Картотека ситуативных малых игр
картотека (средняя группа)

Агашкина Анна Сергеевна

Картотека ситуативных малых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека ситуативных малых игр60.66 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

СИТУАТИВНЫХ МАЛЫХ ИГР

КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

СОСТАВИЛА

АГАШКИНА АННА СЕРГЕЕВНА

НАДЫМ, 2018 ГОД

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровье сберегающего процесса в детском саду.

Здоровье сберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Наш инструктор по физическому воспитанию считает, что подражательные движения - это самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Объясняя ребенку технику ползания с опорой на ноги впереди, а на руки сзади, за спиной, можно потратить много времени, но назовите движение: «Паучок», покажите его, и ребенок преодолеет любое двигательное препятствие, потому что это уже игра. А дальше, ваш «паучок» будет ползать с подниманием и опусканием живота (для укрепления мышц, прыгать на двух ногах, подскакивать с ноги на ногу, кружиться и вертеться на двух ногах и одной руке, а это уже и танцевальное движение).

При назывании движения через образ дети подражают животным, людям разных профессий и т. д. Образно-подражательные движения развивают у них творческую двигательную деятельность, двигательную память, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д.

С помощью подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым удовлетворяя свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, интересы и способности.

Мы постарались собрать разнообразные имитационные игры в один сборник для удобства работы педагогов.

ПЕРЕЧЕНЬ ПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

№ 

п/п

Образ и вид движения

Исходное 
положение

Начальный этап 
обучения

1-й этап 
усложнения

2-й этап 
усложнения

Творческое исполнение движения

1

Мышка:

ходьба на носках семенящим шагом

Стоя на носках, согнуть в локтях руки; кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз

Знакомство с повадками и характерными чертами мышки через движение рук с поворотами головы и всего туловища. Попытка имитационного движения мышки

Ходьба на носках с имитационными движениями рук, в чередовании с обычной ходьбой

Ходьба на носках семенящим шагом, с высоким подниманием от пола пяток и имитационными движениями рук и головы, подражая мышке и изменяя темп движения в разных направлениях

Самостоятельно и точно выполнять технику ходьбы на носках семенящим шагом с изменением     темпа     и направления. Творчески   передавать характер    и    повадки мышки    мимикой    и движением туловища

2

Цыпленок: ходьба на пятках с ритмическими движениями рук в стороны

Стоя на пятках, руки опустить вниз, а кисти рук — в стороны

Знакомство с образом цыпленка, попытка имитационного движения

Ритмическая ходьба со взмахом рук в стороны

Чередование ходьбы на пятках с обычной ритмической ходьбой и движением рук в стороны

Уверенная   ходьба   на пятках   с   четкой   координацией рук и передачей характера образа цыпленка

3

Котенок:

ползание с опорой рук и колен

Стоя на коленях, коснуться руками пола

Знакомство с образом. Попытка передать характер и повадки котенка через движения и звукоподражание

Ползание с опорой на руки и колени, с изменением темпа и направления. Эмоциональная передача образа мимикой лица и движением туловища. Уметь вставать с колен на задние лапки (ноги) и ходить на них

Ползание с прогибанием спины вниз, а головы вверх и наоборот. Подлезать под шнур, прогибая позвоночник

Выполнять        разные имитационные упражнения:   «Посмотри  на хвостик   справа — слева,   сверху —   снизу», «Подними правую заднюю лапку» и т. д. Упражнения на поднимание    разноименных рук и ног

4

Корова:

ползание с опорой на руки и стопы

Стоя на ногах, наклониться и поставить руки на пол, голову поднять вверх

Знакомство с образом и попытка имитационного движения с передачей характера образа через звукоподражание

Ползание с изменением темпа, направления, поворотом головы в разные стороны, вверх — вниз, с кружением

В данной позе поднимать то одну, то другую руку и ногу

Творческая     передача образа мимикой лица, движением   туловища, звукоподражанием

5

Петушок:

ходьба с высоким подниманием колен и взмахом рук в стороны

Стоять с опущенными руками

Знакомство с образом и попытка имитационного движения: одновременно поднимать одну ногу, согнутую в колене, и руки в стороны. Попытка ходить с высоко поднятыми коленями и оттянутым носком вниз. Попытка удержать равновесие, стоя на одной ноге, с поднятыми вверх руками (крылья)

Попытка поднимать в стороны руки, согнутые в локтях и с опущенными вниз ладонями; на уровне плеч ровно выпрямить руки в стороны, а опускать вниз сначала локти, потом ладони. Удерживать статическое равновесие, стоя на одной ноге с поднятыми руками. У поднятой ноги оттянуть носок вниз

Попытка соединить технику движения ног и рук. Твердо стоять в позе, удерживая равновесие. Попытка ходить как петух, высоко поднимая колени, а опорную ногу ставить со ступни на носок, как бы подпрыгивая

Творческая передача образа петуха в статическом положении и ходьбе с движением головы, поворотами туловища, разным положением рук и мимикой

 

6

Аист:

