КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ И ОБОРУДОВАНИЮ УЧАСТКОВ
материал

Шайхуллина Айсылу Рашитовна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ И ОБОРУДОВАНИЮ УЧАСТКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_oformleniyu_zimnih_uchastkov.docx49.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ И ОБОРУДОВАНИЮ УЧАСТКОВ

  1. Требования к зимним постройкам на участке ДОУ в зимнее время

№ п/п

Снежные постройки

 

Ясли (1,5–2 лет)

I мл.гр. (2-3 лет)

II мл.гр. (3-4 лет)

Средняя гр. (4-5 лет)

Старш.гр. (5-6 лет)

Подгот.гр. (6-7 лет)

1.     

Снежные горки

Высота

70-80 см

80-90 см

90-100

1-1,2

Длина ската

 

3 м

4-5 м

5-6 м

Ширина ската внизу

 

 

 

1,5 м

 

 

Наклон

 

20-30˚

Площадка сверху горки

 

 

 

1,5х1,5 м

1х1 м

- лесенка (справа от ската)

Высота ступенек

 

 

 

12-14 см

14 см

Ширина ступенек

 

 

 

25 см

25 см

- лоток для санок

Ширина

50-60 см

Высота бортика

10 см

2.     

Снежный вал (для упражнений в ходьбе, беге, спрыгивании, перешагивании, перелезании, для упражнений в равновесии)

Длина

 

 

Наклонные валы для ходьбы

От 1.5 м до 5 м

2-3 м и более

Высота

От 10 до 35 см

От 20 до 50 см

3.     

Лабиринт (сооружают из валов)

Высота

Несложные лабиринты из валов

 

Выше роста ребенка

 

 

60-70 см

 

 

50 см

4.     

Снеговые дорожки (для катания на санках)

Ширина

 

1 м

1 м

Длина

 

10 м (вне участка)

По периметру участка, ограничивается валами

5.     

Лыжня

Ширина

 

 

 

1 м

1 м

Длина

 

 

 

10 м

В зависимости от объема территории ДОУ (возможно до 1 км с остановками для отдыха)

6.     

Ледяная дорожка

Ширина

 

 

30-40 см

30-40 см

40-45 см

Параллельно и последовательно, чередуясь со снежными дорожками.

Длина

 

До 1 м

До 1.5 м

3-4 м и более

7.     

Мишени для метания

 

Корзины, ящики с набивными мешочками

Горизонтальные цели на разной высоте, фанерные щиты размером 50х50, 60х60 см, укрепленные на шестах 1,5-2 м.

Горизонтальные круглые на разной высоте (диаметр 50-40 см)

8.     

 

 

 

 

 

 

Крепости, снежные скульптуры и т.д

  1. Особенности организации прогулки

 Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

  1.Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов.

      Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

   2. При температуре воздуха ниже – 15С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

   3.Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже – 15С и скорости ветра более 15 м/с   для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже – 20  С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

  4. Структура прогулки предполагает:

                                                    -  наблюдения

                                                    - труд

                                                    - индивидуальную работу по физкультуре

                                                    - подвижные игры

        - самостоятельная деятельность детей

Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:

  1. предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры).
  2. от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей).
  3. от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.)
  4. от познавательных интересов детей.

Наблюдения (рекомендуется воспитателям указывать в планах объект или тему наблюдения, цель проведения наблюдения и с кем оно проводится):

  • наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);
  • наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);
  • наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).

Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), советую указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).

Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать игры

  • малоподвижные;
  • игры средней активности;
  • игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого организуются игры:

  • забавы
  • аттракционы
  • игры-эстафеты
  • сюжетные подвижные игры
  • игры с элементами спорта
  • сюжетные подвижные игры
  • бессюжетные подвижные игры
  • народные игры
  • хороводные
  • спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя). В каждой группе должна иметься картотека считалок и подвижных игр для детей 3-7 лет. Для каждого возраста игры рекомендуется  напечатать на карточке определённого цвета. Например, 2 младшая группа – карточки жёлтого цвета, средняя группа – карточки красного цвета, старшая группа – синего цвета, подготовительная группа – зелёного цвета.

Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

Вся деятельность должна быть запланирована и организована воспитателем.

Наличие выносного материала и спортивного инвентаря, атрибутов для сюжетно-ролевых игр обязательно.

