитое чувство морального удовлетворения и радости от осознания важности собственного участия в жизни города, в судьбе знакомых и незнакомых людей. Если говорить о материальном продукте, то новизна его для дошкольников будет выражаться в усложнении социально значимых целей и условиях реализации данного продукта.

Существует ли основание полагать, что социальное проектирование является доступным и интересным для старших дошкольников видом деятельности?

В отечественных исследованиях (Т.И. Бабаевой, Е.Е. Кравцовой, К.Н. Поливановой, Е.О. Смирновой и др.) неоднократно отмечалось стремление детей шестого и особенно седьмого года жизни к «социальному функционированию», к занятию более значимого положения в обществе, к признанию своих возросших способностей и самостоятельности.

Исследование, проведенное в 2013–2014 учебном году на базе детского сада № 121 Центрального района г. Санкт-Петербурга в рамках работы районной опытно-экспериментальной площадки, подтвердило высокий интерес детей предшкольного возраста к социально направленной деятельности не только в образовательном пространстве детского сада, но и за его пределами.

Детям старшего дошкольного возраста была предложена диагностическая ситуация условного характера «Что мне нравится». Использовались десять картинок с изображением разных видов социально ценной и игровой деятельности (сюжеты картинок дошкольникам пояснялись). Сюжет пяти картинок имел социально направленный характер: служба «зеленый патруль»; концертные выступления (для ветеранов, пожилых людей, малышей из соседних детских садов и т.п.); мастерская поделок «Подари другому радость»; деятельность, связанная с посильным уходом за детской площадкой; выпуск собственного журнала «Мир глазами дошкольника». Сюжет остальных пяти картинок был связан с игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста (игра в шашки; сюжетные игры; катание на велосипеде, роликах; игры со скакалкой и мячом; «догонялки»). Детям предлагалось последовательно сделать три выбора, тем самым показать, в чем они хотели бы участвовать.

Результаты диагностической ситуации давали представление о желании детей участвовать в социально направленной деятельности за пределами детского сада и выявляли индивидуальные предпочтения детей в различных вариантах социально ценной деятельности.

Анализ полученных данных показал, что 40% детей во всех трех выборах предпочтение отдали социально направленной деятельности. 38% составили дети, у которых два выбора из трех были сделаны в пользу социальной активности. И только у 22% дошкольников за социально направленной деятельностью остался один выбор. Различия в количестве предпочтений социально направленной деятельности между детьми шестого и седьмого года жизни были незначительными в пользу детей седьмого года жизни. Детей, которые сделали все выборы в пользу игры, не оказалось.

Таким образом, результаты диагностической ситуации условного характера «Что мне нравится» свидетельствуют о желании детей предшкольного возраста участвовать в деятельности, направленной на решение посильных общественно значимых задач в более широком социальном окружении.

Интересные результаты показала диагностическая ситуация практического характера «На детской площадке», которая была направлена на выявление особенностей реального проявления социальной активности старшими дошкольниками за пределами детского сада.

Воспитатель заранее создает на детской площадке необходимую для диагностической ситуации среду: разбрасывает мусор (фантики от конфет, обрезки бумаги, упаковку для пищевых продуктов и пр.), засыпает песком скамейки, горку и т.п., выносит трудовой инвентарь, перчатки, пакеты для мусора (как будто все приготовлено для ее уборки). Группа выходит на прогулку со своими обычными игрушками. Через некоторое время, если никто из детей не обращает внимания на мусор и оставленный трудовой инвентарь, воспитатель сам начинает убирать площадку, не привлекая никого из детей. Если в группе есть дошкольники, которые самостоятельно начинают убирать площадку, педагог подключается к их действиям.

В ходе ситуации отмечалось реальное стремление детей поучаствовать в социально ценной деятельности и отношение к процессу ее выполнения.