ходьба с высоким подниманием колен, при этом нога выпрямляется вперед

Стоять с опущенными руками

То же, но при поднимании колена пытаться выпрямить ногу и оттянуть носок

То же, но не забывать выпрямлять ногу вперед и оттягивать носок

Попытка соединить технику движения ног и рук. Твердо стоять в позе, удерживая равновесие. Попытка ходить как аист, высоко поднимая колени, а опорную ногу ставить со ступни на носок, как бы подпрыгивая

Творческая передача образа аиста в статическом положении и ходьбе с движением головы, поворотами туловища, разным положением рук и мимикой лица

 

7

Утенок:

ходьба в приседе

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, пальцы рук широко расставлены

Знакомство с образом, попытка имитационного движения в приседе и передачи характера утенка через звукоподражание

Ходьба в приседе с согнутыми в локтях руками и широко расставленными пальцами. Пытаться ходить в приседе с выпрямленной спиной

Попытка ходить в приседе с выпрямленной спиной, переваливаясь из стороны в сторону (как утка)

Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выполнения ходьбы в приседе с выпрямленной спиной

 

8

Белка:

прыжки в приседе с продвижением вперед

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью и опущены вниз

Знакомство с образом белки и попытка имитационного движения по показу инструктора или воспитателя

Попытка выполнения прыжка в приседе с одновременным движением рук рывком вперед, не разъединяя ладоней

Попытка выполнения прыжка, но с выпрямленной спиной и продвижением вперед с изменением темпа

Творческая передача образа белки через имитационные движения и технику выполнения прыжка в приседе с выпрямленной спиной

 

9

Заяц:

прыжки на двух ногах с продвижением вперед

Стоять с руками, согнутыми в локтях, а ладони соединить перед грудью и опустить вниз

Знакомство с образом зайца и попыткой имитационного движения с передачей образа мимикой лица и движением туловища

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, с сохранением положения рук перед грудью и выпрямленной спиной

Движения с выполнением поворотов прыжком в стороны, вперед — назад, кругом на 180 °, с разной длиной и высотой прыжка

Творческая передача образа зайца через точные имитационные движения

 

10

Кенгуру:

прыжки на двух ногах с высоким подниманием колен и продвижением вперед

Стоять с опущенными вниз руками. Перед прыжком руки отвести назад и чуть присесть, согнув ноги в коленях

Знакомство с образом кенгуру и попытка выполнения имитационного движения

Из исходного положения попытаться прыгнуть вверх, подтягивая колени к груди, а руки вперед — вверх, продвигаясь вперед

Выполнять те же (предыдущие) движения в прыжках, но с высоким подниманием колен

Попытка выполнения данного прыжка на батуте, с наклонной высоты, с бума, школьного козла и т. д.

 

11

Лошадка:

бег и ходьба с высоким подниманием колен. Прямой и боковой галоп

Стоять с руками, согнутыми в локтях, ладони опустить вниз

Знакомство с образом лошадки через звукоподражание и попыткой имитационного движения

Ходьба и бег с высоким подниманием колен и сохранением положения рук

Сохраняя положение рук, чередовать ходьбу и бег прямым и боковым галопом, изображая лошадку

Творческая передача образа лошадки с точной техникой выполнения движений

 

12

Лягушка:

ползание прыжковым шагом с опорой на руки и стопы

Ноги расставить на ширине плеч, присесть и соединенные ладони поставить вместе между ног

Знакомство с образом лягушки и попыткой имитационного движения с передачей характера образа мимикой лица и движением всего туловища

Из исходного положения продвинуть соединенные руки вперед, затем прыжком ноги переставить к рукам, но сохранить пространство между ними

Движения, но с разной длиной прыжка, т. е. руки продвигаются вперед на короткое или более дальнее расстояние (вперед от ног)

Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выполнения

 

13

Паучок:

ползание с опорой на ноги впереди, а рук сзади за спиной

Сесть, отвести руки назад за спину и поставить ладони на пол за спиной. Упираясь на стопы ног и рук сзади, приподнять ягодицы и все туловище вверх

Знакомство с образом паучка и попытка имитационного движения с передачей характера образа мимикой лица и движением всего туловища

Из исходного положения ползти, сохраняя «висячее» положение туловища. Изменять темп движения и направления. Выполнять кружения вокруг себя

Подпрыгивания двумя ногами, подскоки с ноги на ногу, с выпрямлением их (вверх). Поднимание вверх одноименных рук и ног, сохраняя равновесие

Вращаться вокруг себя на одной одноименной руке и ноге. Творческая передача образа через имитационные движения

 

14

Медведь:

ходьба на внешней стороне стопы

Стоять с слегка расставленными ногами с упором на внешнюю сторону стопы, при этом носки ног сжать и направить к стопе. Руки, согнутые в локтях, поднять на уровне плеч, ладони к груди

Знакомство с образом медведя и попытка имитационного движения с передачей характера образа через мимику и движения всем туловищем

Из исходного положения выполнять наклоны туловища из стороны в сторону, при этом одну ногу приподнимать от пола. Сохраняя наклонное положение туловища в стороны, пытаться передвигаться вперед на внешней стороне стопы

