Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Агрессивные дети.»
материал

Ложникова Елизавета Викторовна
 
«Агрессивные дети.»
 
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ
 
Ложникова Елизавета Викторовна
 
 
 
 
 
Оглавление:
1.Понятие о агрессивных детях.
2.Характеристика поведения агрессивных детей.
3.Как помочь агрессивным детям.
4.Диагностика агрессивности.
5.Игры и упражнения на преодоление агрессивности у детей.
6.Литература
 
 
Понятие о агрессивных детях
Определение:
Агрессия - это воинственная враждебность по отношению к окружающим; это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность - это черта, свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. 
Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:
физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)
вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)
косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, и т.п.).
Факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения
Рассмотрим опыт работы с деструктивной формой агрессии. В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление отклоняющегося агрессивного поведения, можно выделить следующие:
индивидуальный фактор — психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;
психолого-педагогический фактор — дефекты школьного и семейного воспитания;
социально-психологический фактор — неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;
личностный фактор — активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения;
социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями.
Причины детской агрессии
Детская агрессия имеет несколько ключевых причин:
самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей;
стремление получить желаемое;
стремление к доминированию;
месть;
защитная реакция;
подчеркивания собственного превосходства с помощью ущемления личности других.
В каждом втором случае детская агрессия – ошибки родителей и взрослых: недостаточное или чрезмерное внимание, нежелание общаться и вникать в проблемы детей, нехватка времени. Более жесткие факторы, формирующие поведение агрессивного ребенка, – суровое авторитарное воспитание или неблагоприятная атмосфера в семье, например, родители постоянно ссорятся и срывают злость на ближайшем окружении.
Что касается психологических факторов агрессивного поведения, то к ним в первую очередь относятся:
отсутствие навыков самоконтроля;
низкий уровень развития коммуникативных навыков и интеллекта;
примитивная игровая деятельность;
низкая самооценка;
проблемы в отношениях с ровесниками.
Последствия агрессии, оставленной без профилактики и своевременной коррекции, могут быть самыми печальными – от конфликтов со сверстниками до асоциального поведения во взрослом возрасте.
Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:
Внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
Обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
Организаторские способности;
Широта кругозора;
Позитивная оценка взрослого и т.д.
Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого -неудовлетворенная потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и в форме протеста против запрета каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например, потребности в движении, в активной деятельности. Таким образом, первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения.
Факторы, которые способствуют формированию детской агрессивности.
1. Семейные факторы:
• безразличие или враждебность со стороны родителей — очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним;
• разрушение эмоциональных связей в семье — когда родители сосуществуют в постоянных ссорах и невозможно предугадать, что можно ждать в любую минуту;
• неуважение к личности ребенка — агрессивные реакции могут быть вызваны оскорбительными и унизительными замечаниями;
• чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей — чрезмерный контроль над поведением ребенка(гиперопека)не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу;
• ограничение физической и эмоциональной активности — если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно;
• скандалы в семье, применение физической силы во время семейных ссор (драки);
• грубое, жестокое обращение с ребенком, привлечение его к посещению (просмотру)жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п. ;
• одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь!»;
• просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;
• косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера (разного рода монстры, трансформеры и т. п.).
2. Личные факторы:
• подсознательное ожидание опасности — чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет;
• неуверенность в собственной безопасности — когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным;
• эмоциональная нестабильность — до 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.
• недовольство собой — отсутствием эмоционального поощрения от родителей, взрослых, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка(как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования – немотивированно
• повышенная раздражительность из-за чувства вины.
3. Ситуативные факторы:
• плохое самочувствие, переутомление — чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то;
• влияние продуктов питания — доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью;
• влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.
4. Тип темперамента:
• менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики. Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения
 
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для всего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические аспекты и гипотезы о механизмах и проявлениях детской агрессии. В то же время исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. И несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. 
 
