«Возможности РППС детского сада в воспитании и развитии детей»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Нагорняк Елизавета Алексеевна

В статье представлены условия и требования по организации и оформлении предметно-пространственной среды в ДОУ, ее возможности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Данная статья будет полезна педагогам дошкольного образования, так как в ней представлена важная и необходимая информация для реализации ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, РППС, ФГОС ДО, дошкольный возраст, развитие дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему : «Возможности РППС детского сада в воспитании и развитии детей»

Автор статьи: Нагорняк Елизавета

Должность: Воспитатель

Место работы: МБДОУ ЦРР № 1 «Радуга»

Аннотация:

В статье представлены условия и требования по организации и оформлении предметно-пространственной среды в ДОУ, ее возможности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Данная статья будет полезна педагогам дошкольного образования, так как в ней представлена важная и необходимая информация для реализации ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, РППС, ФГОС ДО, дошкольный возраст, развитие дошкольника.

Article on the theme: "the Possibilities of RPS kindergarten in the education and development of children»

Author: Nagornyak Elizaveta

Annotation:

The article presents the conditions and requirements for the organization and design of the subject-spatial environment in the preschool, its capabilities in the education and development of preschool children. This article will be useful for teachers of preschool education, as it provides important and necessary information for the implementation of the GEF TO preschool educational institution.

Key words: developing subject-spatial environment, RPPS, FSES UP, preschool age, development of preschool children.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.[1]

При организации предметно-пространственной среды важно учитывать, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Проектируя развивающую предметно – пространственную среду необходимо опираться на 6 групп требований:

1. Содержательно-насыщенная

2. Трансформируемая

3. Полифункциональная

4. Вариативная

5. Доступная

6. Безопасная (безопасность не только физическая, но и психологическая)

При организации развивающей предметно - пространственной среды важно учитывать принципы организации пространства:

1. Принцип активности, самостоятельности, творчества

2. Принцип стабильности и динамичности развивающей среды

3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

4. Организация среды с учетом гендерных различий детей

5. Принцип дистанции, позиции взаимодействия взрослых с детьми

6. Принцип открытости - закрытости

7. Принцип эмоциогенности среды

8. Принцип этапности и учета возрастных особенностей детей

Пространство группы должно быть организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Групповую комнату необходимо разделить на зоны: активную, спокойную и рабочую зоны. В активной зоне обычно распологается физкультурно – оздоровительный центр, центр сюжетно-ролевых игр и театральная студия. В спокойной зоне – библиотека и центр дидактических игр. В рабочей зоне – центр творчества, центр строительно – конструктивных игр, уголок для опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

Границами между зонами в группе могут служить: ширмы, мебель, напольная мело – маркерная доска, коврики. Все предметы и материалы должны быть доступны детям.

В группе обязательно должна быть возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды , она может быть обеспечена за счет наличия ширм, мягких модулей, передвижного подиума, невысокой легкой мебели.

Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой. С этой целью можно использовать ковровые покрытия, комнатные цветы, мягкую мебель, торшер, сделанный своими руками.

ППРС помогает ребенку развивать самостоятельность, формировать умение делать самостоятельный выбор, анализировать свою деятельность и свои поступки. Учит ребенка взаимодействовать в коллективе сверстников. Предметно-пространственная среда позволяет ребенку развиваться свободно и не принужденно, дает право выбора. Ведь ППРС организована так, что все уголки и центры расположены в свободном доступе, дошкольник в любой момент может подойти и взять любую игрушку или книгу.

Правильно организованная предметно-пространственная среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития дошкольника.

                                      Список литературы:

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».

     Семейное воспитание общее название  процессов  воздействия на детей   со стороны  родителей и  других членов семьи   с целью  до...

презентация на тему "Использование современных подходов в организации работы с родителями, как условия сближения позиций семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка"

Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают р...

родительское собрание : «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Протокол родительского собрания во второй группе раннего возраста «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»...

Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка

Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. О...

Благодарность от детского сада за вклад и развитие детей, общественной жизни детского сада.

Благодарность от детского сада за вклад и развитие детей, общественной жизни детского сада....