СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа (подготовительная группа)

Агашкина Анна Сергеевна

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програмы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»

(МДОУ  «ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ

«Детский сад «Медвежонок» г. Надыма

____________________ Л.И. Мифтахова

Приказ №          от                           2019 г.

                 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

«Детский сад «Медвежонок» г. Надыма

Протокол №      от                           2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

(разделы: музыка, художественно-продуктивная деятельность, художественная литература и фольклор)

для подготовительной к школе группы «В»

на основе Примерной общеобразовательной программы

дошкольного образования

с учетом Комплексной образовательной программы

дошкольного образования «Мир открытий»,

научный руководитель Л.Г. Петерсон,

под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

воспитатели

Агашкина А.С.

Олейник Е.П.

Надым

2019

1. Пояснительная записка

 Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма» разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

1.1. Музыка

Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 2 раза в неделю, всего 74 раза в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей шестого года жизни допускается не более 25 минут.

Программные задачи:

• Воспитывать любовь и интерес к музыке, расширять музыкальный кругозор, способности детей к более продолжительному восприятию незнакомой музыки (30-40 с).

• Развивать ладовый и звуковысотный слух: чувства устойчивости и неустойчивости ступеней, прочное чувство тоники: «закончи песенку».

• Совершенствовать музыкально-слуховые представления, навык внутреннего слухового контроля исполнения музыки (в пении, музицировании).

• Развивать ассоциативное мышление и фантазию как способ дальнейшего развития навыков выразительности исполнения (поиск нужных средств выразительности).

Данная рабочая программа предусматривает реализацию национально — регионального компонента.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Рабочая программа по «Художественно-эстетическому развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема (раздел)

Количество

1.

Слушание музыки +Музыкально-ритмические

движения + +Пение + Пляски, игры, хороводы

37

2.

Слушание музыки + Музыкально-ритмические движения

+ Пение + игра на детских музыкальных инструментах

37

всего:

74

Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы

К концу обучения ребенок

1. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы, умеет наслаждаться ее

2. Любит музыку, проявляет устойчивый интерес к различным видам музыкального творчества; любит петь, с удовольствием исполняет песни в свободной игровой деятельности, сочетая пение, игру, движение; может импровизировать голосом простейшие интонации (вокализации бытовой и стихотворной речи). Может осознанно контролировать свое и чужое пение. (Оценивает музыкальный работник.)

3.Любит слушать музыку, в том числе незнакомую, способен сосредоточиться для восприятии на 30-40 секунд. Имеет 3-4 любимых произведения, которые просит сыграть еще раз. (Оценивает музыкальный работник.)

4. Любит танцевать и двигаться под музыку. Имеет хорошо сформированное чувство ритма. Согласует движения с метроритмом формой музыкального произведения; исполняет сложные по координации (асимметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения, владеет различными элементами народных и современных танцев, исполняет композиции с различными атрибутами. Может сознательно контролировать качество движений свое и других детей. (Оценивает музыкальный работник.)

5. Имеет сформированную потребность к игре на инструментах, имеет основные метроритмические навыки для музицирования, может самостоятельно организовать детей для совместной игры с ин¬струментами. Может самостоятельно озвучивать небольшие стихи и сказки, выбирать для этого инструменты; умеет подыгрывать звучащей музыке импровизированно. Может контролировать качество исполнения музыки на инструментах. (Оценивает музыкальный работник.)

Содержание рабочей программы по музыкальному  развитию

Работа по музыкальному воспитанию детей 7-го года жизни достигает своей кульминации: в этот период можно наблюдать эффекты музыкально-творческого развития детей за предшествующий период (дети любят и слышат музыку, у них сформированы навыки исполнительства во всех видах музыкальной деятельности). Это дает основание для усложнения содержания музыкального воспитания по всем основным направлениям. Внутренняя мотивация деятельности детей: интерес к совместной деятельности, творческое самовыражение, общение, приобретение элементарных музыкальных знаний. Педагог создает необходимые условия для получения детьми удовольствия от музицирования в творческих формах и общения, которое его сопровождает.

Восприятие музыки.

Восприятие музыки, как основной вид деятельности, включает два направления в музыкальном воспитании: развитие музыкальных сенсорных способностей и формирование духовноэстетической потребности в слушании музыки. Показателями сформированной способности к восприятию музыки для детей 6-7 лет являются следующие навыки, сформированные к седьмому году жизни:

 умеют произвольно управлять своим вниманием и концентрировать его на звучащей музыке 40-50 с;

 интуитивно (без словесных пояснений) понимают смысл простейших выразительных средств в комплексе; могут слушать небольшие произведения и понимать музыку без слов;

 умеют отражать и передавать в импровизированном музыкальном движении характер музыки по принципу эмоционально-двигательного подстраивания;

 имеют достаточный «словарь» музыкально-интонационных комплексов, который необходим для понимания более сложных образов («Обидели», «В стране гномов», «Две плаксы», «Обезьянки на дереве», «Болезнь куклы», «Резвушка», «Свет и тень»);

 умеют пользоваться слухом как органом контроля в исполнительстве и как органом «наблюдения» при слушании музыки;  любят слушать свои любимые произведения, запоминают их название. Примерный репертуар для слушания музыки: И.Я. Беркович «На опушке»; С.М. Слонимкий. «Я гуляю без папы и мамы», «Считалка»; В. Мурзин  «Шутники»; Г.В. Свиридов «Попрыгунья», «Колдун»; Е. Гедике «Две плаксы»; А.Т. Гречанинов «Необычайное приключение», «Котик заболел. Котик выздоровел»; Д. Роули «В стране гномов»; Д.Д. Шостакович «Шарманка»; А.Г. Гречанинов. «Необычайное приключение», «Маленький попрошайка»; П. Перковский «Ссора»; М. Матвеева «То громко, то тихо»; С.М. Слонимский «Считалка»; Ю.М. Слонов «Лягушки»; П. Потоловский «Лошадка»; В.Н. Салманов «Голодная кошка и сытый кот»; Б. Берлин «Обезьянки на дереве»; В.И. Селиванов «Шуточка»; С.А. Разоренов «Два петуха»; С.Я. Вольфензон «Часики»; И.Н. Иордан «Охота за бабочкой»; Ж.Л. Металлиди «Колокола»; И.С. Королькова «Воробьишка»; И. Кореневская «Дождик»; Д.Д. Шостакович «Медведь»; А.И. Живцов «В пещере»; Э. Григ «Норвежский танец» (фрагмент), «Утро» (фрагмент), «Шествие гномов», (фрагмент); М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» (фрагмент); В.А. Моцарт «Турецкое рондо» (фрагмент), «Весенняя песня»; Й. Гайдн «Менуэт; И.С. Бах «Менуэт»; Р. Шуман «Смелый наездник»; Л. Бетховен «Сурок».

Пение

Задачи обучения пению:

 воспитание любви и интереса к пению;  формирование вокально-хоровых навыков (певческой дикции, дыхания, правильного звукообразования, чистоты интонации, слаженности);  развитие способности к эмоциональному, выразительному исполнению песен;  расширение певческого опыта и вокального репертуара: подведение к исполнению нескольких песен, разных по тематике, характеру, жанрам;  развитие музыкальной памяти. Основный певческий репертуар: «Выйди, солнышки» Р.В. Паулса; «Зеленые ботинки», муз. С. Гаврилова, сл. Р.П. Алдониной; «Песенка о лете», муз. Е.П. Крылатова, сл. Ю.С. Энтина; «Мама дорогая», «Моя бабушка» А.В. Кудряшова; «Путаница», муз. Е.Н. Теличеевой, сл. К.И. Чуковского; «Разговор», сл. и муз. О. Дружининой; «Наша воспитательница», муз. А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной; «Мама», муз. Л.О. Бакалова, сл. С. Вигдорова; «Мамин вальс», муз. Б.П. Кравченко, сл. П. Кагановой; «Будем дружно веселиться», муз. З.А. Левиной, сл. М.И. Ивенсен; «Новогодние игрушки», муз. В.Л. Витлина, сл. А. Усановой; «Простая песенка», муз. В. Дементьева, сл. В.Н. Семернина; «Салют», муз. З.А. Левиной, сл. П. Некрасовой; «Воздушные шары», муз. М.В. Карминского, сл. Я.Л. Акима; «До, ре, ми, фа, соль...», муз. А.И. Островского, сл. З.А. Петровой; «Настоящий друг», муз. Б. Савельева, сл. М.С. Пляцковского; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова; «Мы теперь ученики», муз. Г.А. Струве, сл. К.И. Ибряева и др.; «На зеленом лугу», русск. нар. песня в обр. Н.А. Метлова; «Веснянка», укр. нар. песня.

Музыкально-ритмическое движение и игровое творчество 

Задачи по развитию музыкально-ритмических движений остаются теми же, что и в предыдущем возрасте. Однако педагог стремится к более высокому качеству исполнения всех основных движений, расширяет их разновидность и включает более сложные по координации движения (асимметричные, разнонаправленные).

Основные: ходьба (бодрая, спокойная, на носках, переменный шаг, шаг с притопом,  вперед и назад спиной, с высоким подниманием колена, ходьба на четвереньках; бег легкий, ритмичный, широкий, с высоким подниманием колена и др.; прыжковые движения – на двух ногах вместе, с продвижением вперед и назад, прямой галоп и боковой галоп, легкие подскоки, шаг польки.

Общеразвивающие движения под музыку: на различные группы мышц и различный способ выполнения движений (плавные, маховые, пружинные) со скрестными движениями.

Имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие настроение музыки, понятный детям музыкально-игровой образ (принцесса, робот, усталая старушка и т.д.). Педагог учит детей передавать разные оттенки настроения: радость, гордость, обиду, страх и др.

Плясовые движения – элементы народных плясок и современных танцев, доступные детям (различные способы кружения, «выбрасывание ног», «ковырялочка», «козлик», «распашонка», «присядка», приставной шаг и др.). Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с различной атрибутикой: лентами, обручами, платками, бубнами, скакалками и др. Манипуляция атрибутом во время исполнения движения развивает ловкость, точность и координацию движений, способствует выразительности исполнения в целом.

Освоение музыкально-ритмических композиций, танцев, хороводов способствует развитию навыков ориентировки в пространстве. В этом возрасте дети усваивают основные виды ориентировки («на себе», «от себя» и «от предмета или объекта»). Педагог учит детей самостоятельно перестраиваться в различные фигуры во время движения (колонны, шеренги, круг, два концентрированных круга, несколько кругов, «клином» и т.п.), становиться друг за другом парами и по одному, становиться парами лицом и спиной друг к другу, находить свободное место в зале, двигаться «змейкой» за ведущим. Педагог развивает умение выполнять перестроения в соответствии с рисунком танца, схемой, которая дана на листе бумаги или в другом небольшом формате. Учит детей соблюдать указанную схему в процессе перестроений в музыкальном зале. Педагог стимулирует развитие творческих способностей детей: поддерживает стремление детей к самостоятельному исполнению движений, к импровизации.  

Педагог уделяет внимание развитию нравственно-коммуникативных качеств личности, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, способность радоваться успехам других и сочувствовать при неудаче, формирует навыки элементарной культуры поведения в процессе коллективного движения по музыку.

Примерный музыкально-ритмический репертуар: парные круговые пляски: «Финская полька»; коммуникативные танцы-игры: «Веселые дети» (лит. нар. мелодия), «Ручеек с платочком» (русск. нар. мелодия), музыкальноритмические композиции на основе детских песен: «Хлопайте в ладоши» (Е. Зарицкая), «Рождественская» (Е. Зарицкая); характерные танцы: «Танец мотыльков» на музыку С.В. Рахманинова, «Танец Жар-Птиц» на музыку Э. Грига, «Танец Снежинок» на музыку А.С. Грибоедова «Вальс» и др. Пластические импровизации на классическую музыку: «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, музыка из балетов П.И. Чайковского, «Три чуда», Н.А. Римского-Корсакова, музыка Г.В. Свиридова, В.А. Гаврилина и др.

Игра на детских музыкальных инструментах. В организации этого вида музыкальной деятельности важно, прежде всего, воспитать у детей потребность в любительском музицировании (музыка как удовольствие, как досуг, как отдых, как средство самовыражения, как средство релаксации, средство общения и т.д.). Эта потребность в музицировании должна стать качеством личности – на всю жизнь.

Задачи обучения игре на музыкальных инструментах:

 создавать условия для самостоятельного музицирования вне занятий;

 развивать способность детей к музицированию экспромтом; самостоятельно разыгрывать сюжетные и игровые песни;

 развивать способности детей импровизировать музыку в играх в оркестр (2-3 инструмента); развивать умение играть в небольших ансамблях разного состава, меняясь инструментами и партиями; формы: тутти и соло, дуэт, трио, диалог инструментов;

 развивать чувство фразы в форме музыкальных диалогов: вопрос – ответ; учить импровизировать цепочкой ритмические мотивы на фоне ритмичной музыки (непосредственное звучание музыки или фонограмма); побуждать детей в играх с инструментами создавать более сложные образы и самостоятельно выбирать для этого средства, например: «Разговор звездочки и светлячка», «Осенние звуки», «Ветерок и мячик»;

 создавать условия для творческих этюдов детей в синкретических формах: работа в небольших группах над творческим заданием, используя речь, музыку, инструменты, движение и пантомиму;

 продолжать работу над развитием чувства ритма: способность держать устойчивый метр, выделять сильную долю, воспроизводить более сложные ритмы («эхо»), держать ритм остинато.

Музыкальный материал: русский детский фольклор, музыка и танцы народов мира, современные детские песни, современная танцевальная музыка; непрограммные авторские миниатюры различного характера (лендлер, экспромт, музыкальный момент, вальс, менуэт, мазурка, скерцо, ноктюрн и т.п. – в различном исполнении и стилистической интерпретации), доклассическая инструментальная музыка, вариации.

Основные приемы работы: имитации «эха», исследование, творческое подражание, вопросно-ответные импровизации, импровизации дуэтом, творческая работа в малых группах.

Примерный репертуар для музицирования с инструментами: песни, танцы, игры народов мира, современная танцевальная музыка, программные авторские миниатюры (например, «Марш кузнечиков» С.М. Слонимского, «Волшебные колокольчики» В.А. Моцарта), небольшие музыкальные пьесы (лендлер, экспромт, музыкальный момент, вальс, менуэт, мазурка и т.п.) в различной стилистической интерпретации (например, фортепианная классика в оркестровом звучании или в современной аранжировке).  

Пьесы для исполнения в шумовом оркестре: В.А. Моцарт. «Турецкое рондо» (фрагмент); С.В. Рахманинов. «Итальянская полька»; И. Стрибогг. «Вальс петушков»; Э. Григ. «Танец Анитры» (фрагмент); И. Штраус. «Полька Трик-трак».

Способы проверки обученности воспитанников

  Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.

  Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения социально-коммуникативного развития детей. Приложение 2.

Средства обучения

     В МДОУ созданы условия для развития  детей:  смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал,  синтезатор, фортепиано, музыкальный центр, магнитофон и  т.д.

1.2. Художественно-продуктивная деятельность

Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 2 раза в неделю, всего 74 раза в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей шестого года жизни допускается не более 25 минут.

Программные задачи:

• Продолжать развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; содействвать формированию эстетического отношения к окружающему миру и картины мира; создавать оптимальные условия для воплощения в художественной форме личных представлений, переживаний, чувств, для развития целостной личности ребенка, ее гармонизации и многогранного проявления в художественном творчестве.

• Знакомить детей с произведениями разных видов пластического искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный); приобщать к древнейшему декоративно-прикладному искусству и новейшему искусству дизайна в разнообразии его видов (архитектурный, ландшафтный, автомобильный, интерьерный, мебельный, костюмный, театральный, книжный, кулинарный и др.).

• Поддерживать интерес к освоению «языка искусства» для более свободного «общения» с художником, народным мастером, художником-конструктором, дизайнером; воспитывать культуру «зрителя».  

• Обогащать содержание художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития старших дошкольников.

• Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку стремления детей к самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.

• Поддерживать желание детей самостоятельно создавать сюжетные, орнаментальные и беспредметные композиции в разных видах изобразительной, художественно-конструктивной и декоративнооформительской деятельности; по своей инициативе интегрировать разные художественные техники.

• Развивать специальные способности к изобразительной деятельности; совершенствовать технические умения как общую ручную умелость и «осмысленную моторику».

• Расширять тематику художественной деятельности; обогащать опыт изображения объектов (сюжетов) реального и фантазийного мира, по представлению и собственному замыслу, с передачей формы, строения, пропорций, взаимодействия и взаимосвязей, фактуры, особенностей движения, характера и настроения.

• Развивать композиционные умения: размещение объектов в соответствии с общим творческим замыслом и с учетом особенностей формы, величины составляющих элементов; создание композиций в зависимости от сюжета (содержания); выделение зрительного центра; планирование работы; использование наглядных способов планирования (эскиз, композиционная схема).

• Обогащать художественный опыт детей; содействовать дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда.

• Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами; поддерживать самостоятельное художественное творчество с учетом возрастных и гендерных особенностей, индивидуальных способностей каждого ребенка.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Рабочая программа по «Художественно-продуктивной деятельности» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема (раздел)

Количество

1.

Рисование

34

2.

Лепка

18

3.

Аппликация

18

всего:

74

Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы

К концу обучения ребенок

1. Имеет общие представления о видах искусства и жанровом разнообразии.

2. Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых природных) с учетом их функции и места в пространстве; конструирует по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса); легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр.; участвует в коллективной работе; планирует деятельность и критично оценивает

3. В творческих работах передает различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т.д.).

4. Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники; умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в музее и на арт-выставке.

Содержание рабочей программы по художественно-продуктивной деятельности

Педагог продолжает знакомить детей с произведениями разных видов искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру; рассказывает о замысле и творческих поисках художника при создании художественного произведения; поясняет, чем одни произведения искусства отличаются от других по тематике и средствам выразительности; помогает определить, к каким видам и жанрам изобразительного искусства относятся те или иные произведения, обсуждает их содержание; поощряет индивидуальные оценки детьми этих произведений.  Воспитатель расширяет, систематизирует и детализирует содержание художественной деятельности детей; активизирует выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях.

Педагог поощряет интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом», представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживает желание детей изображать животных с детенышами в движении. Учит детей передавать свое представление об историческом прошлом родины посредством изображения характерных костюмов, интерьеров, предметов быта; показывает возможность создания сказочных и фантазийных образов (Русалочки, Жар-птицы, Дюймовочки, Оловянного солдатика, Конька-Горбунка, Бабы-яги). Воспитатель помогает детям научиться различать фантазийный (воображаемый, придуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, перенести это понимание в собственную художественную деятельность; развивает воображение. Поддерживает самостоятельный выбор детьми замыслов, тем, образов, сюжетов, материалов, инструментов, технических способов и приёмов; учит определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы. Способствует сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ.  В лепке педагог продолжает обращать внимание детей на гармоничную связь между пластической формой и рациональным способом лепки, совершенствует изобразительную технику, в результате чего дети:

• анализируют и более точно передают форму изображаемых объектов (предметов, животных, людей, транспортных средств, архитектурных сооружений, сказочных героев), их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, движение отдельных персонажей и взаимодействие в сюжете;

• творчески создают динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирают тему (зоопарк, игрушки, сервиз), материал (глина, пластилин, солёное тесто, бумага), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, каркасный, рельефный, папье-маше), изобразительно-выразительные средства;

• самостоятельно выбирают приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по собственному замыслу или по мотивам народного декоративноприкладного искусства).

В рисовании педагог углубляет интерес детей к самостоятельному освоению изобразительных материалов, инструментов и художественных техник; поддерживает уверенность, инициативность, творческие замыслы, благодаря чему дети:  

• мотивированно, осмысленно, творчески совершенствуют технику рисования красками (гуашевыми и акварельными), карандашами (простым и цветными, многоцветными), фломастерами, гелевыми ручками, восковыми и пастельными мелками, углем, сангиной, соусом; свободно комбинируют изобразительные материалы (уголь и гуашь, акварель и восковой мелок); делают эскиз; уверенно регулируют темп, амплитуду движения руки и силу нажима;

• создают различные композиции с учетом особенностей листа бумаги или иной поверхности (форма, величина, цвет и фактура фона); делят лист бумаги линией горизонта на равные и неравные части; выстраивают планы (передний, задний); пытаются передавать глубину пространства (размещать более близкие и далекие предметы, не обязательно изменяя их размеры). В аппликации педагог продолжает знакомить детей с искусством силуэта и «бумажным фольклором», содействует освоению ножниц как подлинно художественного инструмента, в результате чего дети:  

• создают художественные произведения, имеющие художественную ценность и прикладную значимость (коллажи, панно, фризы, афиши, стенные газеты, иллюстрации, открытки, пригласительные билеты, закладки), действуя индивидуально или в сотворчестве с другими людьми (детьми и взрослыми);

• продолжают осваивать новые способы криволинейного вырезания: симметричное, парно-симметричное, ленточное, силуэтное (по нарисованному или воображаемому контуру), накладная аппликация для получения многоцветных образов, прорезной декор для изготовления ажурных изделий (снежинка, вазон, салфетка, фиранка, штора, одежда для кукол, маски и декорации для театральных постановок);

• свободно комбинируют освоенные способы, сочетают технику аппликации с различными  приемами декоративного рисования, художественного конструирования, детского дизайна.

В художественном конструировании педагог поддерживает у детей интерес к созданию различных конструкций для обустройства игрового, бытового и образовательного пространства детского сада, праздничного оформления интерьера и благоустройства участка детского сада (игрушки, элементы костюма, предметы интерьера, сувениры и подарки) и нацеливает детей на то, что изделия должны быть не только полезными, но и красивыми.  Дети продолжают осваивать технику оригами и киригами, опираясь на показ педагога и технологические карты, схемы, фотографии.

С удовольствием конструируют модели корабликов, самолетиков, маски, головные уборы и фигурки персонажей для театра. Педагог знакомит детей с новыми способами конструирования из бумажного квадрата для получения пятилучевой (звезда, цветок) и шестилучевой (снежинка) формы, советует дополнять эти способы элементами «прорезного декора» для получения ажурных изделий. Дети свободно применяют и комбинируют разные художественные техники (оригами, киригами, мокрое оригами, модульное конструирование, создание бумажных моделей на основе конуса, цилиндра, куба, гармошки).

Педагог по своему увлечению и желанию может ознакомить детей (в форме мастер-классов, дополнительной студийной или индивидуальной работы) с техниками квиллинг (бумагокручение), айрисфолдинг (радужка), фелтинг (валяние из шерсти), папье-маше, скрепбукинг (искусство оформления альбома).

В художественном труде педагог знакомит детей с разными видами дизайна (архитектурный, ландшафтный, автомобильный, интерьерный, мебельный, костюмный, театральный, книжный, кулинарный и др.). Все образовательные ситуации учебного года выстроены в единой логике с условным названием «Школа дизайна».

На выбор педагогу и детям предлагается серия дизайн-проектов в форме арт-салонов: «Друг детства» (дизайн игр и игрушек), «В тридевятом царстве» (книжный дизайн), «Цветиксемицветик» (дизайн сувениров и подарков), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Бабушкин сундук» (кукольный дизайн), «Хрустальная шкатулка» (дизайн аксессуаров), «Золушка» (дизайн одежды), «Кот в сапогах» (дизайн обуви), «Красная шапочка» (дизайн головных уборов), «Робин Бобин Барабек» (кулинарный дизайн), «Три медведя» и «Аленький цветочек» (дизайн аранжировок). Дети увлеченно, самостоятельно, творчески создают качественные дизайн-изделия, инсталляции, аранжировки из готовых деталей и различных материалов (бытовых, природных) с учётом их функции и места в пространстве; создают арт-предметы по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса); участвуют в коллективной работе; планируют деятельность и критично оценивают результат. Все созданные детьми изделия широко используются для обогащения игровой и предметно-пространственной среды детского сада. Педагог выявляет и поддерживает индивидуальные интересы детей в художественной деятельности на всех уровнях ее освоения (восприятие, исполнительство, творчество); консультирует родителей в вопросах приобщения детей к искусству (книжной графике, фотографии, живописи, скульптуре, архитектуре, дизайну, декоративно-прикладному); организует экскурсии в художественный музей и на различные арт-выставки. Восприятие искусства (примерный перечень произведений)

Народное и декоративно-прикладное искусство, дизайн предметов и пространства. Коллекции высокохудожественных изделий из разных материалов (дерево, керамика, металл, ткань, войлок, соломка, бумага, минералы) для знакомства детей с различными материалами и способами их художественной обработки; коллекция народных игрушек; коллекция кукол в костюмах народов мира; коллекция изделий для знакомства с искусством дизайна (одежда, обувь, посуда, мебель, шторы, светильники, часы, игрушки, бижутерия, анимация, афиши, плакаты, буклеты, открытки, фантики, каталоги, упаковки, пригласительные билеты, этикетки, марки, визитки, меню и др.); детские альбомы и книги по искусству, наборы художественных открыток, фотоальбомы и др.

Книжная графика (иллюстрации). И.Я. Билибин «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола» (рус. нар. сказки); В.М. Конашевич «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкина; «Сказки» (Г.Х. Андерсена), «Ненаглядная красота» (рус. нар. сказки); В.В. Лебедев «Мистер Твистер» (С.Я. Маршака); Я.Н. Манухин. «Микула Селянинович» (былина в обр. А.Н. Нечаева); Н.В. Орлова «Двенадцать месяцев» (С.Я. Маршака); А.Ф. Пахомов. «Азбука» (Л.Н. Толстого), «Рассказ о неизвестном герое» (С.Я. Маршака), «А что у вас?» (С.Н. Михалкова); А.М. Савченко «Волшебник Изумрудного города» (А.М. Волкова); Е.И. Чарушин «Моя первая зоология» (Е.М. Чарушина), «Лесные разведчики» (В.В. Бианки); В.А. Чижиков иллюстрации к рассказам Н.Н. Носова, «Волшебник Изумрудного города» (А.М. Волкова) и др. Живопись И.К. Айвазовский «Девятый вал», «Радуга»; В.Н. Бакшеев «Голубая весна»; В.Л. Боровиковский «Портрет Лопухиной»; В. Василенко «Юрий Гагарин»; Ф.А. Васильев «Деревенский пейзаж», «Перед дождем»; В.М. Васнецов «Богатыри»; Е.Е. Волков «Ранний снег»; В.Н. Гаврилов «Свежий ветер»; И.Э. Грабарь «Иней»; М.А. Врубель. «Сирень», «Царевналебедь»; П.П. Кончаловский «Сирень белая и розовая»; А.И. Куинджи «На Севере диком»; И.Н. Крамской «Неизвестная»; И.И. Левитан «Озеро. Русь»; Б.М. Кустодиев «На ярмарке», «Купчиха»; Э. Манэ «Васильки», «Одуванчики»; И.И. Машков «Розы в хрустальной вазе»; В.Г. Перов «Охотники на привале», «Тройка»; В.Д. Поленов «Московский дворик»; Рембрандт «Портрет пожилой женщины»; А.А. Рылов «В голубом просторе»; З.Е. Серебрякова. «За обедом»;  И.И. Шишкин «Дебри», «Зимний лес. Иней» и др.

Способы проверки обученности воспитанников

  Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.

  Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения развития детей. Приложение 4.

Средства обучения

     В МДОУ созданы условия для развития  детей:  смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал,  цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель, гуашь, акварель и  т.д.

1.3.  Художественная литература и фольклор

Программные задачи:

• Воспитывать ценностное отношение к литературе, интерес к книге как источнику информации, источнику эмоциональных переживаний.

• Обогащать духовный мир детей, приобщать к социально-нравственным ценностям через интерес к внутреннему миру людей на примерах литературных героев.

• Формировать избирательное отношение к образам литературных героев, умение оценивать их действия и поступки.

• Развивать восприятие произведений книжной графики.

• Поощрять и стимулировать самостоятельные творческие проявления (сочинение стихов, сказок, рассказов); развивать воображение в процессе сочинительства (по заданному сюжету, по фрагменту произведения).

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Рабочая программа по «Художественная литература и фольклор» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.

Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы

К концу обучения ребенок

1. Понимает логику событий, причины и следствия поступков героев, мотивы их поведения, ориентируется в человеческих отношениях; понимает и адекватно оценивает драматическое и комическое.

2. Откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов

3. Способен к словесному творчеству (придумывает рифмовки, истории, сказки), к прогнозированию возможных действий героев произведений, вариантам завершения сюжета; способен представлять в воображении образы героев, место действия; отражает литературный опыт в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности (игре, рисунке, поделке и пр.

4. Самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники), а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения).

Содержание рабочей программы по направлению художественная литература и фольклор

К концу старшего дошкольного возраста дети все выше поднимаются по ступенькам духовного роста, литературный опыт позволяет им войти в мир человеческих чувств, поступков и характеров. У детей 6-7 лет внешние эмоциональные реакции на содержание литературного произведения проявляются менее открыто, чем у младших дошкольников, зато отношение к прочитанному приобретает значительно большую глубину и осознанность, появляется стремление к постижению его смысла.

Детям нравятся «толстые» книжки, полные приключений, им хочется длительное время общаться с полюбившимися героями. Проявляются индивидуальные предпочтения к выбору литературы определенного жанра и тематики. Возникает умение не только замечать яркое художественное слово, но и понимать его роль в тексте. К 6-7 годам круг детского чтения значительно расширяется. Детей знакомят с наиболее известными авторами детской литературы, читают их произведения, помогают заметить характерные для каждого писателя особенности. Спектр малых форм фольклора расширяется закличками, дразнилками, небылицами, перевертышами, присказками и докучными сказками. Ведется работа над осмысливанием образных выражений и фразеологических оборотов, смыслом некоторых пословиц и поговорок. Расширяется спектр поэтических произведений, произведений социально-нравственной направленности, появляются исторические и фантастические рассказы. К жанровому разнообразию художественной литературы добавляется публицистика, познавательная и справочно-энциклопедическая литература. В непосредственно образовательную деятельность педагог выносит чтение преимущественно классических произведений небольшого объема, чтобы в течение 25-30 минут не только прочитать текст, но и проанализировать его. В случае если текст произведения достаточно объемный, чтение его детям может произойти накануне. Тогда в непосредственно образовательную деятельность может быть вынесено обсуждение, проигрывание фрагментов текста, рассказ педагога об авторе произведения и пр.

Методика работы с литературными текстами достаточно традиционна, однако имеет некоторые особенности и акценты. Так, например, часто используется сравнение разных по характеру произведений одного автора (рассказы В.Ю. Драгунского о детях, рассказы С.В. Сахарнова об обитателях моря и пр.) или произведений разных авторов об одном и том же явлении (например, рассказы Н.Н. Носова «Живая шляпа», Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» и стихотворения С.Я. Маршака «Чего боялся Петя» – для обсуждения темы детских страхов). В дальнейшем обсуждении внимание акцентируется на художественных особенностях произведения и на том, какие чувства вызывает у детей прочитанное произведение.

Здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов, есть лишь ответы, выражающие понимание/непонимание детьми главной мысли произведения, характеризующие эмоциональное включение ребенка, что наиболее важно для педагога: «Какое у вас появилось настроение после чтения сказки? Что взволновало? Хотели бы вы что-то изменить в рассказе? Что вам понравилось больше всего?». Особое внимание воспитатель уделяет красоте литературной речи, выразительно-изобразительным средствам литературного произведения, обращая внимание на образные выражения, подбирая вместе с детьми синонимы, эпитеты, сравнения. Педагог стремится включить детей в активную «переработку» прочитанного, стимулировать работу ума и сердца. Для этого используются следующие приемы: «примеривание на себя» произошедших событий: «Хотел бы ты помочь? А что бы ты сделал? Как бы ты поступил?»; предполагаемые прогнозы: «Что могло бы произойти дальше? Чем могла закончиться эта история?»; решение некоторых проблемных ситуаций: «Что было бы, если бы герой поступил по-другому?»; разыгрывание отдельных фрагментов произведения в играх-инсценировках, передача образов в пластических этюдах и пр.

Рассматривая иллюстрации к произведению, воспитатель обращает внимание, какими средствами художник передал настроение произведения, побуждает детей представить то, что было до или будет после того момента, который изображен на иллюстрации. В качестве итоговых мероприятий с детьми периодически проводятся литературные конкурсы, игры, досуги и праздники. В образовательной деятельности в режиме дня чтение литературных произведений часто предшествует другим видам деятельности – сюжеты прочитанных произведений дети отражают в рисовании, лепке, аппликации, вместе с педагогом создают самодельные газеты и рукотворные книги, делают макеты, рисуют «диафильмы», мастерят настольный или пальчиковый театр, разыгрывают спектакли. В этих формах работы педагог поддерживает детскую инициативу, интерес отдельных детей к определенному виду деятельности, дает простор детскому творчеству. Поскольку старшие дошкольники способны слушать достаточно большие по объему произведения, практикуется традиция «чтения с продолжением», организованная перед обедом или во вторую половину дня. Педагог останавливает чтение на кульминационном событии, чтобы поддержать интригу. Перед следующим чтением прочитанные события вспоминаются и частично пересказываются, что важно для развития памяти и связной монологической речи детей.

Со старшими дошкольниками может организовываться проектная работа – это удобный момент демонстрации детям возможностей поиска в книгах, энциклопедиях и справочниках необходимой информации. В свободное время детям читают книги по их желанию, поощряют стремление приносить любимые книги из дома, рассматривать их с товарищами, пересказывать события. Родителей воспитанников знакомят с авторами и произведениями для чтения и просмотра фильмов и мультфильмов по мотивам литературных произведений в домашних условиях, вовлекают в совместную с детьми работу по организации книжных выставок, посещений литературных музеев, просмотров детских спектаклей и пр.

 Рекомендуемые художественные произведения (примерный перечень)

Малые формы русского и зарубежного фольклора: прибаутки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, образные выражения. Поэтические произведения: А.С. Пушкин «Зимний вечер» (в сокращении), «У Лукоморья дуб зеленый» (отрывок); М.Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный»; А.А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка!..»; С. Черный «На коньках», «Волк»; И.З. Суриков. «Детство»; Д.И. Хармс. «Иван Иваныч Самовар», «Как Володя на салазках быстро под гору летел»; С.Я. Маршак «Вчера и сегодня»; А.А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» (пер. с англ. С.Я. Маршака) и др.

Русские народные сказки: докучные сказки, «По щучьему велению», «Финист-ясный сокол», «Иван Царевич и Серый волк» (с илл. И.Я. Билибина), «Марья Моревна», «Волшебное кольцо».

Сказки авторские: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке»; С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; Х.К. Андерсен. «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Русалочка»; Н.К. Абрамцева. «Сказки об осеннем ветре»; Л.А. Чарская. «Чудесная звездочка»; В.П. Катаев. «Цветик-семицветик»; С.А. Седов. «Как Алеша превратился в старичка»; Е.А. Пермяк. «Сказки о стране ТерраФерро», «Как Огонь Воду замуж брал»; Ш. Перро. «Золушка»; А.А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» и др.

Сказки разных народов: эскимосская «Как лисичка бычка обидела», армянская «Сказка о бедняке и его жене», китайские народные сказки «Как счет годам по животным стали вести», «Желтый аист».

Прозаические произведения: о детях: В.Ю. Драгунский «Поют колеса тра-та-та»; Н.Н. Носов «Живая шляпа», «Фантазеры»; Б.С. Житков «Как я ловил человечков», Р.А. Зернова. «Как Антон полюбил ходить в детский сад»; о природе: Э. Сетон-Томпсон. «Чинк»; М.М. Пришвин «Гаечки», «Лисичкин хлеб»;  познавательные рассказы: К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; С.Я. Маршак «Откуда стол пришел»; Г.Е. Ганейзер. «Про жаркую пустыню»; Г.Я. Снегирев «Про пингвинов», рассказы С.В. Сахарнова о морских обитателях; на морально-этические темы: В.Ю. Драгунский. «Друг детства»; о Родине: Б.А. Алмазов «Горбушка»; Л.А. Кассиль «Твои защитники»; А.В. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки»; Н.И. Сладков «Разноцветная земля»; Н.Ф. Григорьев «Прозрачный домик»; С.П. Алексеев «Рассказы о Суворове»; о школе: И.П. Токмакова «Может, нуль не виноват?», «Аля, Кляксич и буква А».

Тексты для длительного чтения: Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»; С. Черный «Дневник Фокса Микки»; А.К. Вестли «Папа, мама, восемь детей и грузовик» (норв.); О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга» (в пер. снем. Ю.И. Коринца); А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Х.К. Андерсен «Снежная королева» (дат.); Э. Хогарт «Мафин и его веселые друзья»; А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (пер. со швед. Л.З. Лунгиной) и др.

Способы проверки обученности воспитанников

  Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.

  Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения развития детей. Приложение 2.

Средства обучения

     В МДОУ созданы условия для развития  детей:  смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал, центры чтения с различными книгами и т.д.

2. Коррекционная работа  с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.

Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3

3. Работа с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

 Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ  (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

        Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

        Задачи:

        1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

    2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

         3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

        4.Формировать позитивные формы общения.

        5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

        6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

         2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;

3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;

 4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;

Реализация программы рассчитана для работы  с детьми раннего возраста (дети 6-7 лет). Содержание программы  реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.  Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

В  группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

Работа с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 4.

4. Работа с социальными партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

Одним из путей повышения качества дошкольного образования  является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;

• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;

• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.

Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:

• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;

• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

• работу с семьями воспитанников детского сада.

Работа с социальными и партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.

Используемая литература

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию

в подготовительной к школе группе

Месяц  

Неделя

Тема

Формы работы в организованной деятельности

Цель

Сентябрь

1

Мой детский сад

2

Осень. Приметы осени

3

Грибы. Ягоды

4

Во саду ли, в огороде…

Октябрь

1

Деревья и кустарники

2

 Домашние животные и птицы

3

Мой город, моя страна

4

Народная культура и традиции

5

Человек. Семья

Ноябрь

1

 Одежда. Обувь

2

Профессии

3

 Инструменты

4

 Продукты питания

Декабрь

1

Здравствуй, Зимушка-зима!

2

Дикие животные

3

Кто к кормушке прилетел?

4

Новый год у ворот!

Январь

2

Дом, в котором я живу

3

Бытовая техника. Электроприборы

4

 Мебель

5

Посуда

Февраль

1

Комнатные растения

2

Животные разных стран

3

День защитника Отечества

4

Транспорт

Март

1

Международный Женский день

2

Весна красна

3

Цветы

4

 Перелетные птицы

Апрель

1

Наш друг - книга

2

Что мы знаем о космосе?

3

 Насекомые

4

Скоро в школу

Май

1

Праздник весны и труда

2

Праздник Победы

3

Подводный мир

4

 Азбука безопасности

5

 Скоро лето!

Приложение 2

Мониторинг обученности детей старшей группы

№ п/п

ФИ ребенка

1. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы, умеет наслаждаться ее

2. Любит музыку, проявляет устойчивый интерес к различным видам музыкального творчества; любит петь, с удовольствием исполняет песни в свободной игровой деятельности, сочетая пение, игру, движение; может импровизировать голосом простейшие интонации (вокализации бытовой и стихотворной речи). Может осознанно контролировать свое и чужое пение. (Оценивает музыкальный работник.)

3.Любит слушать музыку, в том числе незнакомую, способен сосредоточиться для восприятии на 30-40 секунд. Имеет 3-4 любимых произведения, которые просит сыграть еще раз. (Оценивает музыкальный работник.)

4. Любит танцевать и двигаться под музыку. Имеет хорошо сформированное чувство ритма. Согласует движения с метроритмом формой музыкального произведения; исполняет сложные по координации (асимметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения, владеет различными элементами народных и современных танцев, исполняет композиции с различными атрибутами. Может сознательно контролировать качество движений свое и других детей. (Оценивает музыкальный работник.)

5. Имеет сформированную потребность к игре на инструментах, имеет основные метроритмические навыки для музицирования, может самостоятельно организовать детей для совместной игры с ин¬струментами. Может самостоятельно озвучивать небольшие стихи и сказки, выбирать для этого инструменты; умеет подыгрывать звучащей музыке импровизированно. Может контролировать качество исполнения музыки на инструментах. (Оценивает музыкальный работник.)

6. Имеет общие представления о видах искусства и жанровом разнообразии.

7. Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых природных) с учетом их функции и места в пространстве; конструирует по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса); легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр.; участвует в коллективной работе; планирует деятельность и критично оценивает

8. Понимает логику событий, причины и следствия поступков героев, мотивы их поведения, ориентируется в человеческих отношениях; понимает и адекватно оценивает драматическое и комическое.

9. Откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов

10. Способен к словесному творчеству (придумывает рифмовки, истории, сказки), к прогнозированию возможных действий героев произведений, вариантам завершения сюжета; способен представлять в воображении образы героев, место действия; отражает литературный опыт в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности (игре, рисунке, поделке и пр.

11. Самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники), а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения).

12. В творческих работах передает различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т.д.).

13. Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники; умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в музее и на арт-выставке.

1. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы, умеет наслаждаться ее

2. Любит музыку, проявляет устойчивый интерес к различным видам музыкального творчества; любит петь, с удовольствием исполняет песни в свободной игровой деятельности, сочетая пение, игру, движение; может импровизировать голосом простейшие интонации (вокализации бытовой и стихотворной речи). Может осознанно контролировать свое и чужое пение. (Оценивает музыкальный работник.)

3.Любит слушать музыку, в том числе незнакомую, способен сосредоточиться для восприятии на 30-40 секунд. Имеет 3-4 любимых произведения, которые просит сыграть еще раз. (Оценивает музыкальный работник.)

4. Любит танцевать и двигаться под музыку. Имеет хорошо сформированное чувство ритма. Согласует движения с метроритмом формой музыкального произведения; исполняет сложные по координации (асимметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения, владеет различными элементами народных и современных танцев, исполняет композиции с различными атрибутами. Может сознательно контролировать качество движений свое и других детей. (Оценивает музыкальный работник.)

5. Имеет сформированную потребность к игре на инструментах, имеет основные метроритмические навыки для музицирования, может самостоятельно организовать детей для совместной игры с ин¬струментами. Может самостоятельно озвучивать небольшие стихи и сказки, выбирать для этого инструменты; умеет подыгрывать звучащей музыке импровизированно. Может контролировать качество исполнения музыки на инструментах. (Оценивает музыкальный работник.)

6. Имеет общие представления о видах искусства и жанровом разнообразии.

7. Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых природных) с учетом их функции и места в пространстве; конструирует по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса); легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр.; участвует в коллективной работе; планирует деятельность и критично оценивает

8. Понимает логику событий, причины и следствия поступков героев, мотивы их поведения, ориентируется в человеческих отношениях; понимает и адекватно оценивает драматическое и комическое.

9. Откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов

10. Способен к словесному творчеству (придумывает рифмовки, истории, сказки), к прогнозированию возможных действий героев произведений, вариантам завершения сюжета; способен представлять в воображении образы героев, место действия; отражает литературный опыт в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности (игре, рисунке, поделке и пр.

11. Самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники), а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения).

12. В творческих работах передает различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т.д.).

13. Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники; умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в музее и на арт-выставке.

Критерии оценки в методическом пособии «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий»,  автор Е.В.Трифонова.

Приложение 3

План коррекционной работы по индивидуальным программам 

по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе

Месяц  

Неделя

Тема

Формы работы в организованной деятельности

Цель

Сентябрь

1

Мой детский сад

2

Осень. Приметы осени

3

Грибы. Ягоды

4

Во саду ли, в огороде…

Октябрь

1

Деревья и кустарники

2

 Домашние животные и птицы

3

Мой город, моя страна

4

Народная культура и традиции

5

Человек. Семья

Ноябрь

1

 Одежда. Обувь

2

Профессии

3

 Инструменты

4

 Продукты питания

Декабрь

1

Здравствуй, Зимушка-зима!

2

Дикие животные

3

Кто к кормушке прилетел?

4

Новый год у ворот!

Январь

2

Дом, в котором я живу

3

Бытовая техника. Электроприборы

4

 Мебель

5

Посуда

Февраль

1

Комнатные растения

2

Животные разных стран

3

День защитника Отечества

4

Транспорт

Март

1

Международный Женский день

2

Весна красна

3

Цветы

4

 Перелетные птицы

Апрель

1

Наш друг - книга

2

Что мы знаем о космосе?

3

 Насекомые

4

Скоро в школу

Май

1

Праздник весны и труда

2

Праздник Победы

3

Подводный мир

4

 Азбука безопасности

5

 Скоро лето!

Приложение 4

План работы с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

№ п/п

Мероприятие

Тема

Цель

Дата

Приложение 5

План работы с социальными партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

№ п/п

Мероприятие

Тема

Цель

Дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя на основе ООП "Детский сад "Медвежонок" с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсовн...

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя)

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...