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.
Проявления агрессивного поведения детей
Фурманов И. А. выделил 4 категории детей, исходя из их проявлений агрессии (форм агрессивного поведения):
Дети, склонные к физической агрессии
Дети, склонные к проявлению вербальной (словесной) агрессии
Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии
Дети, склонные к проявлению негативизма
Классификация агрессивного поведения, исходя из его мотивов:
импульсивно-демонстративный тип
нормативно-инструментальный тип
целенаправленно-враждебный тип
Все агрессивные дети неспособны понимать других детей и взрослых. В окружающих людях такие малыши видят только их отношение к себе: пытается ли человек нанести ему вред, выгодно ли нормальное общение с человеком в данный момент, уделяют ли ему достаточно внимания и пр. Такие дети не склонны к сопереживанию, сочувствие для них остается пустым словом, если вовремя не скорректировать такое поведение и психологию ребенка.
Агрессивное поведение дошкольников
Дошкольники хотят получить авторитет среди тех групп, в которых они пребывают (детский сад, компания во дворе и пр.). В возрасте до 6-7 лет с коммуникацией у детей очень слабо, процессы торможения в психике недостаточно развиты. Они не имеют достаточно понятия моральных норм. Потому свой авторитет дошкольники могут завоевывать при помощи агрессивного поведения.
Агрессия характерна для детей такого возраста, которые растут в социально неблагоприятной обстановке, имеют органические поражения головного мозга, не имеют достаточно любви и внимания от родителей. Также агрессивное поведение типично для умственно отсталых детей до 6 лет. Некоторые приемы воспитания (навязывание агрессии как способа реализовать себя и доказать свою значимость) также оказывают влияние на формирование привычки агрессивно себя вести у детей дошкольного возраста.
Агрессивное поведение дошкольников чаще всего имеет инструментальный характер. То, что они агрессивны, малыши осознают в слабой мере. Чем младше ребенок, тем проще он после вербальной агрессии переходит на физическую. Малыши часто вовлекают в конфликты взрослых. Взрослые же должны объяснить малышу, что проблему со сверстником он должен решить самостоятельно. Иначе ребенок никогда не научится сам решать конфликты, он будет искать решение в действиях других, более могущественных и влиятельных лиц.
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста
Инициаторы агрессии в этой возрастной группе чаще всего — группировки. Агрессия носит более организованный характер. Инструментальная агрессия сменяется враждебной. Взрослых они втягивают в свои конфликты в меньшей мере, чем дошкольники. Формируются группировки, из-за чего растет чувство защищенности детей, а также чувство безответственности. Например, обижая группой более слабого школьника, ребенок не осознает, что ответственность лежит на нем.
Для детей с коммуникативными нарушениями характерны так называемые фантазийные группы. Они не могут наладить отношения с реальными сверстниками, потому прибегают к придумыванию воображаемых друзей. Дети копируют поведение любимых героев мультиков и компьютерных игр, что часто приводит к агрессивному поведению, которое со стороны может казаться неадекватным.
Агрессивное поведение мальчиков и девочек: отличия
Агрессивное поведение мальчиков всегда более открытое. Контролировать свои негативные эмоции мальчики учатся позже девочек. К тому же, в обществе до сих пор доминирует представление, что агрессия не должна быть присуща девочкам. Потому с детства их учат не показывать свое недовольство и злость. Девочкам никогда не дают советов давать сдачу обидчикам, а мальчиков часто воспитывают именно так.
