Использование сказки в процессе знакомства детей с русской национальной культурой
методическая разработка

Использование сказки в процессе знакомства детей

с русской национальной культурой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_skazki_pri_oznakomleniii_s_russkoy_kulturoy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказки в процессе знакомства детей

с русской национальной культурой

.

 

   В процессе знакомства детей с русской национальной культурой нами использовались разработки Т.Я. Шпикаловой «Народное искусство в воспитании детей»; О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры»; «Народное искусство в воспитании детей» Т.С. Комаровой; «Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе» Г.И. Батуриной, Т.Ф. Кузиной.

    Для знакомства  детей с русским народным бытом была оборудована комната, в которой воссоздана обстановка русской «избы», размещены предметы,  наиболее часто упоминающиеся в русских сказка: коромысло, горшки, лапти, скалка и т.д. Основной задачей реализации данных условий было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому, помимо настоящих вещей, в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Например, была нарисована печь, внешне имеющая вполне натуральный облик. Сплетен из прутьев плетень. Из картона cделан и расписан макет прялки, на которую намотана деревенская пряжа. Таким образом, в небольшой комнате разместили: чугунный утюг, лапти, корзинку, макет прялки, плетень, чугунок, коромысло с ведрами, дрова, веник-голик, крынки, кувшины, половичок и др.

    Еще одним отступлением от традиционного убранства русской избы было размещение на полках разнообразных произведений – предметов прикладного искусства (Городец, Хохлома и др.). Это было вызвано тем, что именно в такой обстановке самим воспитателям больше хотелось познакомить детей с народными промыслами всей России. Для усиления заинтересованности детей к посещениям «избы» мы использовала игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях: котик, собачка, Баба Яга, Домовенок Кузя и др. Здесь же были собраны иллюстрации, книги, репродукции картин для знакомства с предметами быта, русскими народными костюмами.

  В «избе» проводились занятия по ознакомлению детей с предметами быта и чтение русских народных сказок. Дети могли не только прослушать сказку, но и рассмотреть,  попробовать в действии, узнать, как пользоваться тем или иным предметом, обыграть его, воспроизводя сказочную ситуацию.

 Знакомя детей с предметами сказочного быта, в качестве подсказки  нами использовались пословицы, поговорки, загадывались загадки. На таких занятиях расширялся активный словарь детей за счет того, что зачастую внешне похожие предметы имели разные названия (горшок, крынка, кувшин и др.). Отгадывание и придумывание загадок оказало влияние на разностороннее развитие речи детей. Обогащение словаря за счет многозначительности слов помогало увидеть вторичное значение слов, формировало представление о переносном значении слов. Загадки помогали усваивать звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Дети знакомились с художественным языком народных произведений, в результате чего обогащалось и их собственное творчество, ярче и образнее становилась речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например: «добрый молодец», «малые детушки». Рассказывая сказки, взрослый специально обращал внимание детей на их образность и метафоричность, просил подумать над тем, почему народ именно так, а не иначе, характеризует природу, явления и человеческие взаимоотношения. Главным было вычленить отношение людей к окружающей действительности и осознать сущность их представлений о своем месте на земле, их ценностных ориентаций.

Слушая и разыгрывая народные сказки, дети приобретали новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Воспитанники получали представления о добре и зле, радовались удачам героя, ненавидя то плохое, с чем сказочный персонаж борется. Сказка вводила ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляла переживать вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Все это побуждало активность ребенка, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах.

Знакомя детей со сказкой в ходе сюжетно-ролевых игр и игр- драматизаций, мы старались развивать нравственно-эстетические чувства, так как в сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы, свидетельствующие об уважительном отношении к старшим. Например: «Поклонимся в пояс», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль».

Сказки подбирались с учетом возрастных особенностей, идейно-художественных ценностей, поэтому они оказывали огромное воспитательное воздействие на детей: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка-сестричка», «Царевна-лягушка» и др.

Приведем  пример занятия «Бабушкины сказки»:

Воспитатель усаживал на столе куклу: «Сегодня Сташок пришел к нам потому, что мы будем говорить о сказках. А вы любите сказки? Как вы думаете, кто сочинял сказки?» Ответы детей.

