Проект "Правовое воспитание" для дошкольников и конспект занятия "Я - ребёнок, имею право".
проект (средняя группа)

Лисиенкова Галина Ивановна

Ознакомление дошкольников с правами и обязаностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по познавательной деятельности

Тема: «Я – ребенок, и я имею право!»

Задачи:

  1. Продолжить знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка.
  2. Формировать знания о правах человека и праве как регуляторе взаимоотношений между людьми.
  3. Учить детей анализировать поступки сказочных героев уметь называть нарушенные в сказке права.
  4. Воспитывать нравственно-правовую культуру у детей: сочувствие, желание помочь другим людям, быть внимательными и предупредительными по отношению к окружающим.
  5. Развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей, понимать и соблюдать свои обязанности.

Материал:

большой конверт с письмом, сказочные герои, фотогазеты.

Предварительная работа:

знакомство с документом: «Конвенция о правах ребенка», чтение русских народных сказок «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя», «Гуси-лебеди».

Словарная работа:

уточнение словаря, отстоять права, соблюдать обязанности, знак «SOS»

Активизация словаря:

равноправие, свобода, унижение, владение имуществом, гражданин.

Ход занятия

Приветствие: дети по кругу обращаются к друг другу:

Дружно за руки возьмемся,

Ровным кругом мы пройдемся

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом.

Воспитатель: Дети сегодня мы поговорим о самом важном документе на нашей планете – «Декларации прав человека». Давайте вспомним, что такое декларация.

Дети: Декларация – это закон о правах человека.

Воспитатель: Одинаковые права принадлежат всем людям независимо от их национальности, пола, возраста. Но, к сожалению, случается, взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают, оскорбляют. Ребенок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые создали специальный документ, договор, защищающий детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребенка». (Воспитатель показывает документ) Конвенция о правах ребенка – это международный договор о защите прав всех детей. Любой человек, взрослый или маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в конвенции, и не нарушать их!

(стук в дверь появляется конверт)

Воспитатель: Что за чудеса? За дверьми никого нет, а конверт нам передали! На нем и адрес имеется. Давайте прочитаем кому это письмо предназначено. (читает)

«SOS. Срочно. Куда: Россия, Смоленская область, г. Вязьма, ул. Заслонова, дом 7 Детский сад №10.

Кому: детям подготовительной группы

Откуда: сказочной странны П

Воспитатель: Дети, кто из вас знает, что обозначает слово «SOS»?

Дети: Это значит, что кто-то попал в беду и ему срочно нужна помощь.

Воспитатель: Давайте прочитаем письмо и узнаем, что случилось.

«Мы жители сказочной страны попали в беду, потому что не наем своих прав. Спасти нас могут лишь те, кто знает эти права. «SOS», помогите! С уважением, жители сказочной страны.

-Ребята, что будем делать?

Дети: Окажем помощь.

Воспитатель: А как же мы попадем в волшебную страну? (ответ предположения детей)

Воспитатель: Давайте возьмемся все за руки. И скажем волшебные слова:

-Снип-снап-снурре-базелюрре!

Мы попали в сказочную страну. А куда же дальше? Смотрите - стрелка! Пойдем по ней. (Подходим к ширме)

Театрализованный фрагмент по мотивам русской народной сказки

«Колобок»

Воспитатель: Дети, что случилось с Колобком?

Дети: Лиса его съела.

Воспитатель: Какое право нарушила лиса?

Дети: право на жизнь. Все люди имеют право на жизнь, никто не может нарушать это право.

Воспитатель: Да, каждый человек имеет право на жизнь. Дети, а кто вам подарил жизНЬ?

Дети: Мама.

Воспитатель: Да, мама подарила вам жизнь. Слово «Мама» - особое слово- это первое слово, которое произносит ребенок.

(звучит песня о маме)

Воспитатель: Сегодня, в честь ваших мам, мы устроили фотовыставку, давайте рассмотрим фотографии. Чья это мама? Как ее зовут? За что ты любишь свою маму?

Игра «Назови маму»

Театрализованный фрагмент по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Воспитатель: Что случилось с нашим героем?

Дети: Зайка потерял дом.

Воспитатель: Какое право здесь нарушено?

Дети: Право на жилье. Право на неприкосновенность жилища. Каждый человек имеет право на жилье и свое имущество, и никто не должен нарушать это право.

Воспитатель: Дети, у каждого из вас есть дом. Я предлагаю поиграть в игру.

