Проект «Что нам осень принесла»
методическая разработка (старшая группа)

Спиридонова Екатерина Сергеевна

Актуальность. Познавательно-творческий проект на тему: «Осень золото роняет»

Ольга Кащеева 
Познавательно-творческий проект на тему: «Осень золото роняет»

Название проекта«Осень золото роняет».

Тип проектапознавательно-творческий

Классификация проекта: краткосрочный (3 осенних месяца).

Состав участников: групповой

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.

Образовательные стандарты:

• Активизация познавательной деятельности, развитие речи детей.

• Развитие экологического мышления у детей (воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой).

• Развитие творческого воображения в процессе художественной деятельности детей (совершенствовать характер и содержание способов познания с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей).

Актуальность выбора темы проекта позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты; сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники и особенности их проведения, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Краткое содержание проекта. Данный проект может быть использован в работе с детьми 6-7 лет на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности. Структура и содержание проекта отражает его познавательную направленность. Предлагаемые детям задания ориентированы на выражение детской инициативы, проявление которой необходимо для достижения конечного результата. Проектпозволяет каждому ребенку увидеть и расширить представления о характерных признаках - это продукт деятельности по проекту. Участники проекта – дети подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ. Педагоги проводит с детьми целевые занятия, родители под руководством педагогов выполняют различные домашние задания. Кроме того, в проекте принимает участие музыкальный руководитель, который проводит занятия по ознакомлению с музыкальными произведениями, отражающими тематику проекта.

Цель проекта: расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даровпознакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Задачи:

• Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме, о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период.

• Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды).

• Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной).

• Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

• Закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц.

• Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.

• Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.

• Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

1 этап – подготовительный

Методическая работа

-Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.

- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т. д.)

- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему.

- Обеспечение наборами игрушек «Овощи»«Фрукты»«Грибы».

- Подбор аудиозаписей по данной теме.

- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).

- Формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.

Предполагаемый результат:

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.

- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.

- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

- Работа по звуковой культуре речи.

- Развитие продуктивной деятельности детей.

- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

- Развитие детского творчества.

- Чтение наизусть стихотворений об осени.

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

2 этап – реализация проекта

Социализация Д/и«Что растёт в лесу осенью

«Созрело-не созрело»«С какого дерева листок»«Чудесный мешочек» (овощи,

С. / р. игры«Овощной магазин»,

«Садоводы – огородники»«Семья - заготовки на зиму»

Игры - драматизации по произведениям:

«Три поросёнка» (с англ. С. Михалков)

«Под грибом» (В. Сутеев, «Мешок яблок» (В. Сутеев, «Колосок» на стихотворения Е. Благининой.

Коммуникация,

Развитие речи Беседы по теме«Об осени»«Как лесные звери готовятся к зиме»«Дары осени»,

«Природные явления»«В лес за грибами и ягодами»«Перелетные птицы»

Дидактические словесные игры: «Назови по первому звуку, слогу название… (грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, овощей и т. д.)»,

Творческое рассказывание детей на темы«Мы гуляли на участке»«Птицы нашего края»

Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день»«Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»«Прогулка в лесу»«Уборка урожая»«Осень в городе»«Осенний парк» и составление описательных рассказов по ним.

Познание Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом, за ветром, за дождем,

Развивающая среда Трафареты листьев, грибов и овощей

Ведение календаря природы

Открытки на тему«Растения луга осенью»

Альбом для рассматривания«Осень»

Чтение художественной литературы Пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы.

Чтение и заучивание стихотворений об осени (А. С. Пушкин, С. Есенин,

А. Фет, И. Бунин).

Чтение стихотворений об овощах, грибах, ягодах.

Чтение энциклопедий про насекомых, животных, птиц, ягоды, грибы.

Чтение русских народных сказок «Колосок»«Вершки и корешки».

Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К. Ушинский).

Художественно-творческая деятельность Рисование«Хмурый ветреный день»«Золотая осень»«Осень глазами ребенка»«Корзина с грибами»«Осеннее дерево»«Летят перелетные птицы»

Аппликация«На лесной полянке выросли грибы»«Дары осени»«Что нам осень принесла»; аппликация из листьев «Узор в круге»

Лепка«Лукошко с ягодами и грибами»«Овощи и фрукты – дары осени»

Ручной труд«Волшебные превращения» (поделки из природного материала)

Изготовление гербария из осенних листьев.

«Кормушка для птиц» (из коробочек из – под сока, молока)

Музыкальное творчество Слушание П. И. Чайковского «Времена года».

Разучивание песен об осени.

Слушание аудиозаписей «Голоса природы»«Пение птиц»«Шум леса».

Хоровод под музыку М. Сидоровой «Листопад»

Песни«Пожелтели листья вдруг…»«Дождик»«До свиданья, Осень»

Трудовая деятельность

Уход за растениями в уголке природы

Уборка участка детского сада от опавших листьев

Сбор семян

Сбор природного материала на участке

Дежурство в уголке природы.

«Осенние деревья»

«Лесовичок» (сосновая и еловая шишка)

Безопасность. Беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов.

Беседы о правильном поведении на природе.

Беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным.

Культурно - досуговая деятельность. Развлечение «День рождения осенних именинников».

Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени.

Праздник «Прощание с Осенью»

Совместная деятельность детей и родителей. Подбор художественной литературы, открыток на осеннюю тему.

Конкурс поделок из природного материала «Чудеса осени».

Изготовление кормушек для птиц.

3 этап – подведение итогов

Презентация

1. Организация выставки совместных работ взрослых и детей из природного материала «Ох уж эта осень.

2. Подготовка и проведение развлечения «Прощание с Осенью».

3. Вечер пословиц, загадок и стихов об осени.

4. Выставка детских рисунков «Чудеса осени». Выставка детских рисунков «Чудеса осени».

5. Итоговое занятие по развитию речи на тему: «В гости к Осени. Звук и

буква О»

Результаты нашей работы.

1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.

2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения:

• в своих рассказах;

• в рисунках;

• в музыкально-ритмических движениях.

Используемая литература:

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию

2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.

3. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы»

4. Макарова Л. П. Театрализованные праздники для детей

5. Николаева С. Н. Юный эколог 2004г.

6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр

7. Скоролупова О. А. Занятия с детьми по теме «Осень»

8. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет

9. Щёткин А. В. Театрализованная деятельность в детском саду

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog.pptx666.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 111» Проект «Что нам осень принесла» Выполниль : воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР: Спиридонова Екатерина Сергеевна

Слайд 2

Название проекта: «Что нам осень принесла» Вид проекта: долгосрочный. Сроки реализации: с 12.09.18 по 29.11.18 (3 месяца). Участники проекта: воспитатели, педагоги, дети старшей группы, родители. Возраст детей: 5-6 лет . Результат: освоение детьми лексической темы «Осень».

Слайд 3

Актуальность проекта : В результате изучения лексической темы «Осень», осуществляется развитие познавательных процессов ребенка, происходит речевое развитие, умение детей взаимодействовать в процессе построения ролевого диалога. Тема «Осень» близка и понятна детям своим природным, художественным, речевым окружением.

Слайд 4

Цель: Задачи: Развитие диалогическую речь и эмоциональную отзывчивость, у детей старшего дошкольного возраста в рамках освоения лексической темы «Осень». Расширять представление детей об осени, как времени года; Развивать вопросительную речевую деятельность детей; Учить детей пользоваться диалогом, как средством общения; 4. Усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации; 5 . Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами; 6. Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Слайд 5

Уровни развития диалогической (речевое развитие) (октябрь 2018г.) Сформировано - 20% Частично сформировано - 34% Проблемы развития - 46% Сформировано - 0% Частично сформировано - 44% Проблемы развития 56% 9 ч. 8 ч. 7 ч. 1 ч. Уровни развития представлений детей об осени, как времени года (октябрь 2018г.)

Слайд 6

Проблемы в познавательном развитии Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Слайд 7

Интеграция образовательных в процессе обучения детей диалогической речи Физическое развитие Развитие Диалогической речи Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие

Слайд 8

1 этап Подготовительный этап Цель: заинтересовать детей к познавательно – исследовательской деятельности по теме «Что нам осень принесла». Методы и приемы 1 подгруппа 2 подгруппа Письмо от «Осени». Игровой момент.

Слайд 9

2 этап Основной этап Задачи: Закрепление и расширение представлений детей об овощах. Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта; Развивать умение составлять рассказы; Развивать умение вести диалог от имени заданного персонажа (овоща). Содержание: - Загадывание загадок, заучивание стихотворений (овощная считалочка); -составление предложений; -Составление описательного рассказа; -Рассказывание по сюжетным картинкам; -Пересказ рассказа; - Обсуждение с детьми «Что за прелесть эти сказки». - Игра «Обзовись овощем», Объяснение, «Будем талантливыми собеседниками», обыгрывание монолог, диалог. - Составление сказки по серии сюжетных картин, составление рассказов, перессказывание сказки.

Слайд 10

На данном этапе используется ряд приемов: Мотивация на совместную со взрослым деятельность совместное рассказывание взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает совместного составления детьми рассказа

Слайд 11

Подвижные и словесные игры с готовыми диалогическими текстами 1. Подвижная игра «Гуси-лебеди» 2. Подвижная игра «Коршун» 3. Словесная игра «Садовник»

Слайд 12

игры-инсценировки

Слайд 13

Дидактические игры по развитию диалогической речи «Чудесный сундучок» («Чудесный мешочек») 2. «Найди пару» 3. «Вопрос или нет?» 4. Игра «Закрытая картинка» 5. Игра «Телефон» 6 . Игра «Расскажу – не покажу» 7. «Назови по первому слогу название… (овощей) »

Слайд 14

Изготовление макета «Овощи на грядке»

Слайд 15

3 этап Заключительный этап Задачи: обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта. Содержание: - Инсценировка рассказов «Сеньор помидор», «Кто главный на грядке», с опорой на соответствующие иллюстрации; - оформление картотеки «Словесные игры по развитию диалогической речи» - оформление консультации для родителей « Особенности диалогической речи детей 5-6 лет » - Размещение наглядной информации в родительских уголках по изучению лексической темы «Осень».

Слайд 16

Изменение предметно-пространственной среды Трафареты листьев, грибов и овощей, лэпбуки «Фрукты», «Овощи», «Осень», дорожки, осенний театр, сенсорные буквы «Осень», дерево познаний, лабиринты, мнемотаблицы на разные категории детей. Д.и. «Что где растет» и т. д.

Слайд 17

Родители - активные участники образовательного процесса -Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе; -Беседы с родителями: «Развиваем диалог с ребенком в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»; - Оформление наглядной информации в родительском уголке. - Повышение компетентности родителей, консультирование . Консультации: «Речевое развитие детей 5-6 лет», «Речевые игры с детьми, развиваем диалогическую речь играя», «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития диалогической речи», памятка «Как учить стихи с детьми».

Слайд 18

Уровни развития диалогической (речевое развитие) (октябрь 2018г.) Сформировано - 32% Частично сформировано - 48% Проблемы развития - 20% Сформировано - 33% Частично сформировано - 44% Проблемы развития 33% 6 ч. 7 ч. 4 ч. 5 ч. Уровни развития представлений детей об осени, как времени года (октябрь 2018г.)

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что нам осень принесла"

Наш детский сад уже давно использует в работе комплексно - тематическое планирование, при такой системе работы очень просто планировать и воплощать в жизнь различные проекты, вот например такой:...

проект "Что нам осень принесла"

Общесадовский проект "Что нам осень принесла"...

Педагогический проект "Что нам осень принесла"

Актуальность проекта обусловлена недостаточно развитыми на данном возрастном этапе у детей наблюдательности, внимания и осознанности поведения в природе. Нарушением детьми правил поведения в природе, ...