Родительское собрание " У меня растет сынок, я- воспитываю дочку..."
методическая разработка (старшая группа)

Грушева Наталья Николаевна

Данное родительское собрание  разработано с целью повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx43.79 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  на тему : «У меня растет сынок, я воспитываю дочку»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Материал:
1. Папки –передвижки на тему: «Воспитываем будущего рыцаря», «Воспитываем будущую принцессу»..

2. ноутбук

3. проектор

4.листы бумаги , ручки

5.Детские книги со сказками

6.Игрушки
7. Футболки

8.Маркеры, клей, цв.бумага, степлеры, ножницы

9. Диски со сказками

План проведения:

1.Вступительное слово воспитателя

2. Теоретическая часть « Из истории гендерного воспитания»

3. Практическая часть

3.1.Задание №1 « Девочки- это, мальчики-это…»

3.2. Задание №2 « В детском мире»

3.3. Задание №3 « В гостях у сказки»

3.4.Задание №4 Шуточный тест для родителей.

3.5. Задание №5 « Ладошки»

3.6. Творческая мастерская

4. Заключительная часть

5. Рефлексия

                                              Ход родительского собрания:
1.Вступительное слово

Звучит фонограмма песни «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши ....»

-Добрый день, уважаемые родители!

Из чего наш мир состоит?

Из дубка, что в поле стоит,

Из высоких гор с сединой,

И еще, и еще

Из тебя со мной.

Из мальчиков и девочек,

Из книжек и затей.

А главное, а главное

Из взрослых и детей.

Давайте с вами  поприветствуем друг друга..Я предлагаю, сидя в кругу, начиная с меня, назвать свое имя и показать свой жест-приветствие. Кто затрудняется в придумывании жеста, можно повторить любой понравившейся.

 Проводится игра - приветствие.

Сегодня мы поговорим о мальчиках и девочках. Давайте еще раз посмотрим друг на друга и улыбнемся (пауза).

С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет, готовим ребенка к выполнению половой роли –голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая - у девочек. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой.
Любовь, желание вырастить их полноценными членами общества-это движущий фактор в воспитании, но знания об особенностях развития своего ребёнка-это оружие, которым мы должны умело владеть, воспитывая в нашем ребёнке те или иные качества.

В современном обществе, часто можно услышать такие понятия  как «гендер»

« гендерный подход» и в  начале нашего собрания мне хотелось бы сказать пару слов о том, что такое гендерный подход в воспитании детей. 
Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить понятие гендера. 
Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина». 
Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процессе, т.е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола. 
В то же время, в педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол». Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботы об окружающих, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, так как действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь. 
Сегодня я не ставлю целью ответить на вопрос «Как воспитывать, как любить?» Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами и ответить на вопрос «Мальчики и девочки.…Почему они такие разные?»

2.Теоретическая часть.

«Из истории гендерного воспитания»

 Тема мужского и женского начал  стара  как мир. К ней обращались философы, поэты, врачи, педагоги. Известно, что первоначальное осознание ребёнка самого себя происходит по принципу половой принадлежности: даже маленький ребёнок понимает, что он мальчик или девочка. И это влияет на его дальнейшее развитие - как физиологическое, так психическое. 

 Идеи дифференцированного гендерного воспитания  прослеживаются на протяжении  всего исторического развития общества. У каждого народа существовали свои  неповторимые системы воспитания подрастающего поколения. В связи с  различными ролевыми функциями в обществе почти всегда воспитание мальчиков и девочек было различно. Основываясь на исследованиях в областях истории дошкольной педагогики и истории ( Д. Элиум и Дж. Элиум ; Е. В. Субботский ; Л. Кун ; В.  М. Петров ), можно проследить как в разные исторические периоды происходило  воспитание( и в частности физическое воспитание) мальчиков и девочек. Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного  воспитания  гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно. Результаты исследований свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы в будущем оказался хорошим работником.Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, что его жена воплотит в себе то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

В  первобытном обществе , на ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда, а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений). Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды.

Из истории Древней Греции  мы знаем о системе спартанского воспитания. Наибольшее внимание уделялось военно-физической подготовке мальчиков, их обучали метанию диска, копья. Девочки воспитывались дома, но  и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, умение управлять рабами. Воспитание мальчиков — неженское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров. Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. На Руси уже в трехлетнем возрасте ребенку предстоял первый серьёзный ритуал-«постриг». Мальчика постригали и впервые сажали на коня. В эпоху царствования Романовых из специфических мужских развлечений, имевших большое значение в деле физического развития народа, следует отметить кулачные бои. Чаще всего бои проводились на Масленицу, на льду замерзшего озера или реки, при этом  бойцы обязательно раздевались по пояс. К подобным упражнениям мальчиков приучали с малых лет. Проводились отдельные бои между самыми маленькими (5-6 лет).. Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за  воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.

