Доклад "Мини-музеи в ДОУ"
статья (подготовительная группа)

Павлова Ирина Юрьевна

Социальное партнерство ЦРР МДОУ Д/С «Снежинка» -№3 с Нерюнгринским городским музеем « Истории освоения Южной Якутии им. И.И. Пьянкова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_novyy_doklad.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

 Социальное партнерство ЦРР МДОУ Д/С «Снежинка» -№3 с Нерюнгринским городским музеем « Истории освоения Южной Якутии им. И.И. Пьянкова»

Подготовила: Павлова И.Ю. (воспитатель  ЦРР МДОУ – д/с №3 «Снежинка» г. Нерюнгри)

Виктор Франкл писал в книге «Человек в поисках смысла»

«Ценностям нельзя научиться, ценности  необходимо пережить».

        

В нашем городе не так много мест куда мы можем сводить ребенка, чтобы привить ему чувство прекрасного. Поэтому мы решили сотрудничать  с городским музеем «Истории освоения Южной Якутии», что поможет расширить кругозор детей дошкольного возраста и привить любовь к истории родного края.

Так как музей находиться далеко от нашего детского сада, в связи с погодными условиями мы его посещаем осенью и весной. Для детей такие экскурсии всегда становятся большим событием.

Музей для ребенка – намного больше, чем занимательная прогулка. Это выход из пространства привычных впечатлений, из рамок своего дома, из обыденности, компьютерных технологий, интернета. Это большое и особенное путешествие, это знакомство не просто с произведениями искусства, но с людьми других эпох и культуры. Всё это сильно расширяет  кругозор ребенка.

 Любой музей является машиной времени, на которой можно перенестись как в прошлое, так и в будущее. Будь то музей космонавтики или музей современного искусства. Здесь можно замереть и остановиться, чтобы фантазировать и мечтать.

Сотрудники музея всегда идут на встречу и готовят экскурсии в соответствии с возрастом детей.

Наши дети посетили в музеи разнообразные выставки:

  1. Археологическая выставка о первобытных животных и первобытных людях.
  2. Дикие животные и птицы Якутии.
  3. Быт, жилища, одежда, украшения коренных жителей Нерюнгринского района – эвенков.
  4. Быт и жилище, одежда,  коренных народов Республики Саха (Якутии)
  5. Быт и жилище  первооткрывателей, которые осваивали территорию Якутии.
  6. История становления города Нерюнгри и градообразующих предприятий.
  7. Выставка полезных ископаемых и полудрагоценных камней, которые добывают на территории Якутии.
  8. Тематические выставки посвященные ВОВ.
  9. Выездные выставки «Восковых фигур».

Взаимодействие с городским музеем сподвигло нас создать в ДОУ мини-музеи.   Каждая группа самостоятельно вместе с воспитателем, детьми и родителями определила тематику своего музея. В результате у нас у нас детском саду функционируют 12 мини- музеев:  

Итак, я предлагаю вам, познакомимся с мини-музеями нашего дошкольного учреждения, которые начинают свою работу с первых младших групп и заканчиваются подготовительными к школе группами:

