Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
статья
Предварительный просмотр:
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития речи у детей младшего возраста.
Для развития речевой и высшей нервной деятельности ребенка важное значение имеет движения пальцев и кистей рук.
О влиянии действий руками на развитие головного мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.
Известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
Пальчиковые игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, в том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.
Регулярные пальчиковые занятия с детьми улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Поэтому, у маленьких детей развитие мелкой моторики очень важно и необходимо. Малыши, которые рано начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.
1. Игры-потешки
"Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Этот пальчик - дедушка", "Пальчики пошли гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Пальчиковый театр
Последовательность усложнения постановок для пальчикового театра представлена в его видах.
1.Театр «топотушек» - разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершающие «топающие» движение по горизонтальной поверхности (стол, лист бумаги и т.д.), его целесообразно использовать в работе с младшими дошкольниками. Дети учатся выполнять движения указательным и средним пальчиками, работа осуществляется только с одной рукой.
2. Перчаточный театр, в котором разыгрываемые пьесы осуществляются с помощью перчаточных кукол. Его уместно включать в работу с детьми младшего дошкольного возраста. В рамках работы решаются задачи на координацию движений пальцев рук, умений совершать различные движения (делать пальцы веером, сжимать в кулак, собирать в щепоть, прижимать к ладони большой палец, совершать вращательные движения кистью руки, сжимать и разжимать пальцы в кулак).
3. Теневой театр – очень яркий и зрелищный вид пальчикового театра, в котором движения рук человека, находящегося за ширмой с источником света, создают причудливые изображения. Целесообразно использовать в работе со средними и старшими дошкольниками. У младших дошкольников еще недостаточно развиты умения координировать, синхронизировать и последовательно выполнять движения обеими руками, задействуя как пальчики, так и кисти рук.
4. Театр марионеток или театр низовых кукол, представляет собой более сложную разновидность пальчикового театра. Куклы-марионетки управляются кукловодом, в руках которого находятся специальные нити, с помощью которых осуществляется управлением движением кукол. Самый сложный вид театра, который применяется в работе со старшими детьми и дошкольниками подготовительной группы.
Пальчиковые игры легко включать в структуру режимных моментов в ДОУ. Их можно использовать во время умывания, одевания и раздевания, в различных видах деятельности (изобразительной, математической, трудовой). Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу, на прогулке при плюсовой температуре можно после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предложить с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др.
Таким образом, организованные движения пальцев рук, активность пальцев действительно обладают широким спектром возможностей не только для развития самой мелкой моторики, но и для развития психических функций: сенсорных и речевых. Для развития мелкой моторики используются пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж, но лучше, если активность пальцев ребенка будет представлена в структуре игры, где игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации и обязательно происходит построение какого-либо образа, который ребенок будет брать на себя.
В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками младшего возраста следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого.
Литература.
1. Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
3. С.О.Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
4. Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковая гимнастика».
5. Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи».
6. Е.С. Анищенкова Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/04/picture-36913-1556996896.jpg)
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста.
Материал о необходимости пальчиковых игр, которые имеют большое значение для развития ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506138-1414239891.jpg)
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста
Статья о влиянии воздействия тонкой моторики на развитие мозга и,в частности, речи ребёнка....
Консультация для воспитателей на тему:"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста"
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/14/picture-850573-1479150054.png)
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/14/picture-973815-1510684750.jpg)
«ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хоро...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-996414-1516092500.jpg)
Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как на...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-1250533-1589900404.jpg)
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста
Главной целью пальчиковых игр - является переключение внимания ,улучшение координации и мелкой моторики,что напрямую воздействует на умственное развитиеребёнка.Кроме того,при повторении стихотворных с...