Пытаться приподнятую ногу от пола чуть сгибать в коленном суставе, сохраняя положение носка в сжатом состоянии; согнутые руки у груди ладонями вовнутрь

Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выполнения. Выполнять различные повороты, прыжки, танцевальные упражнения, приседания, кувырки

 

15

Пингвин:

ходьба с развернутыми носками ног во внешнюю сторону до прямой линии. Семенящий шаг

Стоять с сильно разведенными носками ног в стороны; руки внизу с отведенными ладонями в стороны

Знакомство с образом пингвина и попытка имитационного движения с передачей характера образа

Из исходного положения пытаться выполнять семенящие ритмичные шаги, сохраняя положение носков и ладоней в стороны. Движения рук и ног направлены вперед

Пытаться координировать ритмичные семенящие движения ног и рук, сохраняя исходное положение

Творческая передача образа через точные движения (имитационные) и технику выполнения

 

16

Лиса:

ходьба мягкая, плавная, с носка на всю ступню

Стоять с согнутыми в локтях руками, ладони опустить вниз

Знакомство с образом лисы и попытка имитационного движения

Из исходного положения пытаться ходить мягко, ступая с носка на всю ступню, при этом разноименную руку плавно направлять вперед перед грудью, а ладонями как бы что-то гладить

Движения с плавным разворотом туловища и головы (хитрая улыбка на лице)

Творческая передача образа лисы через имитационные движения и технику их выполнения. Выполнять различные танцевально-спортивные плавные движения

 

17

Птица:

бег на носках, плавный и легкий

Стоять на носках, руки в стороны со свободно опущенными вниз ладонями

Знакомство с образом птицы и попытка имитационного движения с передачей характера образа

Из исходного положения пытаться выполнять плавные движения руками: сначала опустить локти, а ладони, наоборот, поднять вверх

Движения с легким плавным бегом на носках. Пытаться при движении рук приводить в движение пальцы

Творческая передача образа птицы. При движении рук приводить в движение плечи

 

18

Собачка:

бег с остановками и резкими поворотами головы и туловища в стороны

Стоять с согнутыми в локтях руками и опущенными вниз ладонями, голова немного вытягивается вверх; тело как бы «готово» к любым   движениям   и

поворотам

Знакомство с образом собаки через принятие исходного положения и звукоподражание, с поворотом головы в разные стороны начать входить в образ

Бег с остановками, поворотами в стороны головы и туловища; кружение на месте и в движении, сохраняя положение рук у груди

Выполнять бег с изменением темпа и направления, имитируя образ собаки. Во время бега выполнять дыхательные движения (как собака)

Творческая передача образа собаки через имитационные движения и технику бега Усложнить бег сильным подъемом пяток (собачка пляшет) и, опустив руки, касаться ими поднятых пяток во время бега

 

19

Волк:

бег широким шагом

Стоять как перед беговым стартом, только ладони опущены вниз

Знакомство с образом волка и попытка имитационного движения с передачей образа

Начинать бег из высокой стартовой стойки, бежать широким шагом на скорость

Выполнять бег, ставя цель: до чего-то добежать, кого-то догнать, перегнать

Творческая передача образа волка через имитационные движения и технику бега широким шагом на скорость 

20

Тигр и лев:

бег широким прыжковым шагом

Стоять как перед стартовым забегом; ладони опущены вниз

Знакомство с образами тигра и льва. Попытка имитационного движения с передачей образа

Выполнять резкие и сильные (поочередные) движения руками вперед. Бег широким прыжковым шагом с движением рук

Координировать движение разноименных рук и ног, выполняя бег широким прыжковым шагом

Творческая передача образа через имитационные движения и технику бега широким шагом с движением рук вперед

 

21

Обезьянка:

бег подскоками с ноги на ногу

Стоять с согнутыми в локтях руками, пальцы широко расставить и направить в стороны на уровне плеч

Знакомство с образом обезьянки и попытка имитационного движения с передачей образа

Выполнять подскоки с ноги на ногу, имитируя движения обезьянки

Попытка координировать движение ног при подскоках и при этом еще наклонять в стороны голову

Творческая передача образа обезьянки через имитационные движения, мимику

 

22

Крокодил:

ползание с опорой рук

Лежать на животе, ноги вытянуть вместе, упор руками на ладони перед грудью, голову держать прямо; носки ног вытянуть

Знакомство с образом крокодила и попытка его имитационных движений

Ползать только с опорой рук, поочередно продвигая их вперед, при этом ноги остаются соединенными и прямыми

Ползать с опорой на руки и касанием пола только соединенными вытянутыми носками ног, все остальные части тела находятся в приподнятом положении

Творческая передача образа крокодила и техники ползания с опорой на руки

 

23

Разведчик:

ползание с опорой на руки и ноги и на все туловище. Ползание по-пластунски

Лежать на животе с опорой на локти и ладони, ноги выпрямить свободно с развернутыми носками; голову наклонить к ладоням

Знакомство с образом разведчика и попытка имитационного движения с передачей характера образа («притаившегося разведчика»), поэтому сначала движения выполняются медленно и плавно