Отличие также в том, что девочки характеризуются большей впечатлительностью, чем мальчики. Потому грубое проявление агрессии обычно им претит. Они начинают проявлять агрессию словами, а не поступками. Часто это не оскорбления, а сарказм и ирония. Агрессия девочек и девушек-подростков часто направлена на психологически уязвимое место конкретной личности. Потому можно сказать, что агрессивное поведение девочек более эффективно. У мальчиков слабый контроль агрессии, агрессивное поведение их генерализированно, может касаться всех окружающих людей подряд.
В возрасте 10-14 лет девочки часто «подставляют» мальчиков, что такое является проявлением агрессивного поведения. Когда назревают «групповые» конфликты, девочки почти никогда не бывают исполнительницами, в основном они подначивают остальных, разжигают ссору.
Как помочь агрессивному ребёнку:
Позволять (и даже поощрять) выражение агрессии в приемлемой форме. - изображать на бумаге войны, взрывы, драки, «дядек с пистолетами» и пр. - играть в разрушающие игры: строить и ломать башни, лепить из песка или снега замки, дороги, мосты, а потом рушить их - ломать игрушки (те, которые не жалко. Можно специально покупать недорогие машинки для гонок с авариями, для скатывания их с горок, роботов для боёв и пр.) - бить подушки или специальные груши - бороться, устраивать шуточные бои на диване - заниматься спортивными играми, борьбой, карате, ходить в бассейн - говорить слово «нет!», иметь право на протест и отказ, постепенно учить его объяснять причины своего отказа.
2. Создавать благоприятную обстановку вокруг ребёнка. Он нуждается в чувстве защищенности. Поощрять и подбадривать его. Выражать свою любовь всеми доступными способами: с помощью взгляда, ласковых слов, нежных прикосновений, объятий, совместных занятий и игр. Быть внимательным к его потребностям и нуждам. 
3. Общаться с ним как можно больше с помощью слов - разговаривать, читать ему, учить стихи, петь песни и показывать всю широту невербального общения - мимикой, жестами. Можно это всё превратить в игру: изобрази сердитого льва, покажи весёлую белочку, покажи, как ты боишься, как ты удивляешься, как радуешься и пр. Как ходит медведь, как прыгает зайчик, как крадётся кошка и т.д. 
4. Останавливать неприемлемые формы агрессии (не позволять оскорблять и унижать других людей и детей, нарочно злить и провоцировать их, обижать животных и слабых и т.д.). Объяснять, почему так делать нельзя. Обсуждать вместе на примерах и сравнениях с собой, с близкими ему людьми. 
5. По возможности игнорировать незначительное проявление агрессии. Если его гнев возник по понятным и допустимым причинам, то дать ему выразиться, выслушать ребёнка, помочь переключиться и отвлечься.
 6. Давать право на выражение чувств (активно слушать): «Я понимаю, тебе обидно, ты злишься, это всё очень неприятно. Но бить брата нельзя. Если ты зол, скажи это словами. Скажи: я злюсь! Мне это страшно не нравится!». Если вы что-то запретили ребёнку, помогите ему пережить теперь этот запрет: выплакаться, высказаться и успокоиться.
 7. Учить ребёнка: - осознавать и понимать свои эмоции и чувства (через игры, через озвучивание и описание чувств и эмоций) - развивать эмпатию (сопереживание) с помощью игр и сказок, например. А ещё можно заботиться о домашних животных (завести хомячка) или сделать кормушку и кормить птиц, или даже просто сходить на улицу покормить голубей. - отстаивать свои границы (защищать себя), не нападая при этом на других. Обсуждать варианты действий: «Если Ира отбирает твой карандаш, что ты можешь сделать? Сказать ей: Ира, не трогай, это моё. Предложить другой карандаш. Закричать громко. Позвать маму». - осознавать ответственность за свои действия, т.е понимать причинно-следственную связь, планировать, предугадывать («Что будет если стукнуть Мишу лопаткой? Да, ему будет больно, он заплачет. А как можно по-другому поступить? Да, сказать Мише словами». - «Если кинуть мяч в вазу, что произойдёт? Правильно, она упадёт и разобьётся. Мама расстроится, ведь это её любимая ваза» 