Анализ результатов диагностической ситуации практического характера выявил большую группу старших дошкольников (38%), самостоятельно увидевших необходимость проявления своей социальной активности. Дети выбирали необходимый, с их точки зрения, инвентарь и приступали к уборке детской площадки, мотивируя свои действия следующими высказываниями: «Сейчас мы поработаем!», «Какая грязь, как тут можно играть», «Скоро выйдут малыши, они могут заболеть», «Просто противно» и пр. 46% дошкольников включились в работу после того, как увидели, что их друзья с удовольствием трудятся. И только небольшая группа детей (13%) продолжала играть, не обращая внимания на действия работающих сверстников и педагога. Несколько детей с интересом наблюдали за действиями других, даже пытались дать совет, но непосредственно в работу так и не включились. Большинство детей старшего дошкольного возраста, самостоятельно или по подражанию проявившие социальную активность, не оставили работу до полного ее завершения.

Однако наряду с высокой потребностью проявить себя в деятельности на общее благо и ответственностью, дошкольники продемонстрировали недостаточный уровень развития трудовых навыков, в том числе нерациональное использование инвентаря, который был в их распоряжении, неумение договариваться друг с другом, распределять обязанности, сотрудничать.

Таким образом, социальное проектирование — это тот вид деятельности, в котором каждый дошкольник не только получает возможность социального функционирования, но и приобретает необходимый опыт взаимодействия в команде, обогащает свои практические навыки в разнообразных видах деятельности, находясь одновременно в позиции ученика, наставника, организатора, помощника и исполнителя.

Совместные детско-взрослые социальные проекты могут вырасти из организованных педагогами и родителями путешествий по родному городу, включающих:

  • ситуации знакомства с близлежащими организациями и их представителями (в нашем случае это детская библиотека иностранной литературы (филиал Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина), Ленинградский союз «Дети блокады – 900», специализированная начальная школа, общеобразовательная школа, ясли, детские сады);
  • ситуации знакомства с природными и культурными объектами города;
  • наблюдение за горожанами; членами своей семьи, друзьями.

Так, например, социальный проект «Чтобы помнили» стал следствием поздравления ветеранов-блокадников. Социальный проект «Подари другому радость» возник благодаря рекламному плакату, призывающему помочь пожилым людям, который дети увидели во время своих путешествий по городу. Социальный проект «Учимся говорить красиво» родился после знакомства с тружениками библиотеки и вылился в ряд социальных подпроектов «Чистое слово» и проект информационно-познавательного характера для детей специализированной начальной школы «Бородино», посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова. Рождению социального проекта «Красивый город» способствовала детско-взрослая выставка «Город будущего».

Разработка и апробация первых социальных проектов шла с опорой на алгоритм, составленный на основе контент-анализа таких воспитательных и образовательных технологий, как КТД (коллективное творческое дело), проектная деятельность дошкольников, социальное проектирование для учащихся разного уровня школьного обучения. В табл. представлено содержание основных этапов детско-взрослого социального проекта в дошкольной образовательной организации.

Этапы реализации социального проекта в детском саду

Педагог

Дети

Этап 1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы

Проводит подготовительную работу: определяет воспитательные задачи проекта.

Продумывает форму и содержание деятельности, которая позволит детям увидеть проблему.

Создает условия, которые помогут дошкольникам осознать проблему (через размышление, наблюдение отдельных явлений или объектов окружающего мира; опрос, беседу с родителями, знакомыми).

Акцентирует внимание на важности социальной проблемы, ее масштабности (количество людей, заинтересованных в ее решении). Активизирует интерес к проблеме, поддерживает желание детей ее решить

Участвуют в наблюдении; беседуют с родителями, знакомыми, друзьями.

Присваивают социальную проблему на личном уровне, осознают важность ее решения для детского сада, района, города, людей.

Посредством «мозгового штурма» пытаются набросать идеи практической реализации проблемы: «Как (чем) мы можем помочь?»

Этап 2. Определение целей, задач социального проекта

Обобщает все детские высказывания, отбирает наиболее ценные идеи.

Формулирует цели, задачи и предполагаемые результаты проекта (четкие, конкретные, достижимые и понятные дошкольникам).

Определяет социальных партнеров, которые могут оказать помощь и поддержку в реализации проекта

Уточняют, принимают и конкретизируют цели и задачи проекта

Этап 3. Организация деятельности: определение содержания социального проекта, составление плана работы, распределение обязанностей

Определяет содержание и основные направления реализации проекта, сроки его выполнения, формы организации деятельности детей и взрослых.

Составляет план работы.

Распределяет обязанности, ответственность между участниками проекта с учетом их личных предпочтений, интересов, желаний и возможностей.

При необходимости организует обучение участников проекта необходимым практическим навыкам

С помощью взрослых делятся на группы, распределяют обязанности, ответственность, планируют свою деятельность

Этап 4. Привлечение общественности для решения социального проекта

Продумывает формы презентации содержания проблемы для одобрения и поддержки со стороны общественности (родителей, социальных партнеров)

Обсуждают с педагогом (родителями, социальными партнерами) формы презентации содержания проблемы и способы их реализации

Этап 5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета

Определяет необходимые ресурсы: материальные, финансовые, технические, информационные, человеческие и пр.

Ведет поиск деловых партнеров

По мере доступности обсуждают предоставленную взрослыми информацию, анализируют высказанные предложения

Этап 6. Разработка системы оценки социального проекта

Разрабатывает конкретные, четкие и реально достижимые критерии и показатели оценки проекта (количественные или качественные) для его оценки участниками, экспертами, общественностью и т.п.

Вместе со взрослыми обсуждают важные для себя критерии оценки проекта, оформляют в виде таблицы (схемы, модели и пр.)

Этап 7. Практическая реализация социального проекта

Обеспечивает гибкое сопровождение детской социально направленной деятельности. Выступает в роли помощника, советчика, наставника.

Поддерживает детскую инициативу, самостоятельность, мотивирует детей, создает эмоционально-положительную атмосферу сотрудничества, поощряет

При гибкой позиции педагога активно и самостоятельно выполняют свою работу в рамках выбранной деятельности и ответственности.

Консультируются, сотрудничают со взрослыми (педагогами, родителями, социальными партнерами), сверстниками

Этап 8. Итоги работы над социальным проектом

Организует обсуждение (со взрослыми и отдельно с детьми) результатов проекта:

‒ Достигнута ли цель проекта?

‒ Каковы положительные и отрицательные стороны проекта?

‒ Что не получилось и почему?

‒ Какой была атмосфера социального проекта?

‒ Каким был вклад каждого участника в общее дело?

‒ Чему научились в ходе проекта?

‒ Что необходимо изменить для более успешной реализации проекта?

Пытаются проанализировать результаты своей собственной деятельности и группы, в которой работали:

‒ Хотелось трудиться или что-то мешало?

‒ Что не получилось?

‒ Что понравилось?

‒ Чему научились?

‒ В чем хотелось бы поучаствовать еще?

Подготовкой детей к участию в социальном проектировании может стать реализация педагогической технологии развития социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве детского сада. Технология была разработана и апробирована на базе дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга. Результатом опытно-экспериментальной работы явилось методическое пособие для воспитателей и студентов педагогических колледжей и вузов «Как помочь дошкольнику стать активным» [1] с приложением рабочей тетради «Дневник ребенка», отражающей образовательный маршрут дошкольника в рамках представленной педагогической технологии.

Реализация педагогической технологии развития социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве детского сада дает возможность оптимального накопления детьми необходимого субъектного, личностно-значимого опыта проявления социальной активности в пространстве образовательной организации, который позволит в дальнейшем перейти на другой, более высокий уровень проявления социальной активности — уровень социального проектирования.

Таким образом, технологию развития социальной активности старших дошкольников на ступени дошкольного детства можно представить следующим образом: 1-й этап — развитие социальной активности в монопространстве детского сада; 2-й этап — развитие социальной активности в поливариативном пространстве за пределами детского сада в процессе социального проектирования.