Ползать с поочередным продвижением вперед разноименных рук и ног. Туловище при ползании не приподнимается от пола, а стопы остаются развернутыми в стороны

Ползать по-пластунски и координировать движение разноименных рук и ног. При ползании руки и ноги касаются пола, даже голова не приподнимается высоко

Творческая передача образа разведчика с точной техникой ползания по-пластунски. Умение изменять темп и направление ползания по звуковому сигналу

 

24

Маугли:

прыжки с разведением прямых ног в стороны

Стоять с небольшим полуприседом для прыжка, руки опустить вниз

Знакомство с образом Маугли. Попытка имитационного движения, прыжки с разведением прямых ног в полете

Из исходного положения толчком и взмахом развести в стороны прямые ноги, а руки вытянуть прямо в полете; приземляться на соединенные, чуть полусогнутые ноги и опущенные вниз руки

Прыгать с увеличением подъема прямых ног и рук в стороны, при приземлении на пол успевать соединять ноги и опускать руки. Пытаться прыгать с продвижением вперед

Выполнять прыжки на батуте при спры-гивании с наклонной высоты; технику разведения прямых ног использовать при опорном прыжке

 

25

Космонавт:

прыжки с прогибанием туловища назад

Стоять, ноги в небольшом полуприседе, руки отвести назад

Знакомство с образом космонавта. Попытка имитационного движения (движения туловища с прогибанием его назад в полете)

Из исходного положения прыгнуть вверх, прогибая туловище назад и выпрямляя назад руки и соединенные вместе ноги. Приземляться на полусогнутые ноги

Координировать движение рук и ног при прыжке. Прыгать вверх с продвижением вперед

Обрабатывать технику прыжка при спрыгивании с высоты, на батуте и т. д., сохраняя заданный образ

 

26

Лебедь:

прыжки с разбега

Исходное положение может быть разное, так как прыжок выполняется во время движений или с разбега

Знакомство с образом лебедя. Попытка «полетать» как лебедь, т. е. выполнять разные прыжки вверх

Разбежаться и выполнить   прыжок   космонавта   и   в   движении прыжок Маугли, затем попытаться придумать свои  прыжки,  выполняя  в  полете  разные гимнастические      фигуры

Пытаться с разбега выполнить прыжок выпадом с разным положением рук

Соединять плавные движения лебедя с прыжками, тем самым развивая творческую двигательную деятельность детей, чувство полета и умение владеть телом

 

27

Балерина:

гимнастическая ходьба с носка на всю стопу

Стоять прямо, плечи чуть отвести назад, голову чуть приподнять

Знакомство с образом балерины. Попытка ходить плавно как балерина

Попытка ходить мягко (ступая    с    носка)    и слегка размахивая руками вперед — назад, сохраняя   при   ходьбе осанку

Координировать движение разноименных рук и ног, сохраняя осанку гимнастической ходьбы

Развивать и закреплять технику гимнастической ходьбы и умение сохранять правильную осанку

 

28

Машина:

ползание на ягодицах

Сидя на ягодицах, ноги свободно выпрямить, руки — перед грудью

При первоначальном знакомстве взять в руки руль или кольцо и, имитируя движения рулем, пытаться передвигаться на ягодицах

Эти и последующие движения выполняются в один этап. Из исходного положения передвигаться на ягодицах вперед — назад. Затем тоже ползание на ягодицах, но с разным положением рук вперед, вверх, к плечам и т. д.

29

Ракета:

прыжки с колен на всю ступню

Стоять на двух коленях, руки отвести назад, чуть присесть на пятки

Знакомство с образом ракеты, попытка имитационного движения (подпрыгивание вверх), как взлет ракеты.

Из исходного положения пытаться, резко взмахнув руками вверх и сильно оттолкнувшись всем туловищем, подпрыгнуть вверх и приземлиться   на   ступни  ног.   Затем  прыжком   вернуться  в   исходное положение   и   повторять   подпрыгивания   несколько   раз.   Прыжки выполнять с продвижением вперед и на батутах

30

Рыбка:

перекаты

Лежать на спине, прямые руки соединить в замок за головой, ноги выпрямить и плотно сомкнуть вместе

Знакомство с образом рыбки. Попытка перекатываться, сохраняя прямое положение туловища (как рыба)

Из исходного положения пытаться медленно перекатываться на бок — живот — другой бок — спину, при этом сохранять прямое, сомкнутое положение ног и прямых, соединенных в замке рук за головой. При перекате вправо — влево голову держать так, чтобы лицо не касалось пола

31

Колобок:

перекаты

Лежать на спине, плотно поджать ноги, согнутые в коленях; руки, согнутые в локтях, плотно прижать к груди со сжатыми кулаками; голову прижать к груди — «сгруппироваться»

Знакомство с образом колобка Попытка имитационного движения перекатом, как колобок

Из исходного положения пытаться выполнять перекаты вправо — влево, сохраняя «группировку» до конца переката. Попробовать перекатываться в заданном направлении на скорость

 

32

Веревочка:

бег скрестным шагом

Стоять с слегка приподнятыми руками

Знакомство с тем, как вьется веревка. Попытаться изобразить скрест — переплет ногами