Игра «Кто где живет»

Воспитатель: Мир ребенка начинается с его дома, семьи. До сих пор никто точно не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. У вас у всех есть семья. Рассмотрите фотографии и угадайте, где чей дом, семья. (Выставка семейных фотографий)

Игра «Сложи пословицу»

Воспитатель: В Конвенции о правах ребенка записано, что «семья это маленьких островок безопасности». Рассмотрев фотографии, мы убедились, что каждый из вас имеет свой островок.

(появляются две Бабы Яги)

Баба Яга 1: Кажется, попали куда надо! Яга, видишь, как много детей? Мы их похитим и продадим.

Баба Яга 2: Правильно, Бармалею в Африку или Змею Горынычу на съедение. Ух, сколько мы денег заработаем! Всю жизнь будем есть бананы и шоколад.

Воспитатель: Слышите, ребята, что они хотят сделать – вас похитить и продать. Они хитрые – могут вас уговорить, предлагая сладости и прося помочь кому-нибудь.

Баба Яга 1: Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдем со мной, у меня целый магазин сладостей.

Дети: Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!

Баба Яга 2: Деточки, лучше пойдемте со мной, там, за углом, брошены маленькие котятки, их надо спасти!

Дети: И с вами мы не пойдем, потому что вас тоже не знаем.

Баба Яга 1: Пойдемте, я вам сказку буду рассказывать.

Дети: Нет, все равно не пойдем.

Баба Яга 2: Вот вы какие! А мы вас силой возьмем! У нас метла волшебная есть. Заколдуем, в лягушек, мышей превратим! Пойдемте, или плохо вам будет.

Дети: Помогите! Мы не знаем этих людей!

Баба Яга 1: Тише, тише, чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем.

Воспитатель: Стойте, бабушки! Не избежать вам наказания за свои дела.

Баба Яга 1: Да мы же хорошие, мы же ничего не сделали…

Воспитатель: Как же ничего! Вы пытались похитить детей! Вы нарушили их права. В конвенции записано, что государство защищает ребенка от насилия. Мы вас сдадим в полицию.

Баба Яга 2: Отпустите нас, мы больше не будем так делать. Простите нас. Мы ничего не знали о ваших правах.

Воспитатель: Дети, поверим Бабкам – Ежкам? Отпустим их?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну что же, идите и больше так не делайте.  Дети, какое право пытались нарушить Бабки-Ежки?

Дети: Право на семью, свободу и личную неприкосновенность. Каждый ребенок имеет право жить в своей семье, никто не может разлучить его с родителями.

Воспитатель:  Верно, так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.

Дети, существует право на собственное мнение. Давайте посмотрим сценку, о том, как наш герой воспользовался этим правом.

Сценка «Собственное мнение»

Воспитатель: Когда Андрюша вернулся вечером из детского сада, мама обняла мальчика, и стала расспрашивать:

Мама: Сынок , расскажи, как прошел день? Чем занимались? Что было интересного?

Андрюша: Мама! День прошел очень интересно! Я кое что узнал новое.

Мама: О чем же?

Андрюша: Это пока секрет.

Воспитатель: Утром папа, как всегда, стал будить сына.

(мама накрывает на стол)

Папа: Сынок, вставай. Беги умываться, чистить зубы, а потом делать зарядку.

Андрюша: Папочка! Я хочу еще немного поваляться в кровати, ведь сегодня выходной. В детский сад идти не надо.

Папа: Конечно выходной, но мы собирались пойти на каток. Вставай, вставай, не ленись.

Андрюша: Не встану. Между прочим, имею право! Нам вчера Галина Ивановна в детском саду рассказала о правах ребенка. Я ведь ребенок? Значит, имею свои права.

Папа: Конечно, Андрюша, ты ребенок. Но вставать тебе продеться. Я ведь твой папа! Значит, обязан заботиться о твоем здоровье, а значит, соблюдать режим дня.

Воспитатель: В конце концов, Андрюша послушался папу, и сделал все, как он велел и отправился на кухню завтракать.

Андрюша: Опять овсянка! Не буду есть эту противную кашу.

(отодвигает тарелку)

Мама: Почему не будешь? (с удивлением) Каша вкусная и полезная.

Андрюша: Не буду! имею право!

Мама: Ну хорошо, хорошо! А что ты хочешь на завтрак?

Андрюша: Хочу чипсы и кока-колу!

Мама: Чипсы вредные. От них у всех живот болит.

Андрюша: А я хочу чипсы! Или вообще завтракать не буду. (обращается к папе) Папа, ведь я имею право не есть кашу?