  1. Природный музей: мини-музей дерева – в данном музее родители вместе с детьми приносили различный природный материал, который связан с деревом (веточки, шишки, кора дерева, иголки сосны и т.д.); также в нем присутствуют деревянные игрушки и посуда; специальная литература: знакомство с народными промыслами. Целью данного музея является: знакомство с особенностями, строением и разнообразием деревьев, со взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей, необходимости бережного отношения к природе.
  2. Природный музей: мини-музей деревянной игрушки – в данном музее присутствуют различные деревянные игрушки и дидактические игры; а также стихи и народные истории создания первой деревянной игрушки на Руси (матрешка). Цель музея – всестороннее развитие и приобщение маленького человека к традициям нашего народа.
  3. Исторический музей: мини-музей киндер-сюрприза – на многочисленных полках стоят различные игрушки из киндер-яйца, которые не повторяются и коллекция собиралась вместе с родителями и детьми; также в музее присутствует дидактические игры («Найди игрушку») и история создания первой игрушки из киндер-яйца. Целью является – развитие творческих способностей детей младшего возраста, через создание и реализацию системы работы в различных видах деятельности.
  4. Природный музей: мини-музей моря – в этом музее есть муляжи морских обитателей; совместные поделки родителей с детьми; макеты кораблей; дидактические пособия на морскую тематику; специальная литература (энциклопедии, сказки, стихи); а также штурвал корабля, глобус и морская карта. Цель музея –развивать экологическое и эстетическое воспитание детей; формировать знания о животном мире, о мире морей; формировать у детей целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде.
  5. Природный музей: мини-музей камней – в данном музее есть каменные украшения, различные каменные породы и поделки из камней, целью является знакомство дошкольников с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, происхождением и использованием людьми.
  6. Природный музей: мини-музей насекомых – в данном музее представлены различные муляжи насекомых; специальная литература (энциклопедии, сказки, стихи, загадки посвященные насекомым); совместные поделки родителей с детьми; дидактические пособия («Разрезные картинки»). Цель музея – систематизировать представления детей о насекомых.
  7. Музыкальный музей: мини-музей погремушки – в данном музее представлены различные погремушки; специальная литература (история погремушки, стихи, загадки); дидактические пособия («Подбери цвет к погремушке»); совместные поделки с детьми. Цель музея – формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (т.к. это первая младшая группа то речь идет о форме, цвете, размере).
  8. Исторический музей: мини-музей пуговица – в этом музее рассказывается детям о истории самой первой пуговицы и что было до нее; коллекция пуговиц различной величины, формы, цвета и фактуры; дидактические пособия («Кто быстрее расстегнет»); мультимедийное пособие об истории и создании пуговиц.Цель – формирование естественнонаучных представлений о предметах окружающей среды, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности, развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.
  9. Фольклорный музей: мини-музей сказок – в данном музее представлены планшеты для рассказывания сказок; специальная литература (книги-сказки, загадки, стихи); театральные атрибуты для драматизации; дидактические пособия («Какая сказка»); сундук с «волшебными предметами» (колобок, репка, яйцо, живая и мертвая вода и т.д.). Цель музея –воспитание у детей любви и интереса к сказке, как одной из формы устного народного творчества.
  10. Музей театрального искусства: театра в сказке – данном музее представлены различные театральные атрибуты (ростовые куклы, куклы би-ба-бо, настольный театр); специальная литература (книги-сказки, стихи, загадки); дидактические пособия («Что сначала, что потом»), самостоятельные и совместные поделки детей и родителей. Цель – развивать интонационную выразительность речи, способность воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески воспроизвести его в сценках, театральных действиях.
  11. Природный музей: мини-музей ткани – в данном музее представлены планшеты, на которых показано из чего изготавливают ткань; атрибуты портного (швейная машинка, нитки); дидактические пособия («Найди такую же ткань»); бардачок с различными лоскутами тканей; мультимедийное пособие об изготовлении ткани в больших количествах. Цель - создание системы работы по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление с тканью.
  12. Природный музей: мини-музей хлеба – в данном музее представлены муляжи хлебобулочных изделий; специальная литература (энциклопедии, стихи, рассказы, загадки); дидактические пособия («Как хлеб в дом пришел»); природный материал (хлебные колосья пшеницы); экспонаты зерновых культур (рожь, пшеница, мука); мультимедийное пособие как убирается и печётся хлеб; самостоятельные и совместные поделки детей и родителей. Цель – сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба, познакомить с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают, довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, познакомить с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.

Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.

Так как мини-музеи функционируют уже второй год экспонаты в музеи постоянно пополняются. Дети с большим удовольствием привозят из отпуска различные экспонаты. Со слов родителей, дети сами находят предметы и просят родителей приобрести или если это природный материал взять с собой домой, чтобы пополнить экспозицию своего мини-музея.

            А так же наши ребята очень любят ходить  в гости, для того чтобы познакомиться с мини- музеями в других группах. Не только воспитатель, но и ребята рассказывают о своем музее. Встречи проходят в увлекательной, практической форме. На память об экскурсии другим группам дарят небольшие подарки из экспонатов музея или дают на время в группу получше рассмотреть понравившийся экспонат.

И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Таким образом кластерное взаимодействие городского музея и нашего центра, способствует решению проблемы организации работы с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию.

 Взаимодействие с музеем создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в центре, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития воспитанников.