Работа с родителями в МКДОУ № 9
методическая разработка

Волкова Александра Владимировна

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром, в семье формируются и закрепляются его социальные стереотипы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx893.14 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая статья:

«Социально-педагогическая работа с семьями детей

с ограниченными возможностями здоровья»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром, в семье формируются и закрепляются его социальные стереотипы.

Многие воспитатели и специалисты высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные. И к каждому нужно найти определенный подход. Так некоторые педагоги признаются, что «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, тем более ребенка-инвалида, нуждается в особой психолого-педагогической помощи. Поскольку родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка, личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, некоторые испытывают горечь, неудовлетворенность, возникающие проблемы часто затрагивают внутрисемейные взаимоотношения. Поэтому при общении с такой категорией родителей необходим особый такт, установление доверительных отношений.

Общеизвестно, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к дальнейшему  школьному обучению.

Интеграция воспитательно-образовательных задач ДОУ и семьи означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживается как детским садом, так и родителями.

Такая интеграция возможна при реализации основных принципов организации взаимодействия с родителями:

  • непрерывность и единство общественного и семейного воспитания;
  • системность и плановость в работе;
  • ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка;
  • доверие и сотрудничество между родителями и педагогами.

При этом необходимыми условиями являются:

- корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов;

- организация жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития в семье и ДОУ;

- развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте (в ней ребенок познает разные смыслы человеческих отношений, формируются мотивы других видов деятельности, развивается потребность познания).

Основными задачами организации взаимодействия  с родителями являются:

  • Изучение внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и ребенком, творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
  • Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания, обучения и развития детей.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей посредством ознакомления с нормативно-правовой литературой, коррекционно-педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями.
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,     эмоционального комфорта.

Результатом является изменение стиля взаимодействия родителей со своим ребенком:

- расширение возможностей понимания (приятия) своего ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком и активизация коммуникаций в семье;

- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

Для повышения психолого-педагогической компетентности мы используем активные организационные формы работы, позволяющие решать комплекс задач одновременно.

Семинары-практикумы, когда мы играем с родителями, ставя их на  место детей. Это позволяет знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей.

Индивидуальное консультирование с демонстрацией приемов работы позволяет организовать познавательно-игровое взаимодействие детей и родителей под руководством педагога. Данные приемы родители могут переносить в домашние условия.

Эффективной формой научения родителей способам взаимодействия со своим ребенком является их включение в коррекционно-развивающее занятие. При этом родители выступают полноправными участниками коррекционно-педагогического процесса.

Широко используем «Домашнюю игротеку». Это предоставление дидактических игрушек, настольно-печатных игр, музыкальных книг, которые мы предоставляем родителям во временное пользование для занятий дома. Кроме того, это могут быть электронные копилки с методическими и дидактическими материалами, которые родители могут использовать в удобное для себя время, многократно дублировать с ребенком выполнение одного и того же задания при необходимости.

Обогащение предметно-пространственной среды осуществляется нами, в том числе с помощью родителей. По аналогии родители делают пособия для закрепления умений и навыков в домашних условиях.

Для просвещения родителей традиционно используем разнообразные наглядно-информационные материалы, размещая их на стендах и папках-передвижках в родительских уголках. Готовим памятки и буклеты разной направленности.

Творческую, воспитательную, познавательную,  коммуникативную и развивающую функции несет в себе изготовление взрослыми и детьми художественно-творческих работ. Продукты детско-взрослого творчества представляются на конкурсах разного уровня, а также   используются в дизайне групп, для тематического оформления лестничных маршей, оконных проемов и др. Такая работа объединяет интересы детей, родителей и педагогов, способствует формированию дружеских взаимоотношений между участниками воспитательно-образовательного процесса.

Разностороннему развитию ребенка, его раскрепощению и обогащению социального опыта способствует досуговая деятельность, активными участниками которой являются родители. Они участвуют в подготовке праздников, закрепляя дома музыкальный репертуар, и помогают своим детям в ходе праздничного мероприятия. Совместный досуг помогает снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создаёт у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения.

Одной из эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении  взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ является клуб родительского общения. Во время встреч родители обмениваются эмоциями, знаниями, опытом,   обсуждают актуальные для них проблемы, проводят мастер-классы. В клубе нашего ДОУ выделился лидер, который инициирует такие встречи для передачи собственного опыта по типу «родитель-родителю». Они сами предоставляют информацию, фотографии и др. практические материалы друг другу.

Важным этапом перехода детей из детского сада в школу, что очень болезненно для многих родителей, является их информирование по данному вопросу. И никто лучше не может рассказать об этом, как наши бывшие воспитанники и их родители. С этой целью организуются встречи с выпускниками.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида носит специфический характер сотрудничества, так как постоянно происходят качественные изменения контингента воспитанников.

Взаимодействие с семьей обеспечивает:

  • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
  • учет индивидуальности ребенка;
  • возможность родителям проявить самостоятельность и ответственность за воспитание, обучение и разностороннее развитие своего ребенка;
  • укрепление внутрисемейных связей;
  • возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
  • повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности  родителей;
  • активизация родителей в разных сферах жизнедеятельности ребенка и семьи.

Родители должны быть уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей большинства проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по ИЗО деятельности МКДОУ детский сад общеразвивающего вида"Золотой петушок"

информационная газета для родителей " ИЗО студия в детском саду"...

Перспективный план работы с родителями подготовительной группы МКДОУ № 20 г. Аши на 2013-2014 учебный год. Вос-ль: Янгуатова И.С.

Перспективный план работы с родителями подготовительной группы МКДОУ № 20 г. Аши  на  2013-2014 учебный год. Вос-ль: Янгуатова И.С....

Способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения МКДОУ «Детский сад «Ёлочка», воспитывающих детей с РДА

В нашей стране отмечается тенденция сокращения количества специализированных детских садов: логопедических, детских садов для детей с органическим поражением ЦНС, детских садов для детей с задержкой п...

План работы первичной профсоюзной организации МКДОУ «Сказка» на 2015-2016 уч.год

План работы первичной профсоюзной организации  МКДОУ  «Сказка» на 2015-2016 уч.год...

Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе МКДОУ Малышевский детский сад на 2020 – 2021 учебный год

Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе МКДОУ Малышевский детский сад на 2020 – 2021 учебный год...