Папа: Нет, не имеешь! Ты еще маленький и должен слушаться взрослых. Мама приготовила прекрасную кашу, вот и ешь ее.

Андрюша: Не хочу и не буду! Я знаю, что имею право на собственное мнение.

Мама (удивленно): Какие еще права у детей. Старших слушать вот и все твои права.

Папа: Не совсем так! У ребенка, как и у каждого человека, есть права. Ты, сынок, действительно имеешь право на собственное мнение, но поступать, по праву, ты можешь, если оно не вредит, ни тебе, ни другим людям. Ты еще маленький, поэтому ответственность за твое воспитание и здоровье несем мы, твои родители.

Мама: Верно. А если сынок, ты не будешь соблюдать режим дня, правильно питаться, ты нанесешь вред своему здоровью. Так что завтракай и собирайся на каток.

Воспитатель: Андрюша не стал больше спорить с родителями, быстро все съел и побежал на прогулку.

Воспитатель: О чем узнал Андрюша в детском саду? Почему не хотел вставать с постели? Чем он объяснил то, что не хочет есть овсяную кашу? Что рассказал Андрюша папе?

Верно, своими правами надо пользоваться правильно, чтобы они не навредили ни вам, ни другим людям.

Дети, вспомните сказку «Колобок». Почему он попал в беду? То нарушил Колобок? О чем забыл?

Дети: Он забыл о послушании. Поэтому и попал в беду.

Воспитатель: Правильно, надо знать не только права, но и обязанности. Дети, давайте вспомним их, и поиграем в игру «Собери солнышко»

Я рада, что вы хорошо знаете права.  Умеете отстаивать свои права в любой ситуации, но не забывайте про свои обязанности.

Теперь мы можем возвратиться в детский сад. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, щелкните каблучками и скажите волшебные слова:

-Снип-снап-снурре-базелюрре!...Мы уже в нашей группе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области

Проект в средней группе по правовому воспитанию

по теме «Маленьким детям - большие права»

Автор: Перебийнос Г.И., воспитатель, МБДОУ ЦРР – д/с №10 город Вязьма Смоленская область.

Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми среднего дошкольного возраста. Правовое воспитание  детей – это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель уделяет внимание данной теме, важно сделать это своевременно и доступно для детей. Проект лишь самое  начало в этой нелёгкой, но интересной работе: формирование правового сознания детей.

Тема: «Маленьким детям-большие права»

Актуальность реализации проекта:

«Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы – дети!»

Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.

И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.  

Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.

Цель:  Создание условий для формирования правосознания  у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

-  познакомить детей с понятием «право»;

-  дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

- обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

- развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

- развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

Автор проекта: воспитатель: Перебийнос Г.И.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о своих правах.

Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщать родителей и детей к совместной деятельности,  установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Место проведения: МБДОУ ЦРР –Д/С  №10

Сроки проведения:  2012 год.

Режим работы: во время и вне занятий.

Количество участников проекта: 2 воспитателя: Перебийнос Г.И. Чупина В.В.,  дети-26 чел., родители-26 чел.

Возраст детей: 5-6 лет.

Форма проведения:

Игровая деятельность, беседы просмотр презентации «Права детей», мультфильма Смешарики «Каждый ребёнок имеет право», слушание и разучивание песен, выставки  «Ребёнок имеет право», «Моя семья», «Мой детский сад», коллективная работа «Мы все равны», комплексное тематическое занятие «Я имею права».

Материал и оборудование:  Кукла Маша, стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр,  музыкальная аппаратура, подборки детских песен, цветная и простая  бумага, гуашь, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Права детей», проектор, ноутбук, колонки, презентация «Права детей», записи детских песен, мультфильмов, семейные фотографии.

1 этап.

Постановка проблемы:

Мы с ребятами очень любим смотреть мультфильмы. Жаль, что свободного времени очень мало. Но вот появилась минутка и стали смотреть мультфильм с любимыми героями – Смешариками. С непонятным для нас названием - «Каждый ребёнок имеет право…»  Ребятам очень понравился мультфильм, когда мы перешли к обсуждению увиденного, то выяснилось, что на эту тему они никогда не разговаривали. Мы все вместе решили, что нам обязательно нужно поподробнее познакомиться с правами детей.

2 этап.

Ввод в игровую ситуацию.

Планируемая деятельность.

Воспитатель:  Ребята! Сегодня к нам на занятие пришла наша кукла. Но что-то она сегодня грустная. Давайте спросим у неё, что случилось. Дети, куколка мне сказала, что ей очень грустно, у неё нет друзей. Давайте подружимся с ней и нам вместе будет весело и интересно. Для того, чтобы нам познакомиться, нам нужно сказать друг другу как нас зовут. Ребята давайте громко крикнем наши имена, чтобы наша гостья их услышала.

