Главные вкладки

    Проект "Традиции русского народа"
    методическая разработка (старшая группа)

    Дорожкина Елена Геннадьевна

    Приобщение детей к русской культуре – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе в силу изменений, происходящих в нашем обществе. Большое значение в воспитании детей придается приобщению ребенка к русской культуре, истории русского народа.

    Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей с традициями русского  народа,  мы воспитываем у детей уважение, интерес к истокам русской культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx93.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

    «Детский сад №3 общеразвивающего вида»

     г. Печора

    Проект

    «Традиции русского народа»

    короткие колядки для детей

    г. Печора

    2018 - 2019 г.

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

    «Если ребёнок родился и рос

     на родной стороне, среди русских берёз,

    С светлым праздником пасхи родных поздравлял,

    Был воспитан в труде, милосердье, добре,

    В уважении к старшим, родным и Земле.

    Эту заповедь предков в душе сбережёт,

    Только радость и счастье с собой принесёт»

    Актуальность:

    Приобщение детей к русской культуре – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе в силу изменений, происходящих в нашем обществе. Большое значение в воспитании детей придается приобщению ребенка к русской культуре, истории русского народа.

    Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей с традициями русского  народа,  мы воспитываем у детей уважение, интерес к истокам русской культуры.

    Продолжительность: среднесрочный

    Тип проекта:информационно-творческий, групповой

    Проблема:

    В нашем современном мире, во время развития высочайших технологий мы все реже вспоминаем культуру наших предков. Дети моей группы практически не посещают музеи, не знают,  что такое русская изба, деревня, не могут различать народные промыслы. Традиции, существовавшие в старину, забылись нами. Поэтому проект, над которым мы работаем в течение этого года, как раз направлен на решение данной проблемы. Считаю, что детям с раннего возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков.

    Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

    Задачи

    для детей:

    • знакомить с традициями русского народа;
    • закреплять понятие о видах и жанрах устного народного творчества;
    • развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия и художественное творчество;
    • развивать интерес к русским народным праздникам;
    • формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства

    для педагогов:

    • подобрать методическую и художественную литературу;
    • пополнить дидактический  материал, оформить  папки-передвижки;
    • создать условия для получения детьми удовольствия от общения.

    для родителей:

    • продолжать вовлекать  родителей в проектную деятельность через совместную организацию народных праздников, творческие мастерские, пополнение предметно – пространственной развивающей среды;
    • укреплять партнерские отношения родителей и педагогов.

    Ожидаемые результаты:

    для детей:

    • пополнение знаний о традициях русского народа и жанрах устного народного творчества;
    • развитие творческого воображения и фантазии детей;
    • сформированность  интереса к русским народным праздникам;
    • расширение и активизация словарного запаса детей, интереса к окружающему миру.

    для педагогов:

    • пополнение  копилки методической и художественной литературы;
    • повышение  профессионального уровня, систематизация и обобщение материала по данной теме.

    для родителей:

    • активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

    Форма проведения мониторинга:

    • для детей: опрос, наблюдение за детьми (Приложение  №1)
    • для родителей: анкетирование (Приложение  2)

    Продукты проекта:

    для детей: рисунки, фотоальбом «История русского быта»

    для педагогов: текст бесед(Приложение3);картотека тематических физминуток и подвижных игр  (Приложение 4)

    Название и форма итогового мероприятия проекта:

    • музыкальное развлечение «Веселые посиделки» (Приложение5);
    • музыкальное развлечение «Зимние колядки» (Приложение 6);
    • музыкальное развлечение «Проводы Зимы»

    Мероприятия по проекту:

    Этапы реализации

    Проекта

    Форма работы

    Содержание

    Сроки исполнения

    I этап подготови

    тельный

    Изучение методической  и художественной литературы

    Оценка возможности их применения к данному проекту

    Первая  неделя октября

    Анкетирование родителей

    "Устное народное творчество в жизни вашего ребенка"

    12.10

    Мониторинг детей

    Определение степени  знаний детей по теме

    Вторая неделя октября

    II этап    основной

    Познавательное развитие

    Речевое развитие. Знакомство с художественной литературой

    Художественно-эстетическое развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Физическое развитие

    НОД « Откуда хлеб к нам пришел?»

    НОД «Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»

    НОД«Путешествие на ярмарку народных промыслов»

    Устное народное творчество (пословицы, поговорки об избе, о русской печи, приметы, загадки, колыбельные)

    • М.Улыбышева «Русская изба. От печки до лавочки»
    • Разучивание колыбельных
    •  р. н. сказки «Василиса Прекрасная», «Царевна - лягушка», «По -щучьему веленью»
    • Чтение и обсуждение русских народных закличек, прибауток, небылиц.
    • «Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

    НОД:

    Лепка «Дымковская барышня» 

    Рисование «Русская изба»

    Декоративное рисование "Славянские узоры на рубашке"

    Декоративное рисование«Городецкая доска»
    Конструирование
    «Дворец для сказочных героев»

    Рисование «Как мы танцуем на празднике»

    Беседы:

    • «Как раньше в гости ходили»
    • Беседа «Быт и традиции русского народа»
    • «Умей в гости звать, умей и угощать» 
    • «Русская народная одежда» 
    • «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?»
    • Русские народные игры
    • «Народные праздники на Руси»
    • «Какие праздники встречали на Руси?»
    • «Матрёшки»
    • «Что такое Рождество?»
    • «Колядки на Святки»
    • «Какой из народных праздников тебе нравится больше и почему?» 
    • «Крещенская вода. Что это?»
    • «Масленица»
    • «Масленичные традиции»

    Посещение музея

    • «Предметы старины»

    Подвижные игры:

    • "Бабка - Ёжка"
    • "Бубенцы»
    • «Карусель»
    • «Золотые ворота»
    • «Ослик»
    • «Ручеек»
    • «Салки»
    • «Матушка Весна»
    • «Гуси, гуси»
    • «У медведя во бору»

    Физкультминутки(см. Приложение 4)

    05.10

    24.10

    28.11

    В течение всего проекта

    08.10

    19.10

    06.12

    26.12

    15.01

    04.02

    10.10

    16.10

    01.11

    12.11

    14.11

    24.11

    03.12

    25.12

    26.12

    28.12

    14.01

    15.01

    17.01

    06.03

    В течение всего проекта

    Работа с родителями

    Консультация

    «Пришла коляда накануне Рождества»

    Папка-передвижка:

    «О народных традициях, праздниках, приметах»

    15.01

    Итоговые мероприятия

    • Литературная викторина «Наши любимые сказки»
    • Музыкальное развлечение «Веселые посиделки»
    • Музыкальное развлечение «Зимние колядки»
    • Музыкальное развлечение «Проводы Зимы»
    • Представление проекта на педсовете с использованием фотоотчета

    30.11

    04.12

    22.01

    III этап заключительный

    Мониторинг детей:

    -промежуточный

    -заключительный

    Уровень развития детей в рамках реализации проекта, сравнение с ожидаемыми результатами

    Середина февраля

    Апрель


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

    ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

    Роль русских народных игр в воспитании у детей интереса к истории и культуре русского народа

    Доклад на тему: "Роль русских народных игр в воспитании у детей интереса к истории и культуре русского народа"...

    "Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

    Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....

    Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

    Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

    В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...