 5. Для организации деятельности детей на участке сооружается снежная горка высотой 1.2 – 1.5 м. Наверху горки – ровная площадка (1.2 – 1.2 м). Скат для малышей  должен быть пологий, расширенный книзу. По краям площадки и горки идут невысокие снежные бортики, не позволяющие съехать в сторону.

      Для скольжения на ногах на утрамбованном снегу делаются ледяные дорожки длиной до 1 метра, шириной 40 см. Достаточно иметь две - три такие дорожки.

     Для упражнений в равновесии, спрыгивании служат снежные валы (высота 15-20см, ширина 40см). Из снега устраиваются различные цели для метания.

 6. Для организации наблюдений за птицами на участках  необходимо разместить кормушки для птиц.

  1. Рекомендации по оформлению зимних участков
  1. При построении горки на участке необходимо продумывать ее рациональное размещение: дорожка для раската должна быть как можно длиннее, на пути раската не должно быть стационарного оборудования (с целью недопущения травматизма).
  2. Делают горку так:
  • Во время оттепели снег скатывают комьями и складывают их в кучу, чтобы получилась горка (при этом необходимо   учесть рельеф участка).
  • Снег утрамбовывают в снежную кучу, затем придается форма усеченной пирамиды с завершенной площадкой и скатом.
  • Верхнюю площадку посыпают песком, чтобы дети не падали.
  • В первый мороз горку слегка обрызгивают холодной водой, которая,  замерзая, создает ледяную корку.
  • После этого воду можно лить более интенсивно и намораживать лед до требуемой толщины (5 см).
  • Поливать горку теплой водой не следует - могут появиться проталины.
  • В большие морозы, когда снег нельзя скатать, его уминают ногами.
  1. Постройки на участке в зимнее время года должны позволять упражняться детям во всех видах основных движений (упражнения на равновесие, прыжки, метание, лазание, и.т.д. – учитывать содержание и требования программы). на прогулке на каждом групповом участке имеются следующие группы снежных фигур:

Первая группа – фигуры для закрепления навыков равновесия.
Вторая группа – фигуры для прыжков, перешагивания.
Третья группа – фигуры для упражнений в метании.
Четвёртая группа – фигуры для подлезания.
И горки для скатывания.

  1. Участок не должен быть загроможден постройками, необходимо место для удовлетворения двигательной активности детей.
  2. Малые формы должны быть высотой с рост ребенка.
  3. Постройки на участках детского сада должны стимулировать активное участие детей в творческих, ролевых, и подвижных играх (вал, лабиринт, крепость, стенка-мишень, транспорт, дом, фигуры животных, сюжеты сказок и т. п.)
  4. Участок необходимо оформить эстетично  и в едином стиле, максимально расчистить от снега. При оформлении территории детского сада большое значение должно придаваться безопасности, целесообразности, красочности, а также эстетичности построек. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Педагоги украшают веранды гирляндами, мелкими мягкими игрушками, флажками разнообразной конфигурации, упаковками от новогодних подарков, на ветки деревьев прикрепляют вертушки, султанчики, снежинки, шумовые инструменты из бросового материала. Снежные постройки воспитатели украшают орнаментом из разноцветных льдинок, новогодних гирлянд, тканью, используют бросовый материал, т.к. он практичен и смотрится ярче.
  5. Снежные постройки не красить (использовать для украшения х/б ткани, крышки от пластиковых бутылок, формы для игры с песком и другой бросовый материал, не угрожающий здоровью ребенка).
  6. Спилить при необходимости нижние ветки на деревьях, обвязать лентами веки кустов.
  7. Обмотать тканью либо облепить снегом и заледенить железные формы на участке.
  8. Стволы деревьев можно «одеть» в тканевые образы (Например – кукла, сарафан которой, обвязывается вокруг дерева)
  9. Ветви деревьев украшаем поделками из бросового материала.
  10. Веранда должна быть ярким пятном, украшающим участок. Оформляем не единичными элементами, а композиционно.
  11. Размещать постройки рационально, не загромождать центральную площадку.
  12. Скат горки не должен выходить на дорогу массового движения.

Ознакомлены:        Консультация получена на руки:

1. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК

Помимо стационарно установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это наборы определенных видов объектов, выполненных из пластмассы, гипса или дерева.

1-й набор: сказочные персонажи, знакомые детям. Высота каждой фигуры 40—60 см. Дети рассматривают их, вместе с взрослым вспоминают любимые сказки, недавние праздничные, новогодние события.