8. Не подавлять агрессию, а перенаправлять её в действие, на решение проблемы, на поиск различных вариантов. Учить этому ребёнка и учиться самим. 
9. Использовать добрый юмор для разрядки обстановки. «Я вижу ты зол. Ты такой злой сейчас, как 20 тигров! Нет, как 30 тигров! Правда?» Смотри, когда я сержусь я похожа на носорога, похожа, да? А ты на кого похож? На бегемота? Ого! Я и правда боюсь» И творческий подход в тех моментах, когда ребёнок на что-то не соглашается. Например, не отправлять его чистить зубы, а вместе полететь на базу для подготовки самолётов к вылету. Не заставлять собирать игрушки, а изобразить, как каждая игрушка уставшая спешит залезть в коробку, чтоб там лечь поспать. При этом можно забавно кряхтеть и сопеть, переваливаясь через бортик, а потом захрапеть.
Принципы общения с агрессивными детьми:
1. Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.
2. Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.
3. Давайте ребенку возможность выплеснуть агрессию (порвать бумагу, поколотить подушку, крепко сжать кулаки и т. д.)
4. Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему.
5. Хвалите ребенка, тогда и поводов для непослушания будет меньше. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение - это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова. Так же не стесняйтесь обнять ребенка, говорить о своей любви к нему.
6. Никогда не унижайте достоинство ребенка, не произносите фраз типа: «Ничего путного из тебя не вырастет!» К сожалению, в большинстве случаев, за критикой его отдельных поступков он чувствует непринятие его в целом. Родители зачастую используют такие фразы: «Ты хулиган», «Ты ничтожество», «Зачем я только тебя родила?»
Показывайте ребенку личный пример конструктивного (неагрессивного) поведения.
Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные ребенка не должны проявлять агрессию. Направляйте активность ребенка в другое русло (активные подвижные игры во дворе, секции по его интересам и возможностям и т. п.). Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА
В большинстве случаев вспышки гнева и другие проявления агрессивного поведения проходят с возрастом. Малыш постепенно учится контролировать свои эмоции и начинает понимать, что добиться желаемого можно другими способами. Но что же делать родителям, у которых растет нервный и агрессивный ребенок, если с каждым днем он становится только злее? В этом случае мамам и папам таких детей могут помочь следующие рекомендации профессионального детского психолога:
 В первую очередь, проанализируйте собственное поведение. Помните, дети в любом возрасте копируют своих родителей;
 Ограничьте просмотр телевизора и тщательно выбирайте передачи и фильмы, которые может смотреть ваше чадо. Не допускайте, чтобы ваш сын или дочка видел триллеры, фильмы ужасов или любые сцены насилия; 
Несмотря на занятость, всегда находите время на игру и разговор как с малышом, так и с подростком; 
Старайтесь делать как можно меньше замечаний. Нервный и агрессивный ребенок не воспринимает критику. 
Гораздо лучше спокойно объяснить, что бы изменилось, если бы он сделал определенное действие по-другому; 
Терпеливо объясняйте своему чаду, почему нужно вести себя по-доброму; 
Держите себя в руках
 