Воспитатель: «Да, многие сказки сочиняли простые люди, а потом сказывали их, то есть рассказывали. Читая их, мы узнаем о жизни крестьян в старину, об их труде. Вспомните сказки, в которых говорится о труде крестьян» («Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь»)

Сказку, знакомую детям, мы не рассказывали сами от начала до конца, а привлекали для пересказа детей.

Как итоговые занятия, проводились викторины по нескольким знакомым сказкам: «Из какой сказки предмет?», «Из какой сказки отрывок?» и т.п. При этом активно  использовался кукольный театр.

Занятия иногда завершались чаепитием у самовара. Во время чаепития дети усваивали правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол». Узнавали историю появления самовара. Чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особенный ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. Такое чаепитие давало возможность расширить знания о традициях русской кухни. Без хлеба не обходилась ни одна трапеза. Вспоминали русские пословицы о хлебе: «Худой обед, коли хлеба нет». Этими пословицами оказывали почет и уважение хлебу. Так же русским национальным блюдом являлся кисель, наши предки варили кисель из овсяной и ржаной муки («Кисель зубов не портит»). На занятии «Игра в гости» старались формировать навыки поведения за столом: обращение с ножом и вилкой, умение передать гостю блюдо, взять порцию из общего блюда, умение вести беседу за едой. Дети распределяли роли между собой: «Хозяева дома» и «гости». «Гости» наряжались, делали «прически» в «парикмахерской». «Хозяева» готовили. Закрепляли правила приглашения к столу: «Извольте откушать», «Отведайте печенья». Выражали уважение к гостю. Прощание с гостями всегда сопровождалось доброжелательными пожеланиями, благодарностью: «Спасибо за приятный вечер», «Спасибо за хлеб-соль».

Вне занятий в русской избе дети делились своими впечатлениями об увиденном и услышанном. Для обогащения знаний о фольклоре,  мы обращались к устному народному творчеству и на утренней гимнастике, и на физкультурных занятиях, на физкультминутках: для этого использовали пестушки, потешки, сказки, уже знакомые детям.

Например, мы выполняли физические упражнения под слова потешки:

«На пригорке мельница

Кружится и вертится.

Раз, два, три, четыре –

Завертелись, закружились».

(вращательные движения руками вперед-назад).

Постепенно дети привыкали к тому, что народная культура входила в их повседневную жизнь. В режимные моменты были введены народные игры. Они делали процесс смены видов детской деятельности и времяпровождения более интересным и содержательным. Многие детские игры имитировали серьезные занятия взрослых: охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др. Например, такие игры, как: «Ворон и куры», «Горшки», «Дедушка-рожок», «Гуси-гуси», «Арина», «Пирог».

Приобщая детей к народной культуре, мы знакомили детей с народными праздниками и традициями. Дети принимали активное участие в календарных праздниках. На Святках они ходили со «звездой» - славили Христа, поздравляли соседей колядкой. Встречали и провожали Масленицу, зазывали Весну, закликали  птиц. На Пасху играли в игры с яйцами, расписывали «писанки» и дарили гостям, друзьям. Вспоминали, в каких сказках есть упоминание о народных обрядах и традициях. Придумывали, в какое время года могло происходить то или иное сказочное событие и почему. Например, дети выяснили, что в русской народной сказке «Колобок» события могли происходить только ранней весной, когда кончились все зимние запасы и идет Великий пост, поэтому иллюстрации к данной сказке художники сделали «неправильно» и нужно было исправить эту оплошность. Поэтому все дети смогли включиться в создание новой книжки и  обсуждение совместного творческого проекта детей и родителей – декорированного спектакля. Затем устроили спектакль.

 Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах, поэтому они были включены в канву спектакля. Вместе с музыкальным руководителем мы знакомили детей с музыкальными инструментами: такими, как дудка, гусли, балалайка, барабан. Для аккомпанирования песен сказочных персонажей использовалось несколько видов гармошек, шумовые инструменты: трещотки, гудки, свистульки,  ложки, погремушки, треугольник и др.