2-й набор: знакомые игрушки — медвежонок, лиса, заяц, волк, белка, олень. Одни сидят на задних лапах (высота 60 см), другие стоят (высота до 80 см) или лежат. Для поддержания интереса детей, развития их внимательности время от времени в оформление объектов вносятся сюрпризные моменты: зимой медвежонку надевают малахай, волку — варежки; в летнее время лисе — яркий платок. А то и румяный колобок можно посадить на нос! Зайцу можно надеть то юбку, то фартук, мишке — красную рубаху, волку — лапти и т. д.

3-й набор: знакомые детям игрушки — ворона, воробей, голубь, сорока, снегирь, синица (длина 10—15 см, высота 5—7 см). Дети самостоятельно находят их, рассматривают строение тела, показывают характерные движения, голосовые реакции птиц.

Эту атрибутику расставляют по всему участку, не более 4—5 фигур одновременно. Заменять их следует через 10—12 дней, тем самым поддерживая к ним устойчивый интерес детей.

Можно стационарно установить щит (40x60 см, подставка до 60 см). На него взрослый вывешивает красочно оформленную иллюстрацию знакомой сказки, время от времени заменяя другой («Три медведя», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Снегурочка и лиса» и др.) Заметив новую иллюстрацию, дети останавливаются у щита, с интересом рассматривают ее и вместе с воспитателем могут вспомнить сюжет всей сказки.

В летнее время с целью развития наблюдательности, умения замечать изменения в одном из спокойных мест участка можно организовать «озеро», врыв в землю небольшой тазик и обложив края дерном. В яркий солнечный день возле «озера» загорают на травке куклы, плавают по «озеру» уточки. В пасмурную погоду у «озера» сидит рыбак. Такие изменения в сюжете не оставляют детей равнодушными. Выйдя на прогулку, дети спешат посмотреть, что происходит на «озере».

В зимнее время среди запушенных снегом кустов с горки спускаются лыжники и саночники (соответственно одетые куклы). В течение дня здесь могут произойти изменения, например, упали набок санки. Кто из детей заметит это первым? В следующий раз на пригорке появится заяц, а из-за кустов за ним будет следить волк или лиса. Каждый раз найдется повод и для наблюдений и для развернутой беседы с детьми при виде этих сюрпризных моментов. Нужна только фантазия взрослого.

Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.

В зависимости от сезона вход на веранду могут украшать гирлянды из цветов, снежинок или листьев золотой осени. К перилам веранды на уровне глаз малышей можно прикреплять султанчики, ветряные мельницы (в руки этот материал давать не следует во избежание травм).

По краям дорожек желательно протянуть разноцветные шнуры и ленты, снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Украшения служат и игровым материалом. Между деревьями на ярком шнуре могут висеть колокольчики, разноцветные погремушки. Задача ребенка пройти пригнувшись (летом проползти) так, чтобы игрушки не зазвучали. Затем нужно подняться и дотянуться до бубна, висящего рядом, и ударить по нему ладошкой.

Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной. Ошибка практики состоит в том, что на прогулку иногда выносят игровой материал, изъятый из употребления в группе (машины без колес, куклы без париков и т. д.). На прогулке должны быть игрушки, которые хорошо поддаются санобработке (пластмасса, резина, дерево, гипс, яркие краски которых не блекнут на воздухе). Для игр выделяются красочно оформленные куклы, одежду которых дети сами могут легко снять и постирать, кукол дети могут искупать.

Перечень игрушек, рекомендуемых детям для игр в теплое время года

Дидактические игрушки. Сборно-разборные матрешки, пирамидки, лото.

Моторные игрушки. Мячи и обручи трех размеров, пластмассовые шары, кегли, вожжи с бубенцами, каталки и коляски для кукол.

Технические игрушки. Легковые, грузовые автомобили, пожарные и санитарные машины, молоковозы и фургоны, самосвалы с простейшими механизмами, пароходы, самолеты, вертолеты, ракеты. Телефон.

Сюжетно-образные игрушки и все необходимое для развертывания игр в кукольном уголке. Здесь наборы кукол разных размеров, спальня, кухня, столовая, коробка для хранения кукольного белья, коробка для хранения сезонной кукольной одежды.

Игрушки-наборы: домашние животные и птицы, лесные звери и птицы.

Строительный материал: кое-что из набора М. Агаповой «Малыш» и пластмассовые конструкторы.

Музыкальные игрушки: погремушки,колокольчики,бубны, органчики.

Наборы игрушек для игр с песком и водой. Игрушки-забавы: озвученные волчки, народные игрушки-забавы, заводные игрушки.