Диагностические методики.
Диагностика агрессивности:
Критерии выявления агрессивного ребенка:
С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения.
Работа с картой-таблицей: Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:
Особенности поведения ребенка Как проявляются
  Часто редко
1. Спорит, ругается со взрослыми
2. Теряет контроль над собой
3. Винит других в своих ошибках
4. Завистлив, мстителен
5. Сердится и отказывается что-либо делать
6. Специально раздражает людей
7. Отказывается подчиняться правилам
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их
Анализ результатов: Подсчитывается общее количество ответов «часто».
Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.
Анкета «Признаки агрессивности»
(может быть использована психологом в работе с педагогами. родителями на этапе предварительной диагностики)
Работа с анкетой:На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.
Особенности поведения исследуемого ребенка Проявление особенностей
  Да Нет
1 «Злой дух» временами вселяется в него
2 Он не может промолчать, когда чем-то недоволен
3 Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же
4 Иногда ему без всякой причины хочется выругаться
5 Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки
6 Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение
7 Он не прочь подразнить животных
8 Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним
9 Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих
10 В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот
11 Часто не по возрасту ворчлив
12 Воспринимает себя как самостоятельного и решительного
13 Любит быть первым, командовать, подчинять себе других
14 Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых
15 Легко ссорится, вступает в драку
16 Старается общаться с младшими и более слабыми
17 У него нередки периоды мрачной раздражительности
18 Не считается со сверстниками, не уступает, не делится
19 Уверен, что любое задание выполнит лучше других
Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл.
Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку.
15 – 20 баллов – высокая агрессивность
7 – 14 – средняя
1 – 6 – низкая
Диагностическая работа психолога:
Методика «Кактус»
(автор – М.А.Панфилова)
Назначение методики:диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности
Применение методики:с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).
Материал:листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Проведение исследования:
Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.
Обработка результатов:
Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.
Учитываются показатели, специфичные для данной методики:
характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);
характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Личностные особенности Отражение в рисунке
Агрессия Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности
Импульсивность Отрывистость линий, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству Крупный рисунок в центре листа
Демонстративность, открытость Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм
Неуверенность в себе. Зависимость Маленький рисунок. Расположение внизу листа
Скрытность, осторожность Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм Использование ярких цветов, «радостные» кактусы
Тревожность Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями
Женственность Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм
Экстравертированность Наличие на рисунке других кактусов, цветов
Интровертированность На рисунке изображен один кактус
Стремление к домашней защите Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества Дикорастущие, «пустынные» кактусы».
Беседа с ребенком после завершения рисунка:
Варианты вопросов:
кактус домашний или дикий?
он сильно колется? Его можно потрогать?
кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?
когда кактус подрастет, то как он изменится?
Игры и упражнения на преодоление агрессивности детей.
1.«Обзывашки»
Для игры нужен небольшой мячик. Встаем с ребенком друг напротив друга и начинаем перекидываться мячом. На каждый бросок кидающий должен назвать соперника«обидным»словом. Правда, слово это должно быть условно обидное: не грубые ругательства, а обычные слова, например: «Мама редиска!» — «Ваня арбузик!» и т.д.
2.«Пылевыбивалка»
Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.
3.«Подеремся?»
Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Для создания веселой атмосферы можно включить музыку. Перед игрой договоритесь о правилах: драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто-то распускает руки или говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами.
4.«Обстрел снежками»
Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.
5.«Фейерверк»
Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.
6.«Катаем мячик»
Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить мячик именно по ним. Глубокий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо расслабляет все мышцы и успокаивает, поэтому дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.
7.«Шторм»
Можно играть в эту игру во время купания, а можно просто набрать воды в глубокую и широкую емкость, вообразить, что это море, и предложить ребенку устроить шторм. Ребенок должен дуть на воду так, чтобы получались волны.
8.«Повелитель ветра»
Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как можно сильнее. Мама в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра.
9.«Упрямый ослик»
Лучше всего малышу лечь на что-то мягкое, чтобы не отбить себе пяточки. Итак, ребенок укладывается, например, на кровать, поднимает ноги и с силой опускает их вниз, на каждый удар произнося «нет!», «ни за что!», «никогда!» и т.д.
10.«Домашний футбол»
Для игры нужна маленькая подушка или тряпичный мяч (чтобы в случае чего не разбить люстру). Ребенок и мама (или папа) играют в футбол, предварительно договорившись о том, что можно делать в игре, а чего нельзя. Смысл в том, чтобы дать ребенку вволю попинать, покидать мяч.
11.«Лягушка»
Если малыш любит купаться, предложите ему дуть на поверхность воды, чтобы получились волны. Усилия ребенка должны быть достаточно интенсивными.
12 «Ураган»
Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует на вас – мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.
13. «Упрямый барашек»
Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, в воздух или бьет ими об пол. На каждый удар он может говорить «Нет!».
 