 Изучение различных педагогических систем показало, что до XVIII века вся педагогика в основном была направлена на  общественное воспитание мальчиков, в то время как девочки получали эстетическое домашнее воспитание. И только XVIII веке педагоги стали рассматривать возможность целенаправленного воспитания девочек готовить их не только на роль домохозяйки, но и учителя, медсестры, воспитательницы.

 Все выше сказанное подтверждает, что целостный педагогический процесс со стороны родителей, предполагал  такую организацию  воспитания  детей,  которая  отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы  сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, ребенок с малых лет должен научиться  активизировать свой жизненный  потенциал. 

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин .  Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

 Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для  развития и социализации ребенка в нашем обществе.    

3. Практическая часть.

3.1.Задание №1. "Девочки это:, мальчики - это:".

Предлагаю, родителям мальчиков написать – определение: мальчики - это:., мальчики должны быть:; а родителям девочек - "девочки это - :, девочки должны быть:"

( родители пишут на листике отличия и по очереди зачитывают их)

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.

На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Это распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная игровая деятельность.

Выявлен факт, что  существует разобщенность между девочками и мальчиками. В возрасте 3 до 7 лет отмечается 91% избирательных контактов и 9% с детьми противоположного пола. Перед нами стоит задача - поиск путей, способствующих дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками.

3.2. Задание №2. "В Детском мире".

Не печенье, не ватрушки,
Не сметану, не кефир-
Покупаем мы игрушки
В магазине "Детский мир".
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи. А вот шары-
Мамы, папы выбирайте
Вашим милым шалунишкам
Все что нужно для игры.

Представьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.

Организация совместных игр между мальчиками и девочками  формирует зачатки учебной деятельности, учит детей действию сообща. Игрушка же предмет- это предмет для игры, который имеет большое значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью.

Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ.

3.3. Задание № 3 - "В гостях у сказки".

Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.

Предлагаю  родителям разделиться на две команды (с помощью жетонов), подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему.

Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы:

"мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;

"женские",:отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;

"смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятие со стороны сверстников; занимать лидирующее, заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией. Задача родителей - рассказать о конструктивных средствах достижения этих благ. Поэтому важно при чтении сказок интерпретировать сказки, выделяя стратегии успеха и соотносить их с реальностью.

Сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.

Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Маша и медведь", "Крошечка - Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь. Первое, что должна мама учить девочку, это умение выбрать для себя лучшее. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя. "Ты самая красивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. Все что ты задумаешь с любовью обязательно исполнится. А печали отойдут стороной:."

3.4. Задание №4.Шуточный тест для родителей.
Дети вырастают и превращаются в мужчин и женщин. Мы хотим предложить Вам «Шуточный тест».
Напишите, пожалуйста, 7 животных по порядку.
Ответы для женщин: Мой муж -
1. Нежный как
2. Общительный как
3. Сильный как
4. Умный как
5. Независимый как
6. Улыбчивый как
7. Красивый как
Ответы для мужчин: Моя жена –
1. В кабинете у врача как
2. С подругами как
3. По телефону как
4. С родственниками как
5. С коллегами как
6. В магазине как
7. У себя дома как

3.5. Задание №  5."Ладошки".

Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Посмотрите внимательно на их ладошки. Совпадает? В идеале названия их и ваших пальчиков должны совпадать. Нет. Есть над чем задуматься

3.6..Творческая мастерская « Футболка  для мальчиков и девочек»

Мальчики и девочки отличаются

4. Заключительная часть

Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному из родителей.

Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для дальнейшего развития личности дошкольника и во многом определяет особенности самосознания.

Рефлексия: Уважаемые родители, в напоминание о нашей беседе, я хочу Вам подарить диски со сказками.

А сейчас, давайте по кругу поблагодарим друг друга за работу. Посмотрите снова друг на друга, вспомните все, что сегодня было, и похвалите за сегодняшнюю работу соседа справа, а теперь соседа слева. Спасибо. Поделитесь впечатлениями от встречи. Что было для Вас интересным и полезным? Что нового Вы узнали о своих детях? Чему ещё хотели бы научиться?

Гендер - что это такое?

Может, это мандарины?

Может, это чья-то шляпа?

Или чей-нибудь зверек?

И зачем нам нужен гендер?

Чтобы разводить цветочки?

Рассадить их по горшочкам

Или посадить в чулок?

Гендер – это мама с папой,

Это милые детишки,

Это платья и штанишки,

Гендер- это наша жизнь!

Это сила, это храбрость,

Это нежность и отважность.

Удивительная дружба

Очень разных двух миров.

Гендерное воспитанье

Важно для образованья.

Важно, чтобы быть счастливым.

