Главные вкладки

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста (методические рекомендации)
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Григорьева Валентина Григорьевна

    В данном методическом пособии представлена методика работы с детьми по всем видам трудовой деятельности, предложен разнообразный практический материал для педагогов – дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trudovoe_vospitanie_metodicheskie_rekomendatsii.docx35.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Киселёвского городского округа Кемеровской области

    детский сад №61 комбинированного вида

    Трудовое воспитание детей дошкольного  возраста

    (методические рекомендации)

    Выполнила воспитатель:

    Григорьева Валентина Григорьевна

    Введение

    «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

    В. А. Сухомлинский

    Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.                                                Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей -  не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. 

    Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

     В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений.

    Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

    В данном методическом пособии представлена методика работы с детьми по всем видам трудовой деятельности, предложен разнообразный практический материал для педагогов – дошкольников.

    Цель методических рекомендаций: – помочь воспитателю систематически, последовательно и эффективно осуществлять трудовое воспитание, используя для этого разнообразные формы, методы и приемы.

    Актуальность. На сегодняшний день одной из основных целей реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности. Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания.

    Трудовая деятельность детей становится все более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. Поэтому актуальность проблемы содержания процесса приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а прежде всего, как средство развития личностных качеств и формирования общих умений дошкольников.

    Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

    Сегодня нас, педагогов, конечно же, больше всего интересует вопрос: как привить детям навыки трудиться. Почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей трудится, да и самим получить радость от успехов в этой работе.

    Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд- это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

    Трудовое воспитание- это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

    Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др.

    Великий педагог Сухомлинский писал: «Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».

    «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.

    Наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ №61, разработанной с учетом примерной  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.

    Виды (содержание) труда детей  старшего дошкольного возраста

    Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд .  

    Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание - раздевание, прием пищи, санитарногигиенические процедуры. Задача по формированию навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного возраста. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе.

     Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. У детей формируется умение сосредотачивать внимание на одном занятии и доводить его с помощью взрослого до конца. Необходимо формировать у ребенка представления о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Надо показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Содержание хозяйственно-бытового труда усложняется, и разнообразиться с возрастом. Навыки, приобретенные ребенком в ДОУ, переносятся в семью и наоборот.

    Труд детей в природе является методом экологического и трудового воспитания. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития

    . Ручной и художественный труд. Это вид труда направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, такни, дерева. Результатами своего труда дети радуют других людей, изготавливая для них подарки, украшения, своими поделками украшают помещение группы, оформляют выставки и т.д.

    Задачи трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста

        Самообслуживание:

    • Закреплять умение самостоятельно аккуратно одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
    • Продолжать приучать относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.
    • Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь, скромность, доброта.
    • Учить самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

    Хозяйственно-бытовой труд:

    • Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе и воспитанников младших групп).
    • Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам (концерт для родителей, малышей, день смеха и т. п.).
    • Учить самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.
    • Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.
    • Продолжать учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, приводить в порядок рабочее место.

    Труд в природе:

    • Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.
    • Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм рыбам, птицам, морским свинкам и т. п.
    • Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
    • Зимой учить сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, с помощью воспитателя выращивать цветы к праздникам.
    • Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом – к рыхлению почвы, прополке и окучиванию, к поливу грядок и клумб.
    • Приучать детей делиться своими впечатлениями, оценивать результаты своего труда.

    Ручной труд:

    Работа с бумагой и картоном.

    • Продолжать учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).
    • Учить создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Учить детей создавать объемные игрушки в технике оригами.

    Работа с тканью. 

    • Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку».
    • Учить детей делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

    Работа с природным материалом. 

    • Учить создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).
    • В процессе работы развивать фантазию, воображение.
    • Учить аккуратно, экономно использовать материалы

    Формы организации труда старших дошкольников.

     Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое - либо трудовое действие. Это первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть: по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продолжительности; по содержанию. Трудовые поручения в старшем дошкольном возрасте сложны по содержанию, выполнению и степени ответственности за результат. Педагог может помочь, подсказать, показать, как выполнить поручение. Очень важно в конце выполненного ребенком трудового поручения сделать оценку результата труда.

     Дежурства - это труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота одного или нескольких детей о других. Дежурства: в уголке природы; по подготовке к занятиям. Дежурство способствует систематически включению детей в трудовую деятельность. Задачи, продолжительность и содержание зависит от взрослых и детей. Основной смысл дежурства - забота о других.

    Общий, совместный, коллективный труд. Общественно направленная цель результата такого труда - польза для всех. Общий труд — это когда при общей цели каждый ребенок выполняет какуюто часть работы самостоятельно. Совместный труд - это взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других при общей цели труда. Коллективный труд - это труд, в котором решаются трудовые и нравственные задачи (воспитанию коллективных взаимоотношений). Не каждый общий и не каждый иногда и совместный труд - коллективный. А вот коллективный труд - общий и совместный. Общий труд характерен в средней группе. Совместный и коллективный - в старшей и подготовительной школе. Коллективный труд организуется 1 раз в неделю. Поддержание интереса к коллективному труду способствует осознанию принятия его мотивов и цели.

