Как организовать работу с детьми летом
учебно-методический материал

Макеева Светлана Михайловна

К лету дети устают от организованной воспитательно-образовательной деятельности, активность их внимания снижается. Поэтому в летние каникулы нельзя нагружать ребят непосредственно образовательной деятельностью, но познавательные и развивающие возможности этого периода необходимо использовать. Для этого нужны специально созданные в летний период условия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_rabotu_s_detmi_letom.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать работу с детьми летом

Каждый год на летний период составляются планы летне-оздоровительной работы, включающие разные направления. Однако спланированная деятельность не всегда осуществляется полноценно, поскольку большая часть педагогического коллектива уходит в отпуск, а детей объединяют в несколько смешанных, чаще разновозрастных групп.

К лету дети устают от организованной воспитательно-образовательной деятельности, активность их внимания снижается. Поэтому в летние каникулы нельзя нагружать ребят НОД. Но познавательные и развивающие возможности этого периода необходимо использовать. Для этого нужны специально созданные в летний период условия. Первая неделя после объединения детей в разновозрастную группу должна быть посвящена вопросам адаптации и формирования дружеских отношений ребят разного возраста. Для этого можно использовать этюды и игры на развитие коммуникативных способностей, например цикл занятий в книге «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет»( М.: ТЦ Сфера, 2009).

 Очень важно в работе с детьми разновозрастной группы использовать ведущие мотивы возрастного периода. Для старших дошкольников результативен мотив помощи малышам, постановка ребят в позицию «взрослого», ответственного, знающего. Для младших дошкольников побуждающими служат мотивы первое – игровой  и мотив  помощи слабому, больному, нуждающемуся. Но нельзя ставить старших дошкольников в постоянную зависимость от нужд и желаний малышей. Они должны иметь возможность объединяться с детьми своего возраста. Важно, чтобы во время игр на участке более подвижные и активные дети не пересекались с малышами, разрушая их постройки, задевая и сбивая их.

Часто можно наблюдать такую картину: после выхода на участок дети начинают активно двигаться, много бегают, лазают по спортивному оборудованию, потом н6емного успокаиваются и начинают искать игрушки и пособия с которыми можно было бы поиграть, и если не находят необходимых начинаю задирать друг друга, ссориться. Но стоит воспитателю предложить атрибуты для рисования, мини-библиотеку, оборудовать уголок для сюжетно-ролевых игр, как дети сразу находят себе дело по интересам, успокаиваются, становятся более доброжелательными по отношению к сверстникам. Игрушки для игр на участке можно сделать их бросового материала, привлечь к  их изготовлению родителей. Естественно, что собирать бросовый материал придется заранее. При отсутствии стационарного оборудования на участок можно выносить стульчики  и стол; из старого тюля  и штор можно сделать уголок для сюжетно-ролевых игр; из картинок (заламинированных или запечатанных в целлофан) оборудовать интерьер для игр – развивающую среду. Нужно дать возможность для игр с песком.

Особое внимание в летний период следует уделять чтению. Сегодня издано множество детских энциклопедий, сборников сказок, познавательных рассказов. Сказки, викторины, игры, логические задачи, стихи разнообразной тематики. Не надо чтение делать длительным процессом. Выбираем небольшие по объему произведения или делим крупные на части.

Большое внимание уделяем играм с природным материалом и ознакомлению с природными явлениями  летом, проведению элементарных опытов с природным  материалом. Можно спланировать все виды деятельности по темам: «У лета в гостях», «Вслед за летним дождем», «В стране цветов», «С березкой в хороводе», «Ветер, ветер, ты могуч», «В мире насекомых», «Куда исчезает роса?».

Подходов к планированию и организации деятельности детей летом много. Жизнь детей, которых родители по каким-то причинам не могут вывезти летом на отдых из города, не должна быть скучной и однообразной.

Примерный перечень  игр(3-6 лет):

 С песком:

«Отпечатки наших рук», « Сравни подошвы», «Много – мало, пустой – полный», «Что же спрятано в песке?», «Откопай разгадку», «Подземные ходы», «Песочные художества», «Мозаика из камешков(пуговиц)», «Песок, глина», «Составим коллекцию камней».

С водой:

«Лена брызгалку нашла», «Барсук и дети», «Крокодилы», «Поливаем огород», «Кто быстрее вытащит рыбку», «Угадай, что на дне?», «Морское сражение»(с помощью создания волн ребром ладони)

Познавательные дидактические игры:

«От какого дерева лист?», «Полезные  - ядовитые растения», «Где что растет?», «Как дикие животные живут летом», «Времена года», «Разложи по порядку», «Собери урожай», «Ателье летней одежды», «Лето в музыке», «Правила безопасности летом», «Что люди делают летом?», «Запомни признаки лета», «Летние приметы», «Грибной месяц», «Загадки о дожде», «Радуга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Как организовать работу с детьми летом"

Как организовать работу с детьми летом.Наблюдения на прогулках и экскурсиях.Задачи: ·         активизировать знания о свойствах песка и глины, уточнять и...

«Как организовать наблюдения с детьми летом»

                                                      ...

Консультация для родителей "Как организовать наблюдение с детьми летом"

Консультация для родителей "Учите детей наблюдать"...

"Как организовать работу с детьми летом"

Игры с водой, природным материалом, опыты в летний период с детьми на улице....

Как организовать работу с детьми летом

Как организовать работу с детьми летом Каждый год лето вносит свои коррективы в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Составляются планы летне-оздоровительного периода, включ...

Консультация для педагогов «Как организовать наблюдение с детьми летом»

Материал содержит практические рекомендации по организации наблюдений с дошкольниками  и методические аспекты-структура, виды, этапы наблюдения. Также в консультации подобраны конспекты наблюдени...