Взаимодействие семьи и детского сада как социальныхпартнеров в воспитании детей
статья (старшая группа)

Яременко Лидия Васильевна

Взаимодействие семьи и детского сада

как социальныхпартнеров в воспитании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yaremenko_l_statya_semya_i_dou.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и детского сада

как социальных партнеров в воспитании детей

Яременко Лидия Васильевна

воспитатель,  МДОУ « Центр развития ребенка – детский сад № 7»

п. Пролетарский  Ракитянского  района Белгородской  области.

Стратегическая цель государственной политики в области образования до 2020 года – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В документах, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации, большое внимание уделяется взаимодействию детского сада с родительской общественностью.

Актуальность проблемы социального партнерства семьи и детского сада не вызывает сомнений, так как эти социальные институты закладывают основу развития ребенка, определяют вектор его социализации. Для рассмотрения заявленной темы, стоит остановиться на определении и понимание того, что представляет собой «семья». Очевидно, что семья – это основа нашего общества. Ее роль очень важна в жизни каждого человека. Социологические исследования показали, что 84% респондентов из 32 стран мира на вопрос, что для них является главнейшей ценностью в жизни, ответили «семья».

Однако чаще всего мы говорим о семье как о малой социальной группе, в рамках которой организуется система взаимодействия между супругами, детьми, родственниками. В рамках существующей системы, родительского участия, происходит становление личности ребенка. Разнообразный функционал семьи, который заключается в выполнении хозяйственно-бытовых проблем, репродуктивных, культурных, финансово-экономичесих и других обязанностей, воспитательное значение семьи трудно переоценить. Процесс воспитания обоюдный процесс, в результате которого происходит взаимообогащение не только информационно-знаниевым багажом, но и положительными эмоциями, доверием, «погружением» друг в друга. Известный русский педагог К.В. Ельницкий писал: «Любовь родителей к детям и детей к родителям – одно из сильнейших и наиболее высоких чувств. Сама природа вложила в сердце родителей и детей это святое чувство. Отсутствие его или слабое его проявление всегда считалось нарушением нравственного естественного закона». [1; 59] Благодаря привязанности детей к родителям, осуществляется процесс социализации ребенка, введение его во взрослый мир, посредством передачи приобретенного социального опыта. Общаясь внутри семьи, ребенок копирует своих родителей, их привычки, манеру разговора, поведение, усваивает нравственные ценности. Это связано с тем, что каждой семье свойственны свои, индивидуальные установки и образцы поведения, культурные символы, утилитарные черты, устные и письменные кодексы поведения, традиции и обычаи.

И когда ребенок приходит в детский сад, то он сталкивается с другими требованиями, другими условиями, которые ему приходится принимать. И в этом вопросе взаимодействие семьи и родителей приобретает очень важное значение. Во-первых, родители, порой считают, что в детском саду за ребенком присматривают и кормят. Поэтому педагогам необходимо осуществлять такую работу, чтобы родители хорошо понимали о существовании целой системы воспитания, где реализуется полный комплекс возможностей развития ребенка при создании соответствующей познавательной среды. Воспитателям приходится порой воспитывать не только детей, но и родителей, помогать им постигать азы педагогического мастерства в общении с детьми, понимания и овладения элементарных методических приемов воспитания. Педагогический коллектив в своей деятельности учитывает тот факт, что 28 мая 2015 года Распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой одной из ключевых задач обозначено «создание условия для консолидации усилий институтов российского общества по воспитанию подрастающего поколения на основе определяющей роли семьи». Таким образом, важно создавать комфортные условия в ДОУ как для детей, так и для родителей.

Работая в данном направлении, педагогический коллектив детского сада нацелен на решение таких задач, которые будут способствовать повышению активности и ответственности родителей наших подопечных, возможности привлечения к процессу совместного воспитания. Кроме того, именно воспитатель способствует повышению уровня педагогической компетентности в среде родителей и умению грамотного отношения к своему собственному ребенку. Родители, знакомясь с системой воспитания в детском саду, принимая активное участие в праздниках и досуговых мероприятиях, осознанно начинают относиться к тем рекомендациям, которые даются педагогом, особенно если это касается различных видов образовательной деятельности. Например, традиционные формы социального партнерства семьи и ДОУ не стоит сбрасывать со счетов, однако, могут быть привлекательны и инновационные методы, которые объединят педагогов и родителей. Например, совместное проведение досуга « Тепло сердец для любимых мам»  или экскурсии по значимым местам малой родины « Мой родной поселок», сделают общение интересным и информационно полезным. Изучение истории своей семьи, совместное изготовление генеалогического древа, привлечение родителей и детей к участию в творческих и культурных, краеведческих мероприятиях, всегда находят отклик среди родителей. В свое время К.Д. Ушинский утверждал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Поэтому, когда в группе проводим родительские собрания, то часто информируем родителей об определенной литературе, которая будем интересна для совместного семейного чтения. Достаточно эффективной формой работы считаю проектную работу с родителями и детьми, в рамках которой происходит обсуждение успешного развития дошкольников и выполнение отдельных творческих заданий .Совместно с родителями  разработаны и реализованы проекты : «Мы выбираем здоровье», « Волшебный чай», « Жевательная резинка – друг или враг», « Семь чудес Ракитянского района», « Спите на здоровье», « Кто рисует радугу?» Кроме того, организация выставок поделок, ручного труда из различного материала, такие как « Наши мамы не простые – у них ручки золотые», « Моя армия родная» « Кормушки для птиц» делает встречи яркими и насыщенными, что способствует укреплению взаимодействия двух социальных институтов воспитания.