Храниться весь этот материал должен в специальном блоке, построенном на участке или невдалеке от него.

Играют дети младшего дошкольного возраста или индивидуально или объединившись небольшой подгруппой (2—3 человека). Поэтому игрушки необходимо размещать по всей территории участка. За столиком в тени на траве можно полистать книгу, в ажурном домике со скамейками поиграть с дидактическими игрушками. У входа на веранду стоит гараж с техническими игрушками и двигателями, рядом моторные игрушки.

На самой веранде с одной стороны — все для сюжетно-ролевых игр, там же уголок ряженья. Для свободного пользования детям предлагаются разноцветные юбки на резинке, фартучки, косыночки, веночки, сумочки, зонтики, бусы и браслеты из ракушек и желудей. Наряженные дети играют и свободно передвигаются по участку. С другой стороны веранды находятся полочки, где хранится разнообразный природный материал и все необходимое для лепки и рисования.

Песочный дворик должен располагаться под тентом. В основном это ящик на подставках с прибитыми по краям бортиками, дети имеют возможность играть стоя и свободно передвигаться вдоль него, развертывая сложные постройки с использованием строительного и природного материала. Песок периодически очищают, меняют, перемешивают, увлажняют и пополняют.

Для разнообразных игр с водой детям предлагается небольшой переносной бассейн на траве, который они сами наполняют водой. В свободное пользование детям не дают такие игрушки, как мелкая мозаика, чтобы не было травм.

Дети могут играть с понравившимися игрушками по всему участку, главное — чтобы они помнили, где что хранится и после завершения игры самостоятельно расставляли весь игровой материал по местам.

Интерес детей к зимней прогулке поддерживается продуманным подбором игрового материала. Он должен быть красочным и интересным, необходимым в игре для каждого. Это сюжетные игрушки разных размеров (медведи, зайцы, лисы, белки и пр.) и куклы в зимней одежде, а к ним — саночки, коляски, каталки, грузовые машины, мячи, сумочки, корзиночки. К концу прогулки, когда дети чувствуют усталость, можно включать на участке музыку для поддержания настроения.

2. УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ

Особенностью детей младшего дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется. Дети беспрепятственно и довольно много времени ходят, совершая целевые прогулки за пределы дошкольного учреждения. На своем участке они увлеченно бегают, лазают по лестницам-стремянкам, съезжают с горок, качаются на качелях, катаются на машинах и велосипедах. Широко используются условия местности: с небольшого пригорка можно сбегать, узенькую неглубокую канавку перешагнуть и т. д. Дети пролезают сквозь дуги, обручи, влезают в ящики, шагают по пенечкам — «гусенице», бревну в виде крокодила, сбивают шарами кегли, играют с мячами. В то же время малыши имеют возможность отдохнуть, сидя на скамеечках, расставленных по всему участку, спокойно понаблюдать за играющими сверстниками. Под кружевной тенью деревьев, на траве желательно расстилать легкое одеяло, на котором дети могли бы покувыркаться, поползать, а то и просто полежать, глядя на синее небо и легкие белые облачка.

Особое внимание удовлетворению двигательной активности детей нужно уделять в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку, как это было в теплое время года.

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными двигателями. Постройки из снега, расположенные по всей территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения малышей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из снега кота, петуха, зайца, подлезать под оленя или слоненка. Можно также прокатить под каждым из них мячи, шары, снежки побросать в корзину снеговика, белого медведя, на длинную шею гуся, хобот слоненка попытаться набросить серсо. По спине снежного крокодила можно ходить, упражняясь в равновесии, через его лапы перешагивать (высота передних и задних лап разная). Детям интересно влезать на огромную ледяную черепаху, а затем съезжать с нее на скатках. Следует отметить, что санки, особенно детям 2—3 лет давать не надо во избежание травм. Вместо санок детям можно предложить самодельные мягкие скатки: вырезанные в виде цветка, рыбки, грибка куски сукна, поверху расшитые разноцветными нитками, снизу подшита клеенка. Дети могут их носить, на них садятся на скамейке, наблюдая за происходящим вокруг.

В стороне, от одного конца участка до другого можно соорудить лабиринт с разветвлениями, с тупиками. Высота стен снежного лабиринта не более 40—50 см, чтобы взрослый мог видеть находящихся в нем детей. Ширина стен 25—30 см. Снежные валы служат для упражнений в равновесии и перелезании. Ширина дорожек лабиринта позволяет детям беспрепятственно разойтись на них. Площадь дорожек должна быть сглажена. Воспитанники могут украшать склоны вала лентами, разноцветными шнурами, закрепляя их специально заготовленными пластмассовыми штырями (длиной до 15 см), а также узорами из разноцветных льдинок.

Свободно передвигаясь по лабиринту, дети могут добежать до конца и встретить там белого медведя, а остановившись в одном из тупиков, разглядывать, например, вырубленный из снежного вала теремок с его обитателями, при желании поиграть с ними.

Для того, чтобы попасть в отдаленную часть участка, детям необходимо преодолеть то или иное препятствие: перелезть через бревно, наклонившись пройти через воротца, перешагнуть через снежный порожек высотой в 10—15 см, перейти через мостик и т. д.

На расчищенной от снега центральной площадке дети с удовольствием бегают по дорожкам, обозначенным краской, одни из которых извилистые, другие прямые или замкнутые. Можно свободно перешагивать или перепрыгивать из одного разноцветного круга в другой. Можно затеять игру вокруг крупных снежных фигур (снеговика, белого медведя и т. д.). Это и прятки за ними и перебежки от одной к другой.

Помогая взрослым сооружать постройки из снега, дети много и разнообразно двигаются: то приносят снег в ведерках, то раскладывают цветные льдинки, то сгребают снег в центр или отбрасывают его в стороны.

Такая активная деятельность требует правильно одевать малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, не сковывающей движения, чтобы не вызывать досаду и разочарование у ребенка. Взрослый так продумывает организацию прогулки, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались.

Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно находятся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предложения взрослого и порой высказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена.

3. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГУЛКИ

Непременным условием успешного развития и воспитания младших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.

Таким образом, наблюдение — один из главных компонентов прогулки.

Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления. Дидактические задания следует считать структурным компонентом прогулки детей раннего дошкольного возраста.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс. По мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

Вследствие новых видов деятельности на прогулке возникают ситуации, вызывающие новые отношения ребенка со взрослым и со сверстниками. Идет интенсивное формирование личностных качеств каждого ребенка.

Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.

Постоянно и разнообразно двигается ребенок на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью. Зимой эта проблема стоит довольно остро. При норме 10 тысяч шагов за день младшие дошкольники по собственной инициативе могут сделать лишь 1200—1500 шагов, в то время как при продуманной организации и педагогически правильном руководстве они показывают результаты до 6000 шагов каждый. Таких результатов ребенок достигает без каких-либо усилий для себя, увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью. Становится очевидным, что подвижные игры и игровые упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.

Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:

— разнообразные наблюдения,

— дидактические задания,

— трудовые действия самих детей,

— подвижные игры и игровые упражнения.

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется н# фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус.

В знойное летнее время дети сразу же начинают выполнять трудовые действия, наполняют бассейн водой, чтобы затем использовать ее в течение всей прогулки.

Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств младших дошкольников.

В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия (снимаются два структурных компонента прогулки).

На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Главное — сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПРОГУЛОК ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА ОСЕНЬ

1. Наблюдения за живой природой.

2. Наблюдения за растениями.

Цветы. Взрослый выясняет, какие названия цветов знакомы детям, после чего начинает рассматривать с детьми цветы на клумбе, называя их. Младшие дети учатся показывать и называть 2—3 цветка, их цвет, величину. Старшие дети называют 3—4 цветка, с помощью взрослого различают части растения, сравнивают: высокий или низкий цветок.

Овощи, фрукты. Дети отыскивают на грядке овощи, которые смотрят на солнышко, те, которые спрятались в листве и в земле, называют их. Узнают у взрослого, где растут фрукты. Младшие дети могут узнавать и показывать 3—4 плода, называть их величину, цвет. Старшие называют 5—6 плодов, уточняют с помощью взрослого их запах, вкус.

Ягоды. Знакомятся с 2—3 сортами ягод, пробуют их на вкус, вдыхают их аромат. Рассказывают, какие любят ягоды.

Листья. Дети упражняются в различении осенних листьев, по цвету, величине, форме. Знакомятся с явлением листопад.

Куст, дерево. Необходимо показать детям отличительные признаки куста и дерева. Рассмотреть их строение, научить различать тонкий и толстый ствол дерева.

Познакомить с кленом, рассмотреть его яркий осенний наряд.

Желуди, шишки. Собирая этот природный материал, поддерживать интерес детей образными действиями и сравнениями: шишка похожа на ежика, у желудя шляпка, как у человека.