Дети хором говорят свои имена.

Воспитатель: Странно, а куколка нам не сказала своё имя, а стала ещё грустнее. Ребята, да ведь у неё просто нет имени. Нам срочно нужно придумать ей имя, ведь каждый житель нашей планеты имеет право на имя. Ребята, а вы знаете о своих правах, знаете, что у вас есть права?

Ответы детей.

Воспитатель: Вспоминаем, что нам рассказывали Смешарики!

Дети отвечают.

Воспитатель:  Дети, а давай те не просто расскажем, а ещё и покажем нашей Маше!  Давайте каждый из вас дома вместе родителями сделает работу «Каждый ребёнок имеет право». Вы вместе с родителями узнаете много интересного.  И наша куколка узнает, что же это такое права детей. Как себя ведут между собой окружающие нас люди.

 Мы рассказали родителям о нашем проекте, предложили им включиться в работу, помочь нам более детально рассмотреть интересующий нас вопрос. Заранее поблагодарили за сотрудничество и предложили свою помощь в случае необходимости. Порекомендовали чаще прислушиваться к мнению детей и помочь им реализовать их идеи и задумки.

3 этап.

Организация деятельности проекта.

3.1. Игровая деятельность.

***  Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Детский сад»,  «Семья», «Школа», «В библиотеке».

Цель: развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о социальном окружении.

*** Цель: развивать у детей аналитические способности, расширять словарный запас, уточнить понятия права и обязанности.

*** Малоподвижные игры «Назови ласково», «Кто рядом?».

Цель: учить детей уважать ближнего, его права, учить играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре.

3.2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из литература дать понятия об основных правах ребёнка,  учить внимательно слушать, развивать речь и память.

 • Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:

- Е. Благинина «Посидим в тишине».

- Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Морозко».

• Беседа: «Сколько разных имён», «Я и мои друзья», «У каждого ли есть семья», «мы такие разные, но мы равны».

• Чтение пословиц и поговорок о правах и обязанностях.

3.3. Музыкально-театрализованная деятельность.

Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.

1.     Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского; «Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.; «Дважды два четыре», слова Пляцковский М., музыка Шаинский В.;  «Песенка про доктора» в исполнении  Леонида Сергеева; песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.

 2. Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка".

3.4. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

3.4.1 Коллективная работа «Мы все равны»

Цель: учить выполнять коллективную работу, действовать сообща; развивать творческие способности детей; учить быть аккуратными при работе  с бумагой  клеем.

3.4.2. Выставка рисунков «Моя семья».

Цель: развивать творческие способности  детей в процессе рисования.

3.4.3. Выставка рисунков «Мой детский сад»

Каждый ребёнок имеет право на образование. Получают его ребята в детском саду. Жизнь ребят яркая и насыщенная. Именно это они и пытались отобразить в рисунке.

Цель: учить рисовать гуашью, рисовать по замыслу.

3.4.4. Выставка в группе «Каждый ребёнок имеет право»

Цель: привлечь внимание детей и родителей к вопросу о правах детей, сплотить детей и родителей посредствам совместной деятельности.

3.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».

Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.

4. Продукт проектной деятельности.

4.1. Коллективная работа «Мы все равны».

4.2. Выставка в группе «Ребёнок имеет право».

4.3. Выставка рисунков в группе «Каждый ребёнок имеет право на семью»

4.4. Выставка рисунков в группе «Мой детский сад»

4.5. Комплексное тематическое занятие «Я имею право» (см.приложение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия " я имею право на имя..."

Тема «Я имею право на имя…»Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний. Задачи: -довести до сознания ребёнка, что каждый гражданин своей страны имее...

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Я ребёнок – имею право».

Цель: Максимально способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.Задачи:- Формировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о права...

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Я – ребёнок, имею право»

Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определённого порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, ещё в дошкольный период. В дошкольные ...

Конспект занятия "Я имею право"

Конспект занятия по правовому воспитанию...

Проект Я ребёнок имею право

Задачи: Воспитательные: Воспитывать уверенность в себе. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Развивающие: Развивать связную речь; развивать внимание, память, логичес...

Занятие для детей дошкольного возраста по теме « Я ребёнок ,имею право!»

Цель:обобщить и систематизировать знания детей о роли семьи в их жизни;довести до сознания детей идею значимости, неповторимости каждого человека.Задачи:дать представления о защите прав ребёнка членам...