Статья: "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"
статья

Румянцева Юлия Викторовна

Формирование основ культуры поведения в детском саду и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_nashe_vremya.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Воспитание культуры поведения

у детей дошкольного возраста»

Материал подготовила воспитатель:

Румянцева Юлия Викторовна

ГБДОУ Детский сад№93

 компенсирующего вида Фрунзенского района

 г. Санкт-Петербурга

 

В наше время, проблема воспитания культуры поведения стала в наши дни особенно актуальной. Порой взрослые просто не знают, как справится с детской жестокостью, враждебностью. Детям 3-7 лет сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многое, еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Поэтому воспитание культуры поведения требует пристального внимания и вдумчивого рассмотрения и является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества.

Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Дети, подражая взрослому человеку, начинают осваивать основные нормы общения. С младшего возраста важно формировать у ребенка способность к: сопереживанию, умение отзываться на горе и радость других людей. Учить правильно оценивать поведение литературных героев свое поведение и поведение сверстников. Воспитывать симпатию, доброжелательное отношение к детям и взрослым разных национальностей; добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности. Особое внимание обращать в этой связи на воспитание у детей трудолюбия: желания и умения трудиться не только для себя, но и на общую пользу, умения ставить цель и достигать положительных результатов, делать необходимое вне зависимости от желания. Воспитывать активность, готовность преодолевать препятствия, проявлять инициативу при выполнении поставленной задачи, поощрять стремление доводить дело до конца.  К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам. При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребёнка старшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, детском саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать ещё лучше. Характерным для детей старшего дошкольного возраста является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. У ребят этого возраста начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. Дети могут осудить поведение сверстников – их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу – и высказать одобрение хорошего поведения товарища. Вместе с тем нравственные проявления детей старшего дошкольного возраста отличаются неровностью и неустойчивостью. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от воспитателя использования разнообразных методов и приёмов воспитания, более тонкого их применения. Сумма умений и навыков позволяет поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду); с культурой игры, занятий, выполнение трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи). Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и глубокое применением богатого арсенала различных методов. Это такие методы как: введение правил культуры поведения; упражнения на их закрепление; оценка поступков детей; этические беседы; чтение художественной литературы  Пахомова «Добрые сказки», Шорыгина «Вежливые сказки», А. Барто «Вовка-добрая душа», «Спасибо», С. Маршак «Ежели вы вежливы», Е. Михаленко «В дороге»,      В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» и т. д.; беседы по художественным произведениям; игры: « Назови ласково», «Комплименты», «Добрые слова», «Можно-нельзя», «Грустно-весело», «Кто знает больше вежливых слов», «Продолжи предложение» и другие; положительный пример для детей; экскурсии; просмотр кукольных спектаклей и инсценировок. Воспитание культуры личности во многом ложится на плечи родителей. Именно отношения в семье дают возможность детям раскрыть те культурные знания, которые они получили в детском саду. Органическая согласованность в работе детского сада и семьи – это важнейший принцип полноценного воспитания детей. Вот почему одна из первейших обязанностей педагога всемерно содействовать повышению педагогической культуры родителей, чьи дети не посещают ДОУ, ведь им придётся самим закладывать основы культурного поведения. В формировании культуры поведения воспитатель обязан постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство, искать подходы к детскому уму и сердцу, быть для ребят образцом, примером для подражания. Поэтому в ДОУ ведётся методическая работа – творческий и комплексный процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми по формированию культуры поведения. Заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов по формированию культуры поведения дошкольников во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....

План мероприятий Муниципального проекта «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» (старшая разновозрастная группа для детей трёх возрастов)

Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффе...

Статья «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Статья «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Наталья АнтоноваСтатья «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Психологические и педагоги...

Статья:"Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста".

Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения.  Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание е...

статья "воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

В статье рассматриваются следующие вопросы: что такое культура поведения, что входит в содержание культуры поведения, советы для родителей....

Статья «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Статья«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»...

статья "ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОПРОСЕ УТИЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ БАТАРЕЕК"

Аннотация.Статья направлена на создание организованной сети пунктов приема батареек на базе образовательных учреждений города, привлечение внимания жителей города Нефтекамск к раздельному сбору исполь...