Из исходного положения пытаться выполнять бег, переплетая ступни ног друг за друга, помогая движением рук. Стоя боком по направлению движения, пытаться бегать скрестным шагом

 

33

Спортсмен: ходьба спортивная

Стоять, поставив на носок одну ногу и чуть приподняв вперед к себе разноименную руку, а другую чуть назад

Передвигаться вперед спортивной ходьбой

Из исходного положения приподнять одновременно ногу, согнутую в колене, вверх, а руку вперед до уровня пояса Возвращая в исходное положение ногу и руку, приподнимать другие (разноименные) ногу и руку

ИГРЫ В СТИХАХ

Медведь

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами для передачи настроения, чувств.

Ход игры: Педагог читает стихотворение, надев ребенку маску медведя.

Я зверь лесной.

Я сплю зимой,

В лесу хозяином живу

Я большой и неуклюжий,

Косолапый и смешной.

Я живу в лесу дремучем,

Очень мед люблю пахучий.

Ребенок в маске показывает неуклюжесть медведя, дети повторяют эти движения.

 Лиса

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами для передачи настроения, чувств.

Ход игры. Педагог читает стихотворение, надев ребенку маску лисы.

Я хитрая лиса,

Леса темного краса

По полянке бегу,

Лисий след свой замету

И зайчишку подстерегу

Я рыжая плутовка

Хитрая и ловкая.

В сарайчик попаду,

Цыпленка украду.

Ребенок показывает походку лисы. Все дети повторяют эти движения.

Волк

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами для передачи настроения, чувств.

Ход игры. Педагог читает стихотворение, надев ребенку маску волка.

Я серый волк,

Зубами щелк,

Я ищу себе еду

Я всегда голодный - у-у-у

Поскорее побегу

Может что-нибудь найду.

Ребенок в маске волка оскаливается, украдкой, медленной походкой идет, подражая волку.

Кот и сметана

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами для передачи настроения, чувств.

Ход игры. Педагог читает стихотворение, надев ребенку маску кота.

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану,

А когда настал обед,

Кот сидит - сметаны нет.

Помогите-ка Степану

Поищите-ка сметану.

Части тела.

Цель: Учить детей владеть языком жестов, свободно пользоваться в разговоре всем телом.

Ход игры. Детям предлагается показать:

-  как твои плечи говорят «Я горжусь»

- как твоя спина говорит: «Я очень старый человек»

 - как твой палец говорит: «Иди сюда»

 - как твоя голова говорит: «Да, нет»

 - как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это варенье»

 - что делает твое ухо, чтобы сказать: «Я слышу птичку»

 - что делает твой нос, когда нюхает цветок.

 

Лесная поляна

Цель: Упражнять детей в выполнении точных имитационных движений, определении типичного в поведении животных.

Ход игры.

 -«Вот теремок, интересно, кто в нем живет? Давайте посмотрим, какой зверь придет?»

Дети выбирают животных, которых будут показывать:

Как идет медведь?

Как крадется лиса?

Как прыгает петух?

Как крадется мышка?

Для показа движений логопед называет одного или нескольких детей.

Погода.

Цель: Развивать умение движением и мимикой показывать свои чувства.

Ход игры.

- Покажи, что ты чувствуешь:

Когда на улице очень холодно?

Когда идет теплый дождь и можно гулять под ним?

Когда из-за дождя тебя не пускают на улицу?

Когда светит солнце и тебе очень жарко?

Когда густой туман?

Показывать движения может один ребенок, остальные рассказывают, что он делает.

ПРИМЕР НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЫ

С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИТУАТИВНЫХ МАЛЫХ ИГР

Содержание СМИ

Ход занятия: - Сегодня мы с вами отправимся в удивительный лес од названием «джунгли». Здесь не живут лисы, волки, зайцы и медведи. В джунглях живут только озорные обезьянки. Давайте прислушаемся, сейчас в джунглях тихо, обезьянки ещё не проснулись.

I часть. Исходное положение, пятки вмести носки врозь, расправили плечи, втянули животики. Прыжком направо. Ходьба в колонне по одному.

- «Покажите, какие деревья высокие в джунглях» - ходьба на носках, руки вверху, ладошки вовнутрь, животы «прилипли» к спинкам.

- «Погреем пятки в африканском песке» - ходьба на пятках, руки на поясе. Бег «змейкой». Перестроение в две колонны.

Начинается утро. Слышаться первые лесные звуки. Вдруг где-то совсем рядом послышался шум. Обезьянки открыли глаза и посмотрели по сторонам.

1.      «Что за шум?».

И.п.- на «средних коленях», руки на поясе, различные движения головой (вверх-вниз, вправо-влево).

Оглядевшись, обезьянки увидели, что самая озорная обезьянка уже весело прыгает по веткам большого дерева и сбивает с листьев капельки ночного дождя и росы. Обезьянкам так понравилось это занятие, что они все вместе стали играть с дождевыми капельками и умываться.

2.      «Обезьянки играют и умываются».

