Консультация для воспитателей "Дошкольник и экология"
консультация

Марусина Марина Николаевна

Данная консультация предназначена для педагогов и воспитателей ДОУ, так как усиление экологической грамотности – важнейшая проблема современности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Дошкольник и экология»

Экология (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и ... логия) - наука

об отношениях растительных, животных организмах и человека и образуемых

ими сообществ между собой и окружающей средой.

Усиление экологической грамотности – важнейшая проблема современности.

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого

человека, его компетентного участия в их решении. В связи с резким усилением

процессов урбанизации основная масса людей сосредоточилась в городах и

потеряла связь с природой: не «чувствует» ее, не имеет возможности увидеть

проявление законов природы в своей обыденной жизни.

В этой среде человек должен не просто жить, а наблюдать за явлениями и

событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них

ответы. Но чтобы каждый осознал значимость этого дела, необходимо с детства

прививать человеку любовь к природе родного края, т.е. создать условия для

воспитания экологической культуры у дошкольников.

В дошкольном возрасте, как правило, происходит изучение природы по книгам,

редкое общение детей, особенно горожан, с растениями и животными,

неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от

ее красоты и неповторимости.

Все это диктует необходимость усиления внимания к природе в дошкольном

образовательном учреждении.

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание

человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям,

которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю

пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить

детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и

среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную

линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и

привлекательно для детей.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого

организма с внешней средой, ведет приспособленность к определенным

элементам среды обитания. Через познание живого происходит одухотворение

бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия

человека с миром.

Какие экологические знания необходимо дать ребенку

дошкольного возраста?

Мы уже знаем, что экология - наука комплексная. Какие же элементарные

экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку

дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе

содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития

ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

• цель экологического образования - формирование человека нового типа с

новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих

действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в

относительной гармонии с природой;

• дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит,

содержание их образования должно быть увязано с содержанием

экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные

экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в

дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

• знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное

отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение,

активную жизненную позицию;

• у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в

частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом,

что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно

поддерживать этот познавательный интерес;

• содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети

должны получать в доступной форме научные представления об окружающем

мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно

важно в наше время, когда в обществе широко распространено

мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных

явлений;

• содержание должно способствовать формированию у детей целостного

восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого

целого - с другой;

• экологическое образование - част общего образования, оно имеет

межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции,

эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению

личности в целом;  

• нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научить

понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных

экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

• ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание

способствует формированию у детей не только определенного отношения к

природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков

рационального природоиспользования.

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том

числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической

культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует

деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально

насыщенной, способствовала формированию практических навыков и

необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в

самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать

совместная деятельность взрослого и ребенка.

Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов,

отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в

педагогических воззрениях К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, советских педагогов

В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко и др.

Экологическое образование не является изолированным направлением

(Дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет

мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации

всего образовательного процесса. Сотрудничество, благодаря которому

развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при

формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться

в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных

достижением общей цели.

Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном

возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о

конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания

ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и

дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет

методикой экологического воспитания, способствует формированию

практических навыков. За последнее время создано много отечественных

программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой

программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего

образовательного процесса.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультации для воспитателей по экологии

«Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают...

Консультация для педагогов "Понятие ЭКОЛОГИЯ"

Воспитывая подрастающее поколение нужно придерживаться одной цели – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, ког...

консультация для родителей по экологии

Консультация  « Экологическое образование воспитанников и родителей. Совместные досуги и праздники».1.Значение работы с семьёй по экол...

Консультация для родителей по экологии "Сроки разложения мусора"

А знаете ли вы КАКОВЫ СРОКИ РАЗЛОЖЕНИЯ МУСОРА НА ЗЕМЛЕ? Об этом и пойдет речь....

Консультация для родителей по экологии «ОТРАВЛЕНИЯ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ»

Консультация для родителей«ОТРАВЛЕНИЯ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ»...