Конспект целевой прогулки с детьми старшей группы "По экологической тропе в осенний лес"
план-конспект занятия (старшая группа)

Табацкая Ксения Васильевна
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она существовала всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися на территории детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_tselevoy_progulki.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Конспект

целевой прогулки с детьми старшей группы

"По экологической тропе в осенний лес"

Конспект составлен

Табацкой Ксенией Васильевной

воспитателем ГБДОУ №14

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2019г.

Возраст: 5 - 6 лет.

Цель: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ

Задачи:

  1. Обучающие:
  • расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе;
  • закреплять представление детей о характерных признаках осени, учить находить эти признаки самостоятельно;
  • закреплять с детьми знания о разнообразии животного и растительного многообразия леса.
  1. Развивающие:
  • развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать связную речь, пополнить и обогатить активный словарь детей прилагательными рябиновый, березовый, липовый, кленовый, вишнёвый, дубовый;
  • активизировать словарь существительных по лексическим темам: "Животные и их детеныши", "Птицы", "Насекомые".
  • развивать умения творчески выражать свои впечатления в создании декоративных композиций;
  • развивать умение испытывать радость от прогулки, достижения поставленных целей.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру;
  • воспитывать чувство ответственности и бережное отношение ко всему живому.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Игры и игровое оборудование:

Корзина, кукла-Лесовичок, листья деревьев.

Предварительная работа:

  • наблюдение за объектами экологической тропы в летний период;
  •  рассматривание фотоальбомов с фотографиями природных объектов;
  • просматривание видеофильмов и презентаций о жизни животных в лесу;
  • чтение произведений о животных, чтение и заучивание стихов,    

      загадывание загадок;

  • прогулки-наблюдения по территории детского сада.

Содержание прогулки.

Организационный момент.

В раздевалке, во время сбора на прогулку воспитатель находит кленовый лист, на котором написано послание. Обращает внимание детей на находку. Дети просят прочитать письмо.

"Здравствуйте ребята! Меня зовут старичок-Лесовичок. Сегодня я хочу пригласить вас к себе в гости в осенний лес. Показать свои владенья, рассказать, какие деревья растут, какие животные проживают. Жду вас в условленном месте - под раскидистым белым деревом с черными пятнами. Угадайте, что это за дерево. До встречи!"

Дети по описанию угадывают дерево - березу.

Основная часть.

Выйдя на прогулку, дети с воспитателем внимательно осматривают территорию площадки, находят берёзу, а под ней корзинку, в которой сидит герой.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Рад приветствовать вас в моём лесу. Но, чтобы пройти в мои владения, вам придется отгадайте загадку и поиграть со мной:

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Ответы детей (осень)

Д/и "Да-Нетка" (Лесовичок задаёт вопросы, дети отвечают "да" или "нет").

1. Осенью распускаются цветы?

2. Осенью растут грибы?

3. Тучки по небу гуляют?

4. Холодный ветер обдувает?

5. Туманы осенью плывут?

6. Ну а птицы гнезда вьют?

7. Жуки по улице летают?

8. Урожай все собирают?

9. Звери норки утепляют?

10. Птицы с юга прилетают?

11. Часто-часто льют дожди?

12. Достаем мы сапоги?

13. Солнце светит ярко-жарко?

14. Можно детям загорать?

15. Ну а что же надо делать? Куртки шапки надевать?

Лесовичок: Молодцы все знаете! За правильные ответы примите от меня в подарок осенние листочки, не потеряйте их, они вам пригодятся позже!

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать прогулку, давайте вспомним, что нельзя делать в лесу, ведь лес - это дом для многих животных, птиц и насекомых и мы пришли к ним в гости:

Дети: нельзя кричать, слушать громко музыку, рвать цветы, ломать ветки деревьев, разжигать костры, разорять гнезда, муравейники, стрелять из рогатки в птиц, мусорить

Остановка № 1. «Птичья столовая»

Лесовичок: «Ребята, а кто из вас знает, что это такое?»

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Ответ детей: Кормушка

Лесовичок: Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?

Дети: Эта кормушка для птиц.

Воспитаель: Ребята, а каких птичек вы знаете?

Дети: Воробья, синичку, голубя, ворону, снегиря...

Лесовичок: Скоро придет зима, на улице станет холодно и выпадет много снега, птицам трудно будет найти корм, поэтому я повесил кормушку и подкармливаю птиц.

Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, что любят кушать птички?

Дети: Зернышки, семечки, хлебные крошки.

Воспитатель: Ребята, мы недавно учили с вами стихотворение «На кормушке», давайте расскажем его Лесовичку.

Дети с выражением читают стихотворение:

На кормушке, под окном,

Было тесно зимним днем.

