Опыт работы взаимодействия с семьёй по развитию познавательной активности детей раннего возраста путем творческой деятельности
материал (младшая группа)

Теличенко Юлия Ефимовна

В данной статье делюсь опытом работы с родителями в первой младшей группе по успешной адаптации детей и их ральнейшего всестороннего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.2 КБ
Файл doklad_telichenko.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы взаимодействия с семьёй по развитию познавательной активности детей раннего возраста путем творческой деятельности (Слайд 1)

(Слайд 2) Раннее и дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности, закладываются основы физического и психического здоровья детей. Для обеспечения гармоничного развития ребенка необходимо единство и согласованность семьи и дошкольной организации.

        (Слайд 3) Сегодня представляю вам опыт педагогического партнерства воспитателя группы раннего возраста и семьи по обеспечению благополучного развития воспитанников.

        (Слайд 4) Основной целью работы с родителями детей до 3 лет является объединение усилий семьи и детского сада для успешной адаптации дошкольников к ДОУ и их дальнейшего развития.

         В дошкольном возрасте дети отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию всего нового. Таким образом, необходимо уделять особое внимание созданию условий для всестороннего развития воспитанников.

        Тем самым, была поставлена цель рассмотреть все аспекты влияния творчества на активизацию мыслительных процессов в раннем возрасте в различных видах деятельности.

        (Слайд 5) Разрабатывая систему взаимодействия с родителями и воспитанниками, я опиралась на поставленные цели и задачи. В рабочую программу педагога в вариативную часть была включена  Программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой и включены следующие направления работы с семьей:

  • Объединение усилий детского сада и семьи для обеспечения успешной адаптации детей;
  • Приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
  • Социально – нравственное воспитание дошкольников;

Формы и методы работы

(слайд 6) По всем направлениям работа с родителями ведется систематически и планомерно как коллективно, так и индивидуально.

1. Успешная адаптация ребенка в детском саду – залог дальнейшей позитивной и продуктивной работы педагога. Поэтому к процессу адаптации детей к ДОУ активно привлекаются родители. Для воспитанника чтобы период привыкания прошел быстрее и чувствовал себя комфортно, созданы все условия в группе.

В этот период используются разные формы организации работы:

  • Опрос, анкетирование родителей
  • Консультации
  • Буклеты и папки – передвижки
  • Родительское собрание в форме деловой игры

Примеры небольших деловых игр представлены в буклете, а мы с вами поиграем в одну из них.

Упражнение «Не хочу в детский сад»

(Слайд 7) Необходимо три участника, которые распределяют между собой роли: воспитатель, ребенок и мама и разыгрывают три мини-сценки, отражающие трудные ситуации привыкания детей к детскому саду (из личного опыта участников или к примеру «Мне там скучно», «У меня там нет друзей», «Меня тетя ругает»). На каждую сценку дается пять минут, потом участники меняются ролями и разыгрывают следующую сценку. Таким образом, каждый участник должен побывать во всех трех ролях.

Упражнение завершается обменом впечатлениями (какие чувства вызвали разыгранные ситуации? В какой роли понравилось (не понравилось) быть? Какая роль вызвала трудности и почему?)

(слайд 8) 2 - 3. Своевременное сообщение родителям об особенностях поведения ребенка и его достижениях позволяет повысить эффективность общения педагога с семьей воспитанника.

Фотографии и видео, представленные в группе WhatsApp, позволяют познакомиться ближе с жизнью группы, ее предметно-игровой средой.

В месенжере любой желающий может оставить свое сообщение или пожелание. Все это помогает нам сделать отношения между родителями более доверительные, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками педагогического процесса. С помощью группы в WhatsApp делимся фотографиями с занятий, утреней гимнастики и гимнастики после сна.

        Обратная связь работает быстро, результатом было пополнение физкультурного уголка нетрадиционным инвентарем, обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы, что сделало возможным эффективного развития каждого ребенка.

(слайд 9) 4. Традиционной формой работы с родителями является работа через родительский уголок. В нем содержится информация о работе группы, режимных моментах, папка «Всеобуч для родителей» и иные папки – передвижки с сезонными консультациями.

В раздевалке важное место отведено для демонстрации работ детей, рисунки и аппликации вывешиваются на прищепки, прикрепленные к кабинке каждого воспитанника, а для демонстрации работ из пластилина имеется специальная доска. Таким образом, наглядная демонстрация изобразительной деятельности детей приводит к активизации родителей в досуговых мероприятиях группы и показывает творческий индивидуальный рост воспитанника.

Сочетание изобразительной деятельности с иными средствами и формами воспитания делает воспитательный процесс более плодотворным и интересным.  

        Освоение техник рисования, лепки и аппликации дает возможность ребенку поделиться эмоциями и впечатлениями об окружающем мире. А совместная творческая деятельность родителей и ребенка несет в себе более позитивный и продуктивный результат, нежели простая демонстрация изучаемого предмета. При этом воспитанники испытывают гордость,  чувство значимости и участия в жизни группы, в сознании ребенка возникает позитивная связь между семьей и детским садом.

        (слайд 10)Родители группы принимают активное участие в различных конкурсах, выставках и тематических мероприятиях. Со временем получая положительный результат от совместной творческой деятельности с детьми, родители стали сами проявлять инициативу и предлагать свою помощь в организации подобных мероприятий. Одним из результатов такой совместной деятельности стало организация книжной выставки на праздник 23 февраля. Родителями совместно с педагогом была подобрана литература, пословицы и поговорки на тему военно – патриотического воспитания, приготовлена стенгазета и буклеты с рекомендациями на данную тему. Выставку организовали в холле детского сада.

        (Слайд 11) Продумывая тематику занятий по изобразительной деятельности, я выбираю то, что будет интересно детям, чем они живут и что их окружает.

        На пример, в рамках недели космонавтики в занятии по рисованию и аппликации было интегрировано ознакомление с окружающим миром закрепление понятий «день – ночь». Результатом творческой деятельности стала коллективная работа стенгазета ко дню космонавтики. Позитивная оценка родителей такого совместного творчества способствовало правильному восприятию окружающего мира воспитанниками, дало толчок для дальнейшего развития их познавательной активности.

Результаты работы

(Слайд 12) Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты:

  • Родители стали активными участниками встреч и первыми помощниками воспитателя
  • Родители стали более компетентны в воспитании детей
  • Большинство родители стали проявлять интерес к жизни группы

Также наблюдаются явные позитивные изменения в познавательном развитии детей. Наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Деятельность детей стала более продуктивной и выражает творческий замысел ребенка. Все это приводит к расширению рамок зоны ближайшего его развития.

Считаю что поставленные цели достигнуты, адаптация и социализация детей к условиям ДОУ прошла успешно. (слайд 13)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы взаимодействия с семьёй по развитию познавательной активности детей раннего возраста путем творческой деятельности Теличенко Юлия Ефимовна Воспитатель МАДОУ «ЦРР – ДС № 68 г. Благовещенска»

Слайд 2

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Слайд 3

группа раннего возраста № 1 МАДОУ «ЦРР – ДС № 68 г . Благовещенска»

Слайд 4

Цели и задачи В первой младшей группе работа с родителями направлена на то, чтобы обеспечить дошкольнику обучение и максимально комфортные условия пребывания в детском саду . Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных требований

Слайд 5

Направления работы 4 1 2 3 Объединение усилий детского сада и семьи для обеспечения успешной адаптации детей (запреты и родительская любовь, взаимная забота и помощь в семье, помощь при адаптации ) Приобщение детей к здоровому образу жизни ( соблюдение режима дня, закаливание и оздоровительная гимнастика, сбалансированное питание и формирование КГН ) Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников (правила безопасного поведения ребенка дома, на природе, на улице; правила поведения с незнакомыми людьми ) Социально – нравственное воспитание дошкольников (развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности)

Слайд 6

Формы и методы работы Опрос, анкетирование родителей Консультации на тему: Ваш ребенок идет в детский сад Адаптация ребенка в детском саду Как научится понимать своего ребенка Буклеты и папки – передвижки «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду» Родительское собрание в форме деловой игры

Слайд 7

Упражнение «Не хочу в детский сад» Необходимо три участника, которые распределяют между собой роли: воспитатель, ребенок и мама и разыгрывают три мини-сценки, отражающие трудные ситуации привыкания детей к детскому саду (из личного опыта участников или к примеру «Мне там скучно», «У меня там нет друзей», «Меня тетя ругает»). На каждую сценку дается пять минут, потом участники меняются ролями и разыгрывают следующую сценку. Таким образом, каждый участник должен побывать во всех трех ролях. Упражнение завершается обменом впечатлениями (какие чувства вызвали разыгранные ситуации? В какой роли понравилось (не понравилось) быть? Какая роль вызвала трудности и почему?)

Слайд 8

Жизнь нашей группы

Слайд 12

Результаты работы Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями; Повышение педагогической грамотности родителей; Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагога; Продуктивное творческое взаимодействие воспитателя и родителей.

Слайд 13

Спасибо за внимание!