 Мы приучали детей слушать русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Водили хороводы под эту музыку, выполняли танцевальные движения. Знакомя детей с русской народной лирической песней, стремились раскрыть художественный образ народной песни, так как в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости.

Во второй половине дня организовывали «посиделки», на которых разучивали народные игры, обрядовые песни, изготовляли элементы народных костюмов: кокошники, бусы, обрядовые маски и др. Более подробно знакомились с разными видами народного искусства. Полученные знания применяли в других видах деятельности.

Наибольшие возможности для выражения интересов детей, усвоения ими знаний о народной культуре, умений и навыков в области народной культуры предоставлял кукольный театр. В русском фольклоре он относится к драматическим действам. Чтобы знакомить детей с русским народным театром, были собраны необходимые для драматизации атрибуты. Какую радость доставляло детям изображать персонажей сказок, «варить кашу в чугунке», «сидеть за прялкой»!

  При разучивании ролей мы продолжали формировать у детей умение выделять языковые средства выразительности, развивать эстетическое восприятие сказки, умение представить образ того героя, который достался ребенку, как он будет его воплощать. Например, перед тем, как поставить сказку «Заюшкина избушка», прослушивали с детьми сказку в грамзаписи.  После прослушивания, побеседовали о достоинствах, выразительных средствах, ее героях.

Затем были проведены занятия по изобразительной деятельности на тему сказки. Сначала мы распределили роли между художниками- актерами. Объяснили детям, что каждый актер должен вжиться в свою роль, разучить ее. В процессе постановки с детьми обыгрывалось каждое слово, каждое действие героя. Дети наряжались в народные костюмы. У детей формировалось представление о предметах русского народного костюма.

Например, на занятиях по рисованию, расписывая русских матрешек, мы познакомились с разными центрами промыслов и способами изображения (загорская, семеновская, полхов-майданская и др.).  «Одевали» матрешку в сарафан, платочек или просто украшали узором.

Приведем пример из занятия на тему: «Русская Матрена».

Воспитатель: «Выточенная из дерева фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку. Самая яркая, красивая матрешка  - из Семенова. На ее переднике  всегда яркие букеты цветов».

Затем воспитатель предлагает детям  нарисовать семеновскую матрешку по образцу.

Развивая у детей интерес к декоративному творчеству, учили видеть на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариантность элементов, сочетаний цветов, композиций. И, самое главное – их символическое предназначение. Это означало, что дети, разыгрывая сказку, теперь понимали, почему их персонажи одеты так, а не иначе, например, почему у девушки головной платок завязан спереди, а у ее матери или мачехи, как замужней женщины, сзади.

 После кукольного театра проводилось коллективное рисование на тему: «Русские народные сказки» с использованием таких нетрадиционных техник, как монотипия, печатание, восковые мелки и акварель и др.

В дальнейшем мы стали шире привлекать к поиску новых идеи и сюжетов для драматизаций семьи детей. Предлагали детям узнать новую сказку или загадку у бабушки, дедушки или у родителей, а затем рассказать ее остальным детям в группе. Оказалось, что многие родители, особенно бабушки и дедушки, являлись прекрасными рассказчиками русских народных сказок, потешек, небылиц, исполнителями русских народных песен, частушек.

Участие родителей вызывало восторг, удивление, гордость ребятишек за своих пап и мам, дедушек и бабушек. У детей возникало желание попробовать свои силы, самим спеть или просто прослушивать игру на гармони, балалайке. Не на словах педагога родители убеждались – смех детей гипнотизирует взрослых. Каждому из них хотелось увидеть глаза своего ребенка и понять, что тот уже полюбил мелодию, запомнил шутку-прибаутку и ждет того места в песне, которое ему особенно нравится, где особенно смешно, и сам подпевает.    

Возникающие в творческом содружестве детского сада и родителей контакты уменьшали изолированность семей, способствовали укреплению дружбу между детьми, помогали воспитанию в них таких качеств, как самостоятельность и инициатива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре

Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...

Консультация для педагогов "Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом".

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общест...

Воспитание творческой личности через знакомство с русской национальной культурой.

Роль воспитателя в становлении личности воспитанника детского дома....

Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом.

Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом....

Консультация для педагогов «Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом»

Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом...

Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом

. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры не...