Гендер - это наша жизнь!

Дошкольный возраст - особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка, организм растёт наиболее быстрыми темпами. В этот период воздействие взрослых на детей наиболее значительно и непосредственно. Поэтому этот период является очень важным. Каждый возрастной период имеет свою специфику. [9]

От рождения до трёх лет закладываются основы полового самосознания ребенка, когда он начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. В этот период ребёнок учится управлять своим телом, стремится оценить свои возможности, понять свои чувства и эмоции.

Ребенок начинает сравнивать себя с окружающими его людьми, задавать вопросы взрослым, и в результате этой деятельности соотносить себя с определённым полом, а так же различать пол других людей. Однако в этот период половая принадлежность человека не кажется ребёнку постоянной, то есть он полагает, что пол можно изменить - побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Это происходит потому, что отличия в половой принадлежности бывают связаны с такими признаками, как одежда или прическа.

В речи ребёнок часто использует местоимения "он" или "она". При этом редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил - ходила).

В период от трёх до четырёх лет ребенок уже различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками, как одежда или прическа. В этом возрасте ребёнок делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры "для мальчиков", игры "для девочек" и "общие" игры. [9]

Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы.

В этот период у ребёнка появляется интерес к своему телу, определению половой принадлежности по физиологическим признакам.

В период от четырех до шести лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. К этому возрасту дети уже способны распределять роли в играх по половому принципу. Исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для "мужских" или девочек для "женских", это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами выполнять обе роли. [1]

К пяти - шести годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают её необратимость и неизменность.

Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Дети начинают имитировать в игровой деятельности женские и мужские профессиональные качества и умения. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей.

В этот период дети начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К пяти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. На смену им могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой ребёнок или взрослый человек из окружения ребёнка.

В этом возрасте дети начинают понимать, что когда-то они были другими - маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, таким образом, начинается процесс личностного времени. Дети понимают, что не только они, но и все окружающие их люди изменяются, и в связи с этим у детей появляются вопросы о детстве родителей, бабушек и дедушек.

Дети этого возраста ищут себе пример для подражания, которым может стать любой взрослый из окружения ребёнка, а так же реальные и фантастические герои.

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними [10].

Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте [10].

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства -- куклы, тряпочки, бусинки, пуговички - и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки [9].

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы - фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов.

Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты; машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли); символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи); символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость); символы победы (флаг, горн, крики "ура!"). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) [10].

В рамках полоролевого подхода легко впасть в "ошибочную линию гендера" и начать рассматривать мужчину и женщину как два разных вида, имеющих абсолютно разную сущность и предназначение. В то же время данные исследований показывают, что истинных различий между мужчиной и женщиной не так много, как принято считать. Различия внутри каждой из групп больше, чем между этими двумя группами.

Гендерную роль ребенок принимает в процессе социализации, то есть в процессе общения с другими людьми. На данном возрастном этапе семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.

Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример.

Мальчик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Именно отец должен дать мальчику уроки физических упражнений.

А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.

Очень рано родители должны начинать поощрять в ребенке поведение, традиционно сочетающееся соответствующим его полу.

Отец в этом проявляет большую, чем мама требовательность. Стремление дочери включиться в домашние дела встретит отцовскую поддержку, а сына за подобные дела папа может и высмеять. А прав ли он?

Давайте вспомним известное стихотворение Эдуарда Успенского:

Если был бы я девчонкой, -

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Такие настроения и желания мальчиков имеют место быть в действительности подчастую. И ни в коем случае папе нельзя смеяться над этим!

В рассматриваемой ситуации папа должен одобрить ребенка и похвалить за помощь маме, иначе, в будущем, жена его сына никогда и ни в чем не дождется от него помощи и поддержки!

А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины-родственники или друзья дома. Нет такого влияния - и тормозится процесс половой социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в ОО на тему : «У меня растет сынок, я воспитываю дочку»

Цель: Дать родителям представление о гендерном подходе в воспитании детей....

Сценарий родительского собрания в подготовительной группе по теме: "Воспитываем добротой"

Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка, на мой взгляд, является личный пример самих родителей. Авторитет родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на Ваших примерах воспит...

Родительское собрание "У меня растёт сынок, у меня растёт дочка"

Цель данной встречи с родителями: дать родителям представление о гендерном подходе в воспитании детей....

Родительское собрание на тему «У меня растет сынок, я воспитываю дочку»

Данная информация будет полезной для воспитателей детских садов, поможет провести родительское собрание с использованием игровых форм по гендерному воспитанию, поможет наладить взаимодействие ДОУ с се...

Конспект родительского собрания "Научи меня говорить"

Конспект родительского собрагия "Научи меня говорить"...