       Методами и приемы трудового воспитания

    Показ,

    Объяснение,

    Обсуждение процессов труда и его результатов,

    Обучение отдельным способам выполнения трудовых операций,

    Пример взрослого и детей,

    Целенаправленное наблюдение,

    Разыгрывание коммуникативных ситуаций,

    ,

                                       Компоненты трудовой деятельности

    Трудовая деятельность дошкольников включает в себя   компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.

    Мотив -  это причина, побуждающая к трудовой деятельности.  В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

    Цель - это то, к чему надо стремиться.  Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения.

    При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей

    Трудовые действия - это то,  при помощи чего осуществляется цель и достигается результат

    ёРебенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную  посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут.

                                                               

    Методические особенности трудового воспитания  в старшем дошкольном возрасте

    Ценностные ориентиры — помочь ребенку освоить позицию субъекта в доступных для него видах трудовой деятельности.

    Основные условия:

    1.        Помочь ребенку найти интересный для него вид трудовой деятельности.

    2.        Расширить спектр посильных трудовых обязанностей ребенка.

    3.        Ориентировать педагогический процесс на освоение минимума социального опыта трудовой деятельности (программа минимум).

    4.        Создавать условия для детской трудовой деятельности, направленной на раскрытие индивидуального творческого потенциала, максимально соответствующего склонностям и интересам каждого ребенка, зарождающимся половым предпочтениям (программа максимум).

    Формы образовательных ситуаций:

    •        экскурсии;

    •        включение дошкольников в наблюдаемые доступные трудовые процессы;

    •        организация работы по подгруппам, составление детской кулинарной книги.

    Доминирующие методы при организации детской трудовой деятельности:

    •        использование предметно-схематичных моделей предстоящей деятельности, опорных схем, моделей, чертежей;

    •        домашние задания.

    Ведущие средства приобщения к труду: взаимосвязь средств трудового воспитания при предпочтении досуговой по интересам деятельности в кружках.

    Организационные формы повседневного труда детей:

    •        обязанности;

    •        занятия по интересам.

    Доминирующие методы при организации досуговой по интересам деятельности в кружках: методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, введение игрового персонажа.

    Главная цель педагогов - найти комплекс средств, форм и методов эффективного педагогического взаимодействия, позволяющего поставить ребенка в позицию субъекта детской деятельности.

    В современной теории приобщения дошкольников к труду основаниями для классификации форм организации детского труда выступают:

    •        сложность выполнения трудового процесса (простой и сложный);

    •        количество участников в трудовом процессе (индивидуальный, групповой, коллективный);

    •        характер выполнения трудовой деятельности ребенка (поручение, дежурства, коллективный труд);

    •        позиция взрослого и ребенка в труде (совместный со взрослым труд, поручение, обязанность, труд по собственной инициативе);

    •        наличие творческого начала в трудовой деятельности (репродуктивный, творческий).

    Самостоятельный труд детей имеет определяющее значение в плане становления дошкольника как субъекта деятельности; является своеобразным показателем эффективности работы по приобщению дошкольника к труду.

    Список литературы

    1.ФГОС ДО

    2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13. – Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.

     3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

     4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

     5. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

     6. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ /Потапова Е.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.

     7. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012

     8. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. – - Ростов н/Д: Феникс. – 2012, с. 128-156.

     9. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9 (с.6-8), №12 (с.5-25) - 2013г.; №8 – 2018

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рекомендации родителям по трудовому воспитанию детей

    приучать детей к самообслуживанию...

    Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ

    Методическая модель  трудового воспитания детей может быть использована в качестве консультации для воспитателей или обсуждения на педагогическом совете....

    Рекомендации для родителей при трудовом воспитании детей дошкольного возраста.

    Трудовая деятельность играет огромную роль при всестороннем развитии ребенка, можно выделить ряд рекомендации для родителей при трудовом воспитании в семье:1.     Отношение ребенка...

    Рекомендации для родителей при трудовом воспитании детей дошкольного возраста.

    Трудовая деятельность играет огромную роль при всестороннем развитии ребенка, можно выделить ряд рекомендации для родителей при трудовом воспитании в семье....

    Рекомендации для родителей при трудовом воспитании детей дошкольного возраста.

    Трудовая деятельность играет огромную роль при всестороннем развитии ребенка, можно выделить ряд рекомендации для родителей при трудовом воспитании в семье....

    ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

    Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности дошкольников....

    Рекомендации по трудовому воспитанию детей "Мини теплицы"

    Для старшей группе в формате #сидим дома....