14.Минута шалости(психологическая разгрузка).
Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.
 
15.Каратист(снятие физической агрессии).
Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
 
16.Боксер(снятие физической агрессии).
Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.
Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности:
1.Бить подушку или боксерскую грушу.
2.Топать ногами.
3.Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
4.Втирать пластилин в картонку или бумагу.
5.Посчитать до десяти.
6.Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
7.Вода хорошо снимает агрессию.
8.Комкать и рвать бумагу.
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Агрессивные дети.»

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ

Ложникова Елизавета Викторовна

Оглавление:

1.Понятие о агрессивных детях.

2.Характеристика поведения агрессивных детей.

3.Как помочь агрессивным детям.

4.Диагностика агрессивности.

5.Игры и упражнения на преодоление агрессивности у детей.

6.Литература

Понятие о агрессивных детях

Определение:

Агрессия - это воинственная враждебность по отношению к окружающим; это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность - это черта, свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

  • физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)
  • вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)
  • косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, и т.п.).

Факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения

Рассмотрим опыт работы с деструктивной формой агрессии. В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление отклоняющегося агрессивного поведения, можно выделить следующие:

  • индивидуальный фактор — психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;
  • психолого-педагогический фактор — дефекты школьного и семейного воспитания;
  • социально-психологический фактор — неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;
  • личностный фактор — активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения;
  • социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями.

Причины детской агрессии

Детская агрессия имеет несколько ключевых причин:

  • самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей;
  • стремление получить желаемое;
  • стремление к доминированию;
  • месть;
  • защитная реакция;
  • подчеркивания собственного превосходства с помощью ущемления личности других.

В каждом втором случае детская агрессия – ошибки родителей и взрослых: недостаточное или чрезмерное внимание, нежелание общаться и вникать в проблемы детей, нехватка времени. Более жесткие факторы, формирующие поведение агрессивного ребенка, – суровое авторитарное воспитание или неблагоприятная атмосфера в семье, например, родители постоянно ссорятся и срывают злость на ближайшем окружении.

Что касается психологических факторов агрессивного поведения, то к ним в первую очередь относятся:

  • отсутствие навыков самоконтроля;
  • низкий уровень развития коммуникативных навыков и интеллекта;
  • примитивная игровая деятельность;
  • низкая самооценка;
  • проблемы в отношениях с ровесниками.

Последствия агрессии, оставленной без профилактики и своевременной коррекции, могут быть самыми печальными – от конфликтов со сверстниками до асоциального поведения во взрослом возрасте.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

  • Внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
  • Обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
  • Организаторские способности;
  • Широта кругозора;
  • Позитивная оценка взрослого и т.д.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого -
неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против запрета каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например, потребности в движении, в активной деятельности. Таким образом, первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения.

Факторы, которые способствуют формированию детской агрессивности.

1. Семейные факторы:

• безразличие или враждебность со стороны родителей — очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним;

• разрушение эмоциональных связей в семье — когда родители сосуществуют в постоянных ссорах и невозможно предугадать, что можно ждать в любую минуту;

• неуважение к личности ребенка — агрессивные реакции могут быть вызваны оскорбительными и унизительными замечаниями;

• чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей — чрезмерный контроль над поведением ребенка(гиперопека)не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу;

• ограничение физической и эмоциональной активности — если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно;

• скандалы в семье, применение физической силы во время семейных ссор (драки);

• грубое, жестокое обращение с ребенком, привлечение его к посещению (просмотру)жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п. ;

• одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь!»;

• просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;

• косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера (разного рода монстры, трансформеры и т. п.).

2. Личные факторы:

• подсознательное ожидание опасности — чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет;

• неуверенность в собственной безопасности — когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным;

• эмоциональная нестабильность — до 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.

• недовольство собой — отсутствием эмоционального поощрения от родителей, взрослых, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка(как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования – немотивированно

• повышенная раздражительность из-за чувства вины.

3. Ситуативные факторы:

• плохое самочувствие, переутомление — чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то;

• влияние продуктов питания — доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью;

• влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

4. Тип темперамента:

• менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики. Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения

Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для всего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические аспекты и гипотезы о механизмах и проявлениях детской агрессии. В то же время исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. И несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.

