Консультация для педагогов "Семья - основа воспитания положительных черт характера ребенка".
консультация

Романова Мария Альбертовна

Данный материал содержит классификацию стилей воспитания ребенка; приводятся личные примеры родителей в формировании личности ребенка; описаны заповеди благоприятных отношений между родителями и детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Семья – основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Начну со слов Виктора Розова, писателя: «Я придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати-поле. Дом – это место, переступая порог которого, ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься новых сил для дня грядущего. И сколько бы мне не говорили о воспитательном значении школы и других организаций, все-таки основы формирования духовного мира человека начинаются в семье».

Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Если ребенок посещает детский сад, то воспитание осуществляется в единстве с семьей специалистами – педагогами на основе научно разработанной программы в благоприятных для жизни ребенка условиях.

Цель воспитания у семьи и детского сада едина: формирование всесторонне развитой личности.

Одинаковых семей не существует. В каждой семье свой стиль воспитания. Классификация стилей воспитания:

  1. Демократический;
  2. Авторитарный;
  3. Гиперопека;
  4. Гипоопека.

1.Стиль воспитательных отношений: демократический.

Девиз воспитания: «Вместе!»

Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива.

Особенности воспитания: взаимная забота и ответственность; учет интересов и желаний; поддержка, помощь, равноправие.

Какие черты характера формируются:  доброжелательность, открытость, инициативность, трудолюбие, уверенность, ответственность, самостоятельность.

2.Стиль воспитательных отношений: гиперопека.

Девиз воспитания: «Вместо».

Роль ребенка в семье: кумир, сокровище, маменькин сынок.

Особенности воспитания: освобождение от трудностей и неприятных обязанностей; покровительство, удовлетворение прихотей, преувеличение талантов и способностей.

Формируются черты характера: безынициативность, нерешительность, капризность, нетребовательность к себе, эгоцентризм, агрессивность.

3.Стиль воспитательных отношений: авторитарный.

Девиз: «Делай как сказано».

Роль ребенка: ужасный ребенок, мучитель, Золушка, паинька.

Особенности воспитания:  высокие требования, много обязанностей, ограничение свободы выбора, жесткая система запретов, санкций, наказаний, деспотизм, эмоциональное отвержение.

Формируются черты характера: тревога, одиночество, комплексы неполноценности, лживость, забитость, озлобленность, обида, агрессивность.

4.Стиль воспитательных отношений: гипоопека.

Девиз: «Живи как хочешь».

Роль ребенка в семье: путающийся под ногами, беспризорник, ненужный.

Особенности воспитания: отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике; игнорирование потребностей, желаний, интересов; эмоциональное равнодушие, холодность; вседозволенность или жесткие требования.

Формируются черты характера: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий; отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость.

Большую роль в формировании личности ребенка играет личный пример родителей. Дети еще недостаточно различают, что хорошо, что плохо, поэтому подражают не только хорошим, но и плохим поступкам родителей. Тут важно не то, что говорят родители, например: "Аккуратно складывай вещи», а то, что они сами делают.

Приведу некоторые примеры:

  1. Если мама использует в речи вежливые слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители употребляют ненормативную лексику, то и ребенок будет употреблять эти слова.
  2. Если вместе с малышом вы занимаетесь кухонной стряпней и придумываете фирменные семейные блюда, сервируете стол – то и в будущем он будет так же относится к семейным праздникам;
  3. Если со своим ребенком вы готовите близким подарки, пишите поздравительные открытки, то в будущем выросший ребенок будет выбирать вам подарок с учетом вкусов и потребностей виновника торжества, с добрыми словами и пожеланиями.
  4. Если по выходным у вас принято отправляться на лыжах, в турпоходы, на экскурсии, в театры – то в будущем эти семейные традиции будут сохраняться.
  5. Если родители аккуратно складывают свои вещи, то и у ребенка всегда будет порядок в шкафу и на стульчике.
  6. Если родители всегда говорят ребенку правду, то и ребенок вырастет честным.
  7. Если вместе с ребенком вы делаете домашние дела, то и в ребенке проявится трудолюбие.
  8. Если в семье несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, то нередко, сам того не ведая, формирует подобный тип поведения и у своего ребенка.
  9. Если родители всегда находятся в хорошем расположении духа, не унывают, уверены в себе – то и ребенок будет воспринимать мир положительно.
  10. Если родители находятся в плохом настроении, тревожны, не уверены в себе – то и ребенок будет негативно воспринимать мир.

Надо сказать, что большую роль играет генетическая предрасположенность:

70 - 80% своих качеств дети получают от родителей по наследству, остальное - в процессе воспитания (пример с семьей Насоновых).

Заповеди благоприятных отношений между родителями и детьми:

-семья начинается с МЫ, решайте вместе любые противоречия и проблемы;

-уважайте друг друга, внимательно относитесь к проблемам и желаниям другого;

-не упрекайте, не обвиняйте и не унижайте друг друга;

-спешите сделать доброе дело и не ждите награды;

-будьте терпимы, не спешите излить свой гнев, подумайте сначала.

-умейте понять и простить друг друга;

-смейтесь вместе, а не над…

-ищите друг в друге всегда хорошее, говорите о достоинствах;

-даже если вы уверены, что виноват кто-то, ищите причину в себе;

-делайте первым шаг навстречу, если возникнет ссора или конфликт.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей педагоги                                                                             используют следующие всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся, так и новаторские, нетрадиционные:

-ежедневные контакты, когда родители приводят и забирают ребенка;

-неформальные беседы или запланированные встречи с родителями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

- ознакомление родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателем, об их детях;

-предложение посетить психолога, врача или других специалистов;

-посещение родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок;

-решение любых вопросов, касающихся их детей;

-участие в праздничных мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;

-приглашение учителей начальной школы, врачей по интересующим вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей на тему: "Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка"

Консультация для родителей ДОУ. Основой воспитания положительных черт ребенка могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных....

Консультация для родителей на тему "Дружеское отношение взрослых и детей в семье-основа воспитания положительных черт характера ребенка"

Одинаковых семей не существует .В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях,где подрастают дети с уравновешенным характером,есть одна общ...

Консультация для родителей на тему "Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка"

Нужно ли быть другом своему ребенку? Лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками....

Консультация для родителей по теме: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна о...

Консультация для родителей - Семья — основа воспитания положительных черт характера ребенка

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна ...

Консультация для родителей на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка»

Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба — это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком....