Главные вкладки

    Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
    статья

    Нестеренко Татьяна Александровна

    статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_2.docx17.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.

     

    Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития речи у детей младшего возраста.

    Для развития речевой и высшей нервной деятельности ребенка важное значение имеет движения пальцев и кистей рук.

    О влиянии действий руками на развитие головного мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

     Известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

    Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

    Пальчиковые  игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, в том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.

     Регулярные  пальчиковые занятия с детьми улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

    Поэтому, у маленьких детей развитие мелкой моторики очень важно и необходимо. Малыши, которые рано начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

    Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.

    1. Игры-потешки

    "Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

    "Пальчик-мальчик, где ты был?", "Этот пальчик - дедушка", "Пальчики пошли гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

    2. Пальчиковый театр

    Последовательность усложнения постановок для пальчикового театра представлена в его видах.

    1.Театр «топотушек» - разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершающие «топающие» движение по горизонтальной поверхности (стол, лист бумаги и т.д.), его целесообразно использовать в работе с младшими дошкольниками. Дети учатся выполнять движения указательным и средним пальчиками, работа осуществляется только с одной рукой.

    2. Перчаточный театр, в котором разыгрываемые пьесы осуществляются с помощью перчаточных кукол. Его уместно включать в работу с детьми младшего дошкольного возраста. В рамках работы решаются задачи на координацию движений пальцев рук, умений совершать различные движения (делать пальцы веером, сжимать в кулак, собирать в щепоть, прижимать к ладони большой палец, совершать вращательные движения кистью руки, сжимать и разжимать пальцы в кулак).

    3. Теневой театр – очень яркий и зрелищный вид пальчикового театра, в котором движения рук человека, находящегося за ширмой с источником света, создают причудливые изображения. Целесообразно использовать в работе со средними и старшими дошкольниками. У младших дошкольников еще недостаточно развиты умения координировать, синхронизировать и последовательно выполнять движения обеими руками, задействуя как пальчики, так и кисти рук.

    4. Театр марионеток или театр низовых кукол, представляет собой более сложную разновидность пальчикового театра. Куклы-марионетки управляются кукловодом, в руках которого находятся специальные нити, с помощью которых осуществляется управлением движением кукол. Самый сложный вид театра, который применяется в работе со старшими детьми и дошкольниками подготовительной группы.

     Пальчиковые игры  легко включать  в структуру режимных моментов в ДОУ. Их можно использовать во время умывания, одевания и раздевания, в различных видах деятельности (изобразительной, математической, трудовой). Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу, на прогулке при плюсовой температуре можно после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предложить с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др.

    Таким образом, организованные движения пальцев рук, активность пальцев действительно обладают широким спектром возможностей не только для развития самой мелкой моторики, но и для развития психических функций: сенсорных и речевых. Для развития мелкой моторики используются пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж, но лучше, если активность пальцев ребенка будет представлена в структуре игры, где игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации и обязательно происходит построение какого-либо образа, который ребенок будет брать на себя.  

     В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками младшего возраста  следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого.

     

    Литература.

    1. Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

    2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

    3. С.О.Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».

    4. Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковая гимнастика».

    5. Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи».

    6. Е.С. Анищенкова Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста.

    Материал о необходимости пальчиковых игр, которые имеют большое значение для развития ребенка....

    Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста

    Статья о влиянии воздействия тонкой моторики на развитие мозга и,в частности, речи ребёнка....

    Консультация для воспитателей на тему:"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста"

    Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук....

    Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

    «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хоро...

    Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста"

    Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта  «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как на...

    Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста

    Главной целью пальчиковых игр - является переключение внимания ,улучшение координации и мелкой моторики,что напрямую воздействует на умственное развитиеребёнка.Кроме того,при повторении стихотворных с...