Социальное проектирование как деятельность, основанная на сотрудничестве, взаимопонимании и взаимопомощи, может стать вместилищем ценных человеческих проявлений, нестандартных решений, разнообразных возможностей, одновременно являясь источником, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в мир взрослых и позволяющим решать основные задачи социализации: постепенное формирование ценностных ориентиров будущей жизни; новых способов социального взаимодействия; понимание своего места и своей значимости в реальном мире.

Литература

  1. Бабаева Т.И., Николаева А.Г. Как помочь дошкольнику стать активным: Метод. пос. для социально активных педагогов, студентов пед. вузов и колледжей. СПб.: ООО «МультиПроджектСистемСервис», 2014.
  2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Питер, 2012.
  3. Ряписов Н.А., Ряписова А.Г. Современные технологии воспитания: Учеб. пос. Новосибирск: НГПУ, 2005.
  4. Социальное проектирование как средство развития активной гражданской позиции молодежи: Метод. пос. / Авт.-сост. З.М. Молчанова, Н.В. Разваляева, А.А. Тимченко. М.: Глобус, 2009.
  5. Социальное проектирование: технология подготовки и реализации социальных проектов: Метод. рекомендации студентам психологических и педагогических специальностей / Сост. Е.А. Булатова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2009.

Подписи к фото

Фото 1. Поздравление горожан, вручение подарков, сделанных своими руками. Социальный проект «Подари другому радость». Детский сад № 121 Центрального района, г. Санкт-Петербург

Фото 2. Поздравление ветеранов в Ленинградском союзе «Дети блокады – 900». Социальный проект «Подари другому радость». Детский сад № 121 Центрального района, г. Санкт-Петербург

Фото 4. Поздравление социальных партнеров детского сада — сотрудников детской библиотеки иностранной литературы (филиала Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина). Социальный проект «Подари другому радость». Детский сад № 121 Центрального района, г. Санкт-Петербург

Фото 3. Город будущего. («Все дома будут разной формы, чтобы смотреть приятно. Люди научаться выращивать цветные деревья. Летающие тарелки будут перевозить много пассажиров. Появятся летающие машины и люди смогут быстро добираться на работу. И еще к нам в гости будут прилетать инопланетяне, мы будем дружить».) Виталия П., 6 лет. Детско-взрослая выставка «Город будущего». Детский сад № 121 Центрального района, г. Санкт-Петербург

Фото 6. Веселые дети города будущего. («В городе будущего все дети будут веселыми, и никто не будет плакать»). Коллективная работа детей старшей группы «Почемучки». Детско-взрослая выставка «Город будущего». Детский сад № 121 Центрального района, г. Санкт-Петербург

Фото 7. Город будущего. («Люди будут очень дружно жить со всеми животными. В городе для них будут кафе. Животные же смогут отвезти человека куда он захочет».) Маша К., 6 лет. Детско-взрослая выставка «Город будущего». Детский сад № 121 Центрального района, г. Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Подарки для Дюймовочки" ( совместная творческая деятельность детей и взрослых"

Создавать красивую компазицию из бросового материала (вырезанные красивые рисунки с обложек альбомов по рисованию), гофрированной бумаги; поощрять инитциативу к совместному творчеству детей и взрослых...

Творческое взаимодействие детей и взрослых

Способы и формы реализации ООП в процессе освоения ОО «Художественно – эстетическое развитие»...

Формы взаимодействия детей и взрослых в процессе взаимодействия с людьми и окружающим миром.

     Введение: Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жиз...

Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего

В данной работе представлен план образовательной деятельности с детьми старшей возрастной группы, направленный на развитие воображения и творческой активности.Цель: развитие воображения в изобразитель...

Консультация для воспитателей "Общение детей со взрослыми в процессе игровой деятельности"

Известно, что главная и ведущая деятельность дошкольника - игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей этого возраста, только через игру ребенок ...