Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольников с нарушениями слуха
материал

Воспитание творчески активного молодого поколения – одна из главных задач современного общества. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования новые программы в дошкольных образовательных организациях должны быть направлены не только на формирование базовых умений и навыков, но и на сохранение индивидуальности ребёнка, развитие его творческого потенциала. К целевым ориентирам дошкольного образования (ФГОС, гл. 4, п. 6) относятся следующие характеристики личности ребёнка: инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитая речь, крупная и мелкая моторика, развитое воображение и творческие способности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья все эти направления всегда были и остаются ещё более важными и актуальными чем для обычных сверстников. Для развития процессов восприятия, памяти, воображения и мышления самой благоприятной областью является изобразительная деятельность. Её значение для всестороннего развития и воспитания дошкольников с недостатками слуха велико и многогранно. Кроме выполнения учебных задач, занятия по изобразительной деятельности способствуют нравственному, эстетическому, умственному, трудовому и физическому воспитанию дошкольников. Выступая, как специфическое образное средство познания действительности, изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребёнка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. Первым шагом в развитии понимания речи на занятия изобразительной деятельности у детей с недостатками слуха является усвоение назывательной функции слова: всё что находится вокруг ребёнка , всё что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Все предметы созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений. Важно также, что ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. В процессе изобразительной деятельности есть все условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребёнок выполняет самостоятельно. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется процесс усвоения навыков изображения. Таким образом, продуктивная деятельность оказывает большое влияние на формирование различных сторон речи у детей с недостатками слуха. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположения частей. Поэтому большое значение в изобразительной деятельности придаётся обследованию изображаемых объектов, которое предполагает участие различных анализаторов. Это незаменимый приём в познании, который способствует формированию правильного восприятия и отображения, реально существующих объектов в различных вариантах (плоскостном, объёмном). Формирование способности сравнивать на занятиях изобразительной деятельности, помогает детям осознать действия с различными предметами, строить противопоставленную речь. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления детей с недостатками слуха. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Специфика занятий рисованием, лепкой, конструированием даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает им мир реально существующей красоты, формирует детские убеждения, влияет на поведение. В процессе изобразительной деятельности активизируется трудовое и физическое развитие. Для создания рисунка или поделки необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге, затем появляется желание получить результат, создать определённое изображение. Освоение трудовых умений и навыков связано с формированием таких важных качеств личности, как внимание, выдержка, активность, самостоятельность, инициатива, целеустремлённость, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребёнок приучается быть активным в наблюдении и выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, доводить начатую работу до конца. Двигательные функции рук и пальцев имеют особое значение в развитии речевых навыков дошкольников с недостатками слуха. Когда ребёнок рисует, лепит или наклеивает пальчики и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает его к приобретению навыков письма. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребёнка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений. Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие воображения и творческих способностей детей. В обучении глухих и слабослышащих детей это самая сложная задача. Любое нарушение речи ребёнка часто сопровождается нарушением внимания, памяти, мелкой моторики. Всё это сильно влияет на формирование изобразительных навыков, затрудняет развитие творческих способностей детей. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку с ограниченными возможностями здоровья воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы реального мира. Всё это говорит о том, что с такими детьми, необходимо проводить специальную работу по развитию изобразительных навыков. Находить такие методы и приёмы работы, которые позволили бы легче и проще реализовать творческие задумки детей. Важную и существенную помощь в этом могут оказать нетрадиционные техники изображения. Нетрадиционные техники изображения демонстрируют необычное сочетание материалов и инструментов, с которыми интересно работать. В этих способах изображения (достаточно простых по технологии и доступных даже для детей ОВЗ) нет жёсткого задания и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от ручной умелости и способностей ребёнка. А огромное разнообразие способов изображения рождает у детей оригинальные идей, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. Использование нетрадиционных техник позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья проявить самостоятельность и творчество в работе, выразить свою индивидуальность. Использовать нетрадиционные техники изображения мы начинаем уже с младшего дошкольного возраста. Рисование пальчиками, печатками из картофеля или ластика – это самый простой способ получения изображения. Работу начинаем с использования одного цвета (даём возможность попробовать разные печатки), затем количество цветов увеличивается. Позже, дети с удовольствием осваивают следующие техники: рисунки из ладошек, печать из листьев, свеча и акварель, тычок жёсткой полусухой кистью, рисование верёвочкой, аппликация из ниток и разных круп, лепка из солёного теста. В старшем и подготовительном возрасте дети осваивают такие трудоёмкие техники, как: кляксография с трубочками, рисование по мокрой бумаге, печать мятой бумагой, набрызг, граттаж, рисование мыльными пузырями, аппликация из ткани. Использование различных техник изображения способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен, линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Каждая из этих техник это маленькая игра, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей с недостатками слуха. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, даёт полную свободу для самовыражения. Необычное начало работы, применение игровых приёмов, пальчиковой гимнастики – всё это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Таким образом, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует всестороннему развитию детей с недостатками слуха, при условии, что работа в этом направлении проводится систематически, а не от случая к случаю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольников с нарушениями слуха"

Воспитание творчески активного молодого поколения – одна из главных задач современного общества. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования новые программы в дошкольных образовательных организациях должны быть направлены не только на формирование базовых умений и навыков, но и на сохранение индивидуальности ребёнка, развитие его творческого потенциала. К целевым ориентирам дошкольного образования (ФГОС, гл. 4, п. 6) относятся следующие характеристики личности ребёнка: инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитая речь, крупная и мелкая моторика, развитое воображение и творческие способности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья все эти направления всегда были и остаются ещё более важными и актуальными чем для обычных сверстников.

 Для развития процессов восприятия, памяти, воображения и мышления самой благоприятной областью является изобразительная деятельность. Её значение для всестороннего развития и воспитания дошкольников с недостатками слуха велико и многогранно. Кроме выполнения учебных задач, занятия по изобразительной деятельности способствуют нравственному, эстетическому, умственному, трудовому и физическому воспитанию дошкольников.

 Выступая, как специфическое образное средство познания действительности, изобразительная деятельность  имеет огромное значение для умственного воспитания ребёнка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. Первым шагом в развитии понимания речи на занятия изобразительной деятельности у детей с недостатками слуха является усвоение назывательной функции слова: всё что находится вокруг ребёнка , всё что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Все предметы созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений. Важно также, что ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

 В процессе изобразительной деятельности есть все условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребёнок выполняет самостоятельно. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется процесс усвоения навыков изображения. Таким образом, продуктивная деятельность оказывает большое влияние на формирование различных сторон речи у детей с недостатками слуха.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположения частей. Поэтому большое значение в изобразительной деятельности придаётся обследованию  изображаемых  объектов, которое предполагает участие различных анализаторов. Это незаменимый приём в познании, который способствует формированию правильного восприятия и отображения, реально существующих объектов в различных вариантах (плоскостном, объёмном). Формирование способности сравнивать на занятиях изобразительной деятельности, помогает детям осознать действия с различными предметами, строить противопоставленную речь. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления детей с недостатками слуха.

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Специфика занятий рисованием, лепкой, конструированием даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает им мир реально существующей красоты, формирует детские  убеждения, влияет на поведение.

В процессе изобразительной деятельности активизируется трудовое и физическое развитие. Для  создания рисунка или поделки необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми  ими на бумаге, затем появляется желание получить результат, создать определённое изображение. Освоение трудовых умений и навыков связано с формированием таких важных  качеств личности, как внимание, выдержка, активность, самостоятельность, инициатива, целеустремлённость, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребёнок приучается быть активным в наблюдении и  выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, доводить начатую работу до конца.

 Двигательные функции рук и пальцев имеют особое значение в развитии речевых навыков дошкольников с недостатками слуха. Когда ребёнок рисует, лепит или наклеивает  пальчики и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает его к приобретению навыков письма.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребёнка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам  памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений.

Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие воображения и творческих способностей детей. В обучении  глухих и слабослышащих  детей это самая сложная задача. Любое нарушение речи ребёнка часто сопровождается нарушением внимания, памяти, мелкой моторики. Всё это сильно влияет на формирование изобразительных навыков, затрудняет развитие творческих способностей детей. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку с ограниченными возможностями здоровья воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы реального мира. Всё это говорит о том, что с такими детьми, необходимо проводить специальную работу по развитию изобразительных навыков. Находить такие методы и приёмы работы, которые позволили бы легче и проще реализовать творческие задумки детей. Важную и существенную помощь в этом могут оказать нетрадиционные техники изображения.

 Нетрадиционные техники изображения демонстрируют необычное сочетание материалов и инструментов, с которыми интересно работать. В этих способах изображения (достаточно простых по технологии и доступных даже для детей ОВЗ) нет жёсткого задания и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от ручной умелости и способностей ребёнка. А огромное разнообразие способов изображения рождает у детей оригинальные идей, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. Использование нетрадиционных техник позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья проявить самостоятельность и творчество в работе, выразить свою индивидуальность.

Использовать нетрадиционные техники изображения мы начинаем уже с младшего дошкольного возраста. Рисование пальчиками, печатками из картофеля или ластика – это самый простой способ получения изображения. Работу начинаем с использования одного  цвета (даём возможность попробовать разные печатки), затем количество цветов увеличивается. Позже, дети с удовольствием осваивают следующие техники: рисунки из ладошек, печать из листьев, свеча и акварель, тычок жёсткой  полусухой кистью, рисование верёвочкой, аппликация из ниток и разных круп, лепка из солёного теста. В старшем и подготовительном возрасте дети осваивают такие трудоёмкие техники, как: кляксография с трубочками, рисование по мокрой бумаге, печать мятой бумагой, набрызг, граттаж, рисование мыльными пузырями, аппликация из ткани. Использование различных техник изображения способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен, линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Каждая из этих техник это маленькая игра, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей с недостатками слуха. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, даёт полную свободу для самовыражения.

Необычное начало работы, применение игровых приёмов, пальчиковой гимнастики – всё это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.  

Таким образом, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует всестороннему развитию детей с недостатками слуха, при условии, что работа в этом направлении  проводится систематически, а не от случая к случаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА."

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДЛЯ  РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА.«И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё, что его интересует.Всё вызывает интере...

Консультация для родителей: "Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольника".

Консультация для родителей о роли изобразительной деятельности в развитии дошкольников....

Консультация для родителей «Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольника»

Консультация для родителей «Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольника» В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник ...

Значение изобразительной деятельности для развития дошкольников с нарушениями речи

Значение изобразительной деятельности для развития дошкольников с нарушениями речи...

Консультация для воспитателей и родителей на тему: «Роль строительных игр в развитии дошкольников с нарушением слуха»

Материал раскрывает значение строительных игр для развития дошкольников с нарушением слуха...