Из и.п.- перейти в положение «на высоких коленях», при этом поочерёдно поднимать руки, ладошками «ловить капельки и умываться». Затем возвращаться в и.п. Упражнение повторяется в среднем темпе несколько раз.

«Ой-ой!- закричали обезьянки – Кто-то щекочет наши пяточки. Кто же это может быть? Да это назойливые букашки. Кыш-кыш-кыш!»

3.      «Избавимся от букашек».

И.п. Узкая стойка, ноги врозь.

В. 1-Руки к плечам

2-3 – круговые вращении назад, вперёд (7-8 раз).

«Ой!», - вскрикнула одна обезьянка. «Ой-ой!»,- вскрикнула другая. «Ой-ой-ой, как больно лапкам!»,-заплакали се обезьянки. Кто-то разбросал по лесу осколки разбитых бутылок и жестяные банки, вот обезьянки и поранили лапки. Они нашли лечебную траву и смазали ранки соком лечебных листочков.

4.      «Лечим лапки».

Из и.п.- стоя всевозможные наклоны в разные стороны и вперёд, со скользящими движениями рук по ногам при наклонах.

К счастью, ранки были неглубокими, поэтому обезьянки сразу их залечили. Чтобы в лесу было, чисто и больше никто не поранил ноги, обезьянки решили убрать осколки и банки.

5. «Убираем осколки».

Из и.п.- стойка, ноги на ширине плеч - повороты влево-вправо, не сгибая колени, достать руками пол.

Пришло время готовить обед. «Сначала соберём бананы и кокосы на обед, а потом поиграем», - деловито ответили обезьянки и дружно принялись за работу.

5.      «Собираем бананы на обед».

И.п.- стоя, руки на поясе, присесть руки вынести вперёд, встать, вернуться в и.п.

После обеда обезьянки решили порезвиться и порадоваться солнечному дню.

6.      «Обезьянки радуются».

Произвольные подскоки на месте на двух ногах («выражение радости»).

- Пора нам возвращаться обратно, но сначала попробуем поймать озорных обезьянок.

Пальчиковая игра «Ловля обезьян».

При помощи пальцев ребёнок изображает обезьянку. Руки согнуты в локтях и разведены в стороны-сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх - «обезьянка дразниться».

- Станцуем с нашими обезьянками.

Игра-танец на внимание «Если весело живётся, делай так».

ИГРЫ ИМИТАЦИОННЫЕ

(для детей старшего возраста)

Море волнуется

Посреди комнаты ставят два ряда стульев спинками вместе — одним стулом меньше числа играющих. Все садятся, кроме ведущего, который исполняет роль «моря». А каждый сидящий принимает название какой-нибудь рыбы.

«Море» бегает вокруг, вызывая одну за другой «рыб», которые сразу же встают и следуют за «морем», подражая всем его движениям. Если «море» говорит: «Ветер переменился!», все «рыбы» должны повернуть головы; при словах «Море волнуется!» все качаются. Если же «море» вызовет всех «рыб», они должны встать и последовать за «морем». Если ведущий садится и говорит: «Море спокойно!», все проворно садятся. Самым проворным может оказаться сам ведущий, и тогда тот, кому не достанется места (стула), становится «морем». «Море» может сесть, когда ему вздумается, даже если вызвана всего только одна «рыбка». В этом случае ведущий принимает название этой рыбы, а «морем» становится тот, чье место он занял.

Монстры

Вce участники делятся на две группы. Первая — «монстры», вторая — «космонавты». Каждый «космонавт» должен исследовать новую территорию. Для этого он уходит от своих друзей и начинает действовать в одиночку. В это время на него нападают «монстры». Все «монстры» должны быть с завязанными глазами, поэтому «космонавт» может от них спрятаться. «Монстры» никогда не ходят в одиночку, они всегда охотятся сообща. Если они поймали кого-нибудь из «космонавтов», тот выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все «космонавты» не окажутся за пределами игрового поля. После этого игроки меняются ролями, и игра продолжается.

Индейцы

Участники игры перед ее началом договариваются о территории, на которой будет организовано действие. Далее игроки делятся на две команды. Первая команда — «индейцы», а вторая — их «враги». Смысл игры в следующем: между «индейцами» и враждебным им «племенем» разыгрывается настоящее сражение. При этом игроки могут действовать силой, когда представители враждебных команд могут ловить друг друга, брать в плен. Игра заканчивается тогда, когда сами «индейцы» или их «враги» будут пойманы все до одного. После этого игроки могут меняться ролями, и игра продолжается.

Пираты

В эту игру следует играть возле реки или бассейна. Все участники делятся на три группы. Первая — «морская полиция», вторая — «пираты», а третья — «путешественники». Игра проходит по следующему сценарию: «путешественники» немедленно подвергаются нападениям со стороны «пиратов», как только заходят в воду. «Пираты» могут взять их в плен. Задача «полицейских» — поймать «пиратов».

В этой игре можно организовать настоящие «сражения». А именно «полицейские» могут бороться с «пиратами», стараться поймать их и посадить в «тюрьму». «Путешественники» всеми силами помогают «полицейским», чтобы «пираты» не одержали над ними победу. Игра продолжается до тех пор, пока все «пираты» не будут пойманы и не окажутся «за решеткой».