Всем родителям нравится присутствовать на праздничных мероприятиях, однако немаловажно вовлечь родителей в подготовку и организацию такого праздника и принять участие в изготовлении костюма, декорации, театральных масок, проведении видеосъемки. Руками родителей были изготовлены театральные маски, костюмы для детей, а так же родители  принимают активное участие в театральных представлениях беря на себя роль доброй мамы козы, злого волка, мамы кошки и медведицы.

Участие родителей в фото - выставках « Осенние мотивы», « Зимняя сказка», « Мама – солнышко мое» » раскрывают творческие способности  семей.

В настоящее время большое внимание уделяется здоровью детей. Привычку быть здоровым, поддерживать свое здоровье прививаем с самого раннего возраста. Совместно с родителями проводятся  спортивные праздники и развлечения.   Родители принимают участие в изготовлении нетрадиционного физкультурного оборудования, лэпбуков, стенгазет на тему «Мы за здоровый образ жизни».

Вызовы современного времени предъявляют нам требования, которые направлены на применение в своей деятельности социальных сетей, через которые происходит активное общение с родителями. Очень удобно на сайте размещать информацию рекомендательного характера о воспитании детей или о совместной деятельности по изготовлению своими руками поделки из соленого теста, бумаги, глины и другого материала.

В процессе такого активного социального партнерства будут решаться многие задачи, способствующие эффективной реализации воспитательного компонента, обозначенного ФГОС ДО и расширению вариативности воспитательных систем и технологий. Между тем, особое внимание стоит уделить формированию доброжелательных отношений при взаимодействии, развитию коммуникативных компетенций, которые позволят создавать позитивные условия для воспитания наших детей. Эффективность такой деятельности приносит свои плоды, так как прозрачность взаимодействия педагогов детского сада и родителей наполнены позитивом и доверием, понимание проблем и совместным их решением. Доступность и открытость посещения детского сада, возможность познакомиться родителям с укладом детского образовательного учреждения, посмотреть, чем занимается его ребенок, как он проводит время и чем увлечен, полностью вытесняет стереотипные представления о раздельной системе воспитания семейной и общественной.

Профессиональная помощь родителям, оказываемая специалистами ДОУ, позволяет формировать единую стратегию воспитания детей, дополнять, а не подменять воспитательную функцию, при этом способствуя развитию потенциала ребенка, возможности социализироваться и вырасти достойным человеком, гражданином своей страны.  

Литература:

  1. Ельницкий К.В. о воспитании: Золотой фонд педагогики/Сост-редактор А.П. Фурсов. – М.: Школьная пресса, 2004. – 192 с.
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 22.03.2019)
  3. Ушинский К.Д. Родное слово. В 2 ч. Ч.1. – М.: Издательство: Юрайт, 2018. – 251 с. (Серия: Антология мысли)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

в статье представлен материал из опыта работы МБДОУ Д/С № 1 «УЛЫБКА» по духовно -нравственному воспитанию...

Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей интереса к чтению

В этом сообщении затронута важная во все времена тема. тема чтения детям, с детьми, о детях....

Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей интереса к чтению

Воспитание у детей интереса к чтению. Как это происходит?...

Взаимодействие семьи и детского сада по физическому воспитанию

Физкультура играет важную роль в формировании всех систем и функций организма, во всестороннем развитии ребенка и является не однодневным мероприятием, а предполагает целенаправленную систематическую ...

Выступление на педсовете по теме: " Взаимодействие семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников"(из опыта работы с детьми 2 младшей группы)

В выступлении на тему "Взаимодействие  семьи  и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников"представлен опыт  работы с детьми ва 2 младшей группе по теме &q...

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...

Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...