Гриб. Рассматривать его строение, дать детям новое понятие: хрупкий. Рассказать, кто из лесных жителей лакомится им, кто заготавливает его на зиму, кто им лечится.

Наблюдения за животными.

Котенок, щенок. При наблюдении младшие дети называют характерные части тела и демонстрируют движения животного. Старшие учатся правильно отвечать, чем кормят животных, как зовут маму, как котенок играет. Вместе со взрослым дети определяют: лакает, грызет, придумывают ласковые прозвища.

Б.Кошка с котенком, собака со щенком. Необходимо учить различать характерные признаки внешнего вида. Познакомить с особенностями поведения этих животных. При наблюдении младшие дети отвечают на вопросы, что делает мама-кошка, что делает детеныш, как зовут маму. Старшие отвечают, зачем кошка лижет котенка, почему собака виляет хвостом, как называется ее дом. Дети запоминают, что у домашних животных есть шерсть, острые зубы.

Белка. По возможности наблюдать с детьми за белкой в естественных условиях, обращая внимание на ее шубку, хвостик. Рассказать, чем она питается, как передвигается. Угостить белочку.

Е ж. При встрече с ним обратить внимание детей на колючий клубок иголок. Рассказать об этом безобидном животном. Младшие дети подражают: фыркают, как ежик. Старшие дети запоминают, чем он питается.

в. Наблюдения за птицами.

Взрослый обогащает представления детей: «Разгребают землю лапками, ищут зернышки, червячков. Клюют клювом, не носом!»

Курица, петух. Младшие дети сами называют птиц, имитируют их голоса, рассматривают гребешок, оперение петуха. Старшие узнают, каково строение тела, чем кормят, как созывают. Запоминают: у птиц 2 крыла, 2 лапы, перья, клюв, зубов нет.

2. Наблюдения за неживой природой.

Формировать представления детей о ее основных признаках.

Сезонные и погодные явления. Наблюдать за сезонными изменениями в природе, связывая их с непосредственным опытом каждого. Уточнять, закреплять первоначальные представления, например, осень — желтого цвета. Обращать внимание детей на хмурый день, ненастную погоду, затяжной дождь. Осень бывает еще и хмурой, дождливой, холодной. Впечатления о разных погодных явлениях ярко запечатлены в художественных произведениях, которые слушают дети.

В о д а. В теплое время года знакомить детей со свойствами воды, организуя разнообразные игры под своим строгим контролем.

Песок. Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка. Учить определять его пригодность для игры на ощупь, по цвету. Учить пользоваться формочками, строить первые холмики-домики.

Глина. Знакомить со свойствами. Вместе с детьми лепить по их желанию разнообразные предметы.

Камешки, ракушки. Собирать природный материал, отмечать с младшими детьми их разнообразную поверхность, величину. Старшие учатся первоначальному счету.

3. Наблюдения за трудом взрослого.

Дворник, прачка. Знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показывать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитывать уважение к людям труда, поддерживать желание помогать.

Наблюдать за сбором урожая в огороде, фруктовом саду. Помогать в сборе урожая.

4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.

Наблюдать за движущимся транспортом. Младшие дети учатся различать и называть виды общественного транспорта. Старшие дети следят за соблюдением правил дорожного движения (знакомство с пешеходными дорогами и т. д.). Учатся различать основные части легковых машин.

Совершая целевую прогулку к водоему, в парк, на опушку леса, дети приобщаются к миру прекрасного, учатся любить родную природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей На тему:«Организация продуктивной деятельности на прогулке в зимнее время»

Цель консультации: систематизировать знания педагогов по организации продуктивной деятельности детей на  прогулке в  зимнее время.Прогулка для ребенка — это познание окружающей действительно...

Организация прогулки в зимнее время ДОУ

        Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-...

Консультация для воспитателей На тему: «Организация продуктивной деятельности на прогулке в зимнее время»

Консультация для воспитателей На тему:  «Организация  продуктивной деятельности на  прогулке в  зимнее время»...

Организация прогулки в зимние время

Особенности организации прогулки в зимние время...

Консультация для воспитателей на тему: «Организация двигательной активности на прогулке в зимнее время с младшими дошкольниками»

Роль подвижных игр с младшими дошкольниками на прогулке зимой. Картотека зимних игр для малышей....

Консультация для педагогов " Организация прогулки в зимнее время"

Консультация для педагогов " Организация прогулки в зимнее время"...