Игра-физкультминутка

Достаточно произвести ряд имитационных движений:

Имитация мельницы: одна рука поднята, другая опущена и прижата к телу. Мельник запускает мельницу, и она начинает работать.

Копирование спокойно стоящего дерева: стойка смирно, руки подняты высоко над головой. Дерево перед бурей (налетает ветер, деревья раскачивают ветвями): глубокие наклоны вперед и назад.

Мяч: легкие прыжки вверх. Стопы при этом соединены, колени при подскоках поднимаются высоко вверх.

Ванька-встанька. Предложите детям лечь на траву или на коврик. Ноги согнуты в коленях, руки поддерживают голову сзади. На «раз» — энергичное движение туловищем, дети садятся; на «два» — возвращаются к исходному положению.

Дровосек: соединенные пальцы рук подняты вверх над головой. Ноги прямые. Глубоким взмахом нужно разрубить воображаемым топором пень, затем выпрямиться.

Любимый герой

Каждый игрок выходит на середину комнаты и изображает любимого литературного или художественного героя. Это может быть персонаж какого-то фильма или личность, известная в телевизионной среде. Один человек изображает, а остальные пытаются отгадать, кого он показывает. Если это удается сделать, правильно угадавший зритель получает очко. Если никто не угадывает, очко присуждается тому, кто изображал.

В конце каждый игрок должен оказаться на месте того, кто изображает своего любимого героя. Победившим считается тот, кто набирает более всего очков.

Пойми меня

Перед началом игры выбирается ведущий, который встает в центр заранее обозначенной площадки. В его основные обязанности будет входить руководство процессом игры и определение победителя, а также контроль за тем, чтобы все правила исполнялись должным образом.

Первый тур игры заключается в следующем. Ведущий распределяет между игроками роли — предстоит изображать различных птиц или животных. Каждому игроку он называет того зверя, которого надо будет «сыграть», но остальные слышать задания не должны. Наконец, после распределения ролей ведущий начинает вызывать по очереди каждого игрока на середину комнаты. Приступая к изображению заданного животного, игрок может махать руками, вращать туловищем, прыгать или ползти. Совершаемые телодвижения должны быть похожи на манеры изображаемого животного.

Все остальные игроки внимательно смотрят и стараются угадать, какую птицу или какого зверя так усердно пытается «сыграть» им их товарищ. Тот, кто угадывает, получает очко наряду с тем, кто изображал. Если же никто не может угадать изображаемое существо, очко не присуждается никому.

Во втором туре ведущий снова дает игрокам задания, которые они должны выполнить, но теперь в их качестве выступают неодушевленные предметы. Это могут быть, например, вещи, которые находятся в той комнате, где проходит игра. Когда каждый игрок изобразит заданный ему предмет, все участники могут попытаться создать общую картину помещения. Для этого каждому нужно будет занять положение, соответствующее предмету, и в том месте, где он находится.

ЗАГАДКА РЯДОМ С ЗАРЯДКОЙ

1. Легкий бег на носочках, руки - в стороны, плавно поднимать их высоко вверх и опускать вниз.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел, -

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

2. Ходьба на внешней стороне стоп. Руки широко расставлены в стороны. Шаги медленные, неуклюжие.

Кто, позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге?

Летом бродит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос?

(Медведь)

3.  Сесть, спину выпрямить, пятки чуть приподняты над полом, руки на коленях. Продвигаться вперед на носках, не теряя равновесия.

В воде купался, а сух остался.

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

(Гусь)

4. Бег или ходьба с высоким подниманием колен. Боковой или прямой галоп.

Я копытами стучу, стучу

И по полю все скачу, скачу,

Грива вьется на ветру...

Кто это? (Конь)

5. Сесть на пол с упором на колени и ладони. Наклоняться вперед, сгибая руки в локтях (движения, имитирующие подлезание кошки под забор).

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

(Кошка)

6. Лечь на пол. Ползать с опорой на руки, ноги стараться держать вместе.

В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит...

(Крокодил)

7. Ходьба с высоким подниманием колен, руки высоко вверх, потом вниз.

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома,

Он летает на охоту,

За лягушками, к болоту.

(Аист)

8. Ходьба на пятках с ритмическими движениями рук в стороны.

Желтые комочки,

Легкие, как вата,

Бегают за квочкой.

Кто это?

(Цыплята)

9. Быстрый, стремительный бег; руки широко расставлены в стороны, пальцы растопырены.

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает.

(Ястреб)

10.  Сесть на пол, колени в стороны, пятки чуть приподнять над полом, руки впереди. Прыжками медленно продвигаться вперед.

Скачет квакушка,

Не рот, а ловушка,

Попадают в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка)

11. Лечь на спину. Немного приподняться и продвигаться назад с опорой на руки и ноги.

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед.

(Рак)

12. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Руки согнуты перед грудью, кисти рук опущены вниз.

