Проект "Разноцветный пластилин"
проект (старшая группа)

Шипицына Ирина Викторовна

Развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей с ОНР средствами нетрадиционной техники – пластилинографии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznotsvetnyy_plastilin_1.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида «Солнышко» с. Шеркалы

Проект

«Разноцветный пластилин»

Автор: Шипицына И.В.

Воспитатель I квалификационной категории

Наше дошкольное образовательное учреждение в этом учебном году работает по трем основным задачам, одна из которых: «Поиск и использование в работе технологий с целью развития сенсомоторных способностей, как основы речевого развития детей». Данную задачу я решила реализовать, используя технологию пластилинография.  Мною разработан проект   «Разноцветный пластилин»,    в соответствии с которой в группе «Сказка» работает кружок «Пластилинография».

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы, среди наиболее острых проблем, стоящих перед   дошкольным образованием, выступает резкое ухудшение речевого развития детей.

 Чистая и правильная речь - одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни, у детей становиться все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Общее недоразвитие речи (ОНР) относится к такой форме патологии при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохраненной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Общее недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии двигательной сферы: отмечается плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, а также недостаточная координация, пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Невролог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Взаимосвязь мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых И.П. Павлов, А.А. Леонтьев. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет о том, что развитие функции руки и речи у людей идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Поэтому с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить работу по формированию мелкой моторики руки с помощью различных методик. Одной из таких методик является нетрадиционная методика рисования «пластилинография».

Пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства изображения полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности. Эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формированности двигательных навыков.

Вид проекта: долгосрочный, творческий

Руководитель проекта: Шипицына И.В.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители.

Сроки реализации проекта: 2015-2016 учебный год

Цель программы:

Развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей с ОНР средствами нетрадиционной техники – пластилинографии.

Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики руки, сенсомоторики.
  2. Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
  3. Освоение новых приемов лепки и создание с их помощью сюжетных картин.
  4. Обучение ориентироваться на листе бумаги.
  5. Знакомство с окружающим миром.

Прогнозируемый результат:

  1. Развита мелкая моторика рук.
  2. Создают картины с использованием дополнительных материалов для декорирования.
  3. Совершенствуются навыки работы с пластилином.
  4. Сформирован интерес  к работе с пластилином.
  5. Развито умение участвовать в коллективных разговорах.
  6. Расширен словарный запас.

Этапы:

  1. Подготовительный. Изучение методической литературы, подготовка развивающей среды, перспективное планирование.
  2. Основной

Календарно - тематическое планирование

Сентябрь

Число, месяц, год

Тема

2.09.15.

Вводная беседа. Знакомство с нетрадиционной техникой – пластилинографией.

7.09.15.

Вот и осень к нам пришла. Зонт для Красной шапочки – мозаичная пластилинография (выкладывание шариками верхней части зонта).

14.09.15.

Зонт для Красной шапочки (выкладывание шариками нижней части зонта).

21.09.15.

Изготовление рамки (скручивание гофротрубочек).

28.09.15

Изготовление рамки (приклеивание гофротрубочек к основе работы).

Октябрь

Число, месяц, год

Тема

5.10.15.

Ветка рябины – мозаичная пластилинография (выкладывание шариками ягод).

12.10.15.

Ветка рябины- контурная и прямая пластилинографияч(выкладывание веточки жгутиками, размазывание шариков – листья).

19.10.15.

Изготовление рамки (техника торцевание).

26.10.15.

Изготовление рамки (техника торцевание).

Ноябрь

Число, месяц, год

Тема

2.11.15

Береза – символ России –контурная пластилинография (выкладывание стволов дерева колбасками, веток жгутиками).

9.11.15.

Тушовка фона, изготовление рамки.

16.11.15.

Контурная и прямая пластилинография – подарок маме на День матери.

23.11.15.

Контурная и прямая пластилинография – подарок маме на День матери.

30.11.15.

 Здравствуй зимушка – зима -витражная пластилинография (заполнение основного рисунка).

Декабрь

Число, месяц, год

Тема

7.12.15.

Здравствуй зимушка – зима -витражная пластилинография (выкладывание рисунка по контуру).

14.12.15.

Снегири на ветке – прямая, мозаичная пластилинография.

21.12.15.

Снеговик  у елки – модульная пластилинография с техникой торцевания и нетрадиционной техникой рисования набрызг.

28.12.15.

Изготовление рамки.

Январь

Число, месяц, год

Тема

11.01.16.

Рождественские свечи- контурная пластилинография.

18.01.16.

Веселый котик. Умные совы – групповые работы детей –контурная, прямая, модульная пластилинография.

25.01.16.

Веселый котик. Умные совы – групповые работы детей –контурная, прямая, модульная пластилинография.

Февраль

Число, месяц, год

Тема

1.02.16.

Мы со спортом очень дружим – витражная пластилинография.

8.02.16.

Мы со спортом очень дружим – витражная пластилинография.

15.02.16.

Подводная лодка. Танк –контурная пластилинография.

22.02.16.

Путешествие по континентам: Веселый жираф. Спортивный дельфин. На дне морском – мозаичная, контурная пластилинография.

29.02.16.

Здравствуй широкая масленица!- модульная пластилинография.

Март

Число, месяц, год

Тема

7.03.16.

Старый дуб. Цветущая ветка- контурная, многослойная пластилинография.

14.03.16.

Изготовление рамки для работы.

21.03.16.

Сказочный терем. Жар птица. Золотая рыбка. – прямая, модульная пластилинография.

28.03.16.

Изготовление рамок для работ.

Апрель

Число, месяц, год

Тема

4.04.16.

Русские матрешки.

11.04.16.

Космические просторы – мозаичная, прямая пластилинография.

18.04.16.

Коллективная работа « Храм»- витражная, модульная пластилинография.

25.04.16.

Коллективная работа « День Победы»- витражная, модульная пластилинография.

3. Заключение

1. Выставки работ детей

2. Участие в конкурсах

3. Обобщение опыта работы перед педагогами ДОУ.

4. Презентация на сайте ДОУ и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей по нетрадиционной технике использования пластилина «Мир фантазий, мир мечты встретишь в пластилине ты!»

Развитию мелких движений пальцев рук способствует художественное творчество, в частности лепка. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Она является прекрасным упражнен...

Поделки из пластилина и игры с пластилином

Увлекательное занятие для детей дошкольного возраста....

Поделки из пластилина и игры с пластилином

Увлекательное занятие для детей дошкольного возраста....

Районный мастер-класс "Торцевание на пластилине. Изготовление цыпленка в технике торцевания на пластилине".

В рамках районного мастер-класса, была раскрыта тема "Тоцевание на пластилине" и изготовлена декоративная поделка "Цыпленок".Цель данного мастер-класса:1. Научиться работать в техн...

Конспект занятия По лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги)в группе кратковременного пребывания

Конспект занятияПо лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги)в группе кратковременного   пребыванияТема : «Листочки на деревьях»Цель : продолжать знак...

Лепка из пластилина. Как слепить из пластилина овощи и фрукты.

Лепка из пластилина. Как слепить из пластилина овощи и фрукты...

Конспект занятия По лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги) в средней группе

Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами .Продолжать знакомить детей с основными цветами (зеленый)....