Мимо кошка пробежала-

На кормушке пусто стало…

Где же вы, синички,

Бойкие сестрички? (В. Степанов)

Лесовичок: Молодцы! Я уверен, что вы любите птиц и помогаете им в трудные времена. Возьмите корм для птиц (семечки, зернышки и хлебные крошки) и насыпьте его в кормушку.

Дети по очереди насыпают в кормушку корм.

Лесовичок: Ну, что же, нам пора идти дальше!

Остановка № 2. «Паутина»

Лесовичок: Посмотрите, кто находится в паутине?

Дети: Паук, муха, комар, бабочка, жук, стрекоза.

Лесовичок: А как можно назвать их одним словом?

Дети: Насекомые.

Воспитатель и дети обсуждают сходства и различия насекомых, их образ жизни, пользу или вред для человека и природы.

Лесовичок: Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, нельзя давить, отрывать лапки или крылья, их можно рассматривать.

Лесовичок: Когда становится холодно, куда исчезают насекомые?

Дети: насекомые прячутся.

Воспитатель: Лесовичок ребята наверное замёрзли, давайте немного подвигаемся

Физкультминутка.

Стояла корзинка на полке без дела         (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она               (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела,  (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай.               (потянуться, изобразить срывание фруктов с            

                                                                                                                                        деревьев)
Корзинка довольна                                   (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась                                          (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось!

                                                                    (подняться на носочки, показать руками

                                                                                                                               большой круг)

Остановка № 3. «Лесные жители»

Лесовичок: А теперь давайте познакомимся с другими обитателями леса. Но они испугались звуков наших шагов и спрятались. Вам нужно проявить наблюдательность и найти их самостоятельно.

Дети некоторое время ходят вдоль эко тропы и ищут обитателей леса.

Лесовичок: Ну, что кого вы нашли?

Дети: Оленя, медведя, птицу, ежа, мышь.

Лесовичок: Чтобы пройти дальше, давайте сыграем в игру "Лесные воротики": я называю животное, а вы называете его детеныша и проходите через ворота (обруч).

Остановка № 4. «Осенний лес»

Лесовичок: Ребята взгляните вокруг. Нас окружает много разных деревьев. А вы знаете их названия?

Дети внимательно рассматривают деревья и называют их: береза, рябина, липа, сосна, вишня.

Лесовичок: Вот сейчас то вам и пригодятся те листья, которые я дал вам раньше.

Д/и " С какого дерева лист?" Посмотрите внимательно на свой листок, найдите и назовите дерево с которого он упал.

Лесовичок: Если лист с рябины (клена, дуба, вишни, липы, берёзы...) он какой?

Дети: Рябиновый (кленовый, дубовый, вишнёвый, липовый, берёзовый...)

Заключительная часть. Рефлексия.

Лесовичок. Вам понравилась прогулка? Кого мы встретили на лесной тропе? Как меняется жизнь лесных обитателей с приходом осени? Как вы можете помогать им?

Дети отвечают на вопросы.

Лесовичок. Заигрался я с вами. Мне пора возвращаться к своим лесным делам. Я буду скучать без вас.

Лесовичок. Ребята, вы можете взять себе на память о наших друзьях-деревьях их листья. Можно с собою брать из леса только то, что не навредит растениям или его жителям. Давайте его охранять, и он снова нас встретят своей красотой. (Сбор листьев для нетрадиционного рисования).

Воспитатель. Не скучай Старичок-Лесовичок. Мы в группе нарисуем печатью из листьев рисунки и обязательно тебе их пришлем, правда, ребята?

Дети и воспитатель прощаются с Лесовичком.

В группе дети рисуют рисунок «Осенний листопад».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект целевой прогулки для дошкольников старшнго возраста "Экологическая тропа"

Уважаемые колегги представляю Вам конспект целевой прогулки "Экологическая тропа". Конспект расчитан на дошкольников средней старшей и подготовительной группы....

Осеннее путешествие по экологической тропе. «Золотая осень»

Цель: продолжить наблюдение за объектами экологической тропы в период поздней осени. Развивать мыслительную деятельность, память, наблюдательность.Задачи:обобщить первичное представление об осени (лис...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему«Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»Воспитатель первой квалификационной категорииЕльчанинов...

Конспект НООД целевой прогулки с детьми старшей группы по экологической тропе в осенний лес .

Цель: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ...

Экскурсия в старшей группе по экологической тропинке "Золотая осень"

Цель: закреплять и обобщать знания об осенних изменениях в природе, их причинах....

Прогулка «Путешествие по экологической тропинке ранней осенью».

Формирование элементарных экологических представлений.ЗадачиОбразовательные:- учить детей видеть изменения в природе ранней осенью, самостоятельно делать элементарные выводы;- формировать трудовые нав...

Презентация "Прогулка в мир природы по экологической тропе "Зеленая роща""

Формирование осознанно-правильного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы, а именно к деревьям,в процессе природоохранной, познавательно-исследовательской деятельности ...