Прыг-скок, прыг-скок,

Длинное ушко — белый бок.

(Заяц)

13. Наклониться вперед, руки отвести назад, совершать движения, имитирующие клевание зернышек.

Чик-чирик,

К зернышкам - прыг,

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

14.  Опуститься на колени. Продвигаться вперед с опорой на колени илокти.

Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он и не знает.

(Крот)

15. Легкий бег на носках. Руки в стороны, кисти слегка «дрожат».

Крыльями стрекочет

С вечера до ночи.

(Стрекоза)

16. Чуть присесть. Маленькие прыжки вперед на двух ногах.

В дупле живет

Да орешки жует.

По веткам скачет, да не птица,

Рыжая, а не лисица.

(Белка)

17. Лечь на пол на живот, руки упираются в пол, колени согнуты. Прогнуться и тянуться носками ног к голове, не выпрямляя локти.

Крылья есть, а не летает,

Ног нет, да не догонишь.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

(Рыбка)

18. Быстрая ходьба на носках мелким семенящим шагом.

Маленький шарик

Под лавкой шарит,

Живет в норке,

Грызет корки,

Короткие ножки,

Боится кошки.

(Мышка)

19. Подскоками продвигаться вперед, руки скрестить вверху, как рога.

Кто на своей голове

Лес носит?

(Олень)

20. Ходьба на носках, ноги прямые, руки поднять вверх, кисти соединены. Стараться держать вытянутые руки за ушами, подбородок не опускать.

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... (жираф).

21. Большие кругообразные движения руками перед собой.

Крыльями машет,

А сама ни с места.

(Мельница)

22.  Легкий бег по залу. Руки соединить вверху.

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут

Опустился... (парашют).

23. Сесть на пол, руками обхватить согнутые колени, голову опустить - сгруппироваться. Перекаты назад, на спину и возвращение в исходное положение.

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился... (колобок).

24. Руки соединить вверху, локти в стороны. Потянуться на носочках вверх.

Если дома его не оставим -

Значит, мы под дождем не растаем.

(Зонтик)


ПОДВИЖНАЯ ИГРА С ГЕРОЕМ-ПЕРСОНАЖЕМ

Мишка косолапый

Большую игрушку (Мишка) располагают в центре зала. Дети становятся в круг, держась за руки. Рядом с Мишкой садятся дети-ловишки (один или два).

Вариант для младших возрастных групп

Дети:

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою - топ!

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, слегка ударяя ладошкой по лбу, разводят руки в стороны, растопыривают пальцы, переступают с ноги на ногу, затем топают одной ногой об пол и разбегаются по залу. Дети-ловишки ловят «шишки», т.е. других детей,   и укладывают их «в корзинки» (сажают на гимнастические скамейки).

Вариант для старших групп

Дети:

Он большой и косолапый.

Говорят, сосет он лапу.

Громко может он реветь,

- Р-Р-Р -

А зовут его... (медведь).

Дети, взявшись за руки, идут по кругу, останавливаются, показывают на «грозного» Мишку, отходят назад, образуя большой круг.

«Мишка» ловит детей. Чтобы он скорее справился с этим, ему дают в руки надувную игрушку - булаву.

Найди и промолчи

Воспитатель прячет игрушку-козленка. Дети должны найти ее, подойти и тихо сказать воспитателю, где она спрятана.

Воспитатель:

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Завтра утром отнесу.

Он заблудится в лесу...

Дети:

Я сама его найду (девочки).

И я сам его найду (мальчики).

Волк и зайчата

Большая игрушка (Волк) или ребенок в маске сидят в центре зала.Дети-зай-чата осторожно, на носочках идут по кругу как бы крадутся, руки перед собой согнуты, кисти опущены вниз.

Дети:

Он всегда по лесу рыщет,

За кустом зайчаток ищет,

Он зубами щелк да щелк...

Волк (грозно):

Угадали? Это волк!

Дети-зайчата разбегаются по залу - Волк старается их догнать.

ВЫВОД

Имитационно – подражательные упражнения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного. Кроме того, упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.

Литература:

1. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008.

2. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М. Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005.

3. Яковлева Л., Юдина Р. Игровые подражательные движения // Дошкольное воспитание, 1996. № 4. С.

4. Гутникова Л. Загадка рядом с зарядкой // Дошкольное воспитание, 2005. № 6. С. 20-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЖ.Картотека ситуативных бесед в старшей группе.

Игры расчитаны на мыслительную деятельность детей,очутившись в различных ситуациях....

ОБЖ .Картотека ситуативных бесед в старшей группе.

ОБЖ картотека ситуативных бесед в старшей группе....

картотека ситуативных бесед в старшей группе по ОБЖ

Цели:Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям ...

Картотека ситуативных бесед с детьми

Знакомство детей с общественной значимостью...

Картотека ситуативных бесед для детей старшего дошкольного возраста

Картотека ситуативных бесед по образовательным областям "Социально - коммуникативное развитие" и "Первичные представления о себе и окружающем мире"...

презентация СМИ ситуативные малые игры с аннотацией

презентация СМИ ситуативные малые игры с аннотацией...