НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Харитонова Татьяна Алексеевна

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Т.А. Харитонова,  инструктор по физической культуре





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка «Кэнчээри», с Ытык-Кюель, Таттинский улус

Аннотация: в статье рассматриваются вопрос использования национальных игр в процессе физического воспитания в дошкольных учреждениях.

 

В настоящее время актуальной проблемой, стоящей перед обществом, является проблема здоровья детей. Снижается двигательная активность. Дети большую часть времени проводят в статичном положении, что снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития. Одним их эффективных форм работы по физическому воспитанию, развитию физических качеств детей являются национальные подвижные игры, в которых создаются благоприятные условия не только для физического развития, но и для укрепления здоровья и для приобщения детей к традициям родного края. Именно в дошкольном возрасте закладывается укрепляются фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для участия человека в различных формах двигательной активности, что в свою очередь создает условия для активного, направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка. В менталитете и культурных традициях якутов здоровье рассматривается как одна из высших человеческих ценностей. Многообразие этнических традиций физического воспитания позволяло якутам жить в социальной, биологической и природной гармонии в суровых условиях Севера. Ребенку  необходимо прививать знания, умения через овладение исконно якутскими играми и занятиями, сопряженными с трудовой деятельностью якутского народа, и национальные виды спорта.      Мною разработана рабочая программа «Ѳбүгэ оонньуута», с целью развития физических качеств у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста посредством использования якутских национальных игр.

В предлагаемой программе национальные игры квалифицированы по разделам:

·                    Хамсаныылаах оонньуу (подвижная игра)

·                    Спортивнай оонньуулар (спортивная игра)

·                    Остуол оонньуулара (настольные игры)

·                    Курэхтэьиилээх оонньуу(игры-соревнования).

Применение народных средств физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей в рамках национально-регионального компонента обучения позволяет повысить физическую подготовленность детей дошкольного возраста. Игра – одна из наиболее выигрышных активных форм обучения. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила. Играя, дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Ведь для детей игры – это их непосредственная жизнь, а педагог с помощью игр формирует в них черты характера. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные качества.

 На занятиях, при организации игровой деятельности, особое внимание уделяю сложности и разнообразию движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.
Главная задача педагога научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать нужное решение т.е. обучающиеся приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. В двигательной и умственной активности развивает в ребенке воображение и творческие наклонности. Национальные игры состязания, забавы являются увлекательной и полезной формой воспитания, обучения, досуга также отличным способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовывать свои возможности в различных   условиях. В зависимости от задач и характера игр, их физических и эмоциональных нагрузок, состава воспитанников, стараюсь включать их во все части занятия.
В подготовительной части, использую игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности внимания детей. Наилучшие движения для этих игр являются ходьба, бег, с несколькими дополнительными упражнениями.
В основной части использую игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности.
Оздоровление детей ведется в ходе непосредственно образовательной деятельности, во время игр, режимных моментов, взаимодействия с семьей.

Для повышения интереса к занятиям физическими упражнениями используют различные варианты занятий: традиционные, игровые, сюжетные, занятия тематические с использованием музыкально-ритмических движений, занятия-путешествия. В наше время компьютерные игры, сотовые телефоны глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что очень много детей сейчас проводит много времени за компьютером и не знают как воздействие компьютера может отразиться на наше здоровье; В нашей группе широко используем якутские настольные игры в самостоятельной деятельности. В группе размещены разные настольные игры, сделанные руками родителей. И они очень популярны среди детей.

В заключительной части применяю игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они оказывают содействие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части и завершению его с хорошим расположением духа.     В ходе игры слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам. За дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение.

Таким образом, правильный подбор игры соответственно возрасту, теме занятия, индивидуальным особенностям воспитанников способствует активизации и привитию интереса к физической культуре. Всѐ это создает комфортную, благоприятную обстановку на занятиях, а это является элементами здоровьесберегающих технологий.

Список литературы:

  1. Базисная программа национальных детских садов РС (Я) «Тосхол».2004г.
  2.  «Кэнчээри» МО РС(Я) - «Программно-нормативные документы по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений»2002 / В.П. Васильева, О.А. Уржумцева, А.В. Анохина.
  3. Народная азбука физического воспитания дошкольников в Республике Саха Якутия 2002г – А.В. Анохина, К.Алаас, Ю.П. Баишев

Ѳбүгэлэрбит оонньуулара 1992с /Федор

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование национальной культуры у детей дошкольного возраста

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Здесь вы можете найти много интересного материала: матрицу календарного плана, диалоги на родном языке, подвижные игры разных народов....

Формирование основ национальной культуры у детей дошкольного возраста через обычаи и традиции татарского народа

В помощь воспитателю детского сада, работающему в дошкольных учреждениях комбинированного вида, а именно с детьми, имеющими нарушения речи....

Народные подвижные игры в формировании основ национальной культуры у детей дошкольного возраста

В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, населяющих нашу страну, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, соде...

Спартакиада бурятских национальных игр для детей дошкольного возраста

Примеры бурятских национальных игр для детей дошкольного возраста (3-4 лет)....

НОД конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: «Предметы русского национального быта» для детей дошкольного возраста 6−7 лет.

Цель: приобщение к культурному наследию русского народа.Задачи образовательные:- познакомить детей с названием предметов русского быта (печь, самовар, ухват, коромысло и т. д.), показать некоторые из ...