Проявления агрессивного поведения детей

Фурманов И. А. выделил 4 категории детей, исходя из их проявлений агрессии (форм агрессивного поведения):

  • Дети, склонные к физической агрессии
  • Дети, склонные к проявлению вербальной (словесной) агрессии
  • Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии
  • Дети, склонные к проявлению негативизма

Классификация агрессивного поведения, исходя из его мотивов:

  • импульсивно-демонстративный тип
  • нормативно-инструментальный тип
  • целенаправленно-враждебный тип

Все агрессивные дети неспособны понимать других детей и взрослых. В окружающих людях такие малыши видят только их отношение к себе: пытается ли человек нанести ему вред, выгодно ли нормальное общение с человеком в данный момент, уделяют ли ему достаточно внимания и пр. Такие дети не склонны к сопереживанию, сочувствие для них остается пустым словом, если вовремя не скорректировать такое поведение и психологию ребенка.

Агрессивное поведение дошкольников

Дошкольники хотят получить авторитет среди тех групп, в которых они пребывают (детский сад, компания во дворе и пр.). В возрасте до 6-7 лет с коммуникацией у детей очень слабо, процессы торможения в психике недостаточно развиты. Они не имеют достаточно понятия моральных норм. Потому свой авторитет дошкольники могут завоевывать при помощи агрессивного поведения.

Агрессия характерна для детей такого возраста, которые растут в социально неблагоприятной обстановке, имеют органические поражения головного мозга, не имеют достаточно любви и внимания от родителей. Также агрессивное поведение типично для умственно отсталых детей до 6 лет. Некоторые приемы воспитания (навязывание агрессии как способа реализовать себя и доказать свою значимость) также оказывают влияние на формирование привычки агрессивно себя вести у детей дошкольного возраста.

Агрессивное поведение дошкольников чаще всего имеет инструментальный характер. То, что они агрессивны, малыши осознают в слабой мере. Чем младше ребенок, тем проще он после вербальной агрессии переходит на физическую. Малыши часто вовлекают в конфликты взрослых. Взрослые же должны объяснить малышу, что проблему со сверстником он должен решить самостоятельно. Иначе ребенок никогда не научится сам решать конфликты, он будет искать решение в действиях других, более могущественных и влиятельных лиц.

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста

Инициаторы агрессии в этой возрастной группе чаще всего — группировки. Агрессия носит более организованный характер. Инструментальная агрессия сменяется враждебной. Взрослых они втягивают в свои конфликты в меньшей мере, чем дошкольники. Формируются группировки, из-за чего растет чувство защищенности детей, а также чувство безответственности. Например, обижая группой более слабого школьника, ребенок не осознает, что ответственность лежит на нем.

Для детей с коммуникативными нарушениями характерны так называемые фантазийные группы. Они не могут наладить отношения с реальными сверстниками, потому прибегают к придумыванию воображаемых друзей. Дети копируют поведение любимых героев мультиков и компьютерных игр, что часто приводит к агрессивному поведению, которое со стороны может казаться неадекватным.

Агрессивное поведение мальчиков и девочек: отличия

Агрессивное поведение мальчиков всегда более открытое. Контролировать свои негативные эмоции мальчики учатся позже девочек. К тому же, в обществе до сих пор доминирует представление, что агрессия не должна быть присуща девочкам. Потому с детства их учат не показывать свое недовольство и злость. Девочкам никогда не дают советов давать сдачу обидчикам, а мальчиков часто воспитывают именно так.

Отличие также в том, что девочки характеризуются большей впечатлительностью, чем мальчики. Потому грубое проявление агрессии обычно им претит. Они начинают проявлять агрессию словами, а не поступками. Часто это не оскорбления, а сарказм и ирония. Агрессия девочек и девушек-подростков часто направлена на психологически уязвимое место конкретной личности. Потому можно сказать, что агрессивное поведение девочек более эффективно. У мальчиков слабый контроль агрессии, агрессивное поведение их генерализированно, может касаться всех окружающих людей подряд.

В возрасте 10-14 лет девочки часто «подставляют» мальчиков, что такое является проявлением агрессивного поведения. Когда назревают «групповые» конфликты, девочки почти никогда не бывают исполнительницами, в основном они подначивают остальных, разжигают ссору.

Как помочь агрессивному ребёнку:

  • Позволять (и даже поощрять) выражение агрессии в приемлемой форме. - изображать на бумаге войны, взрывы, драки, «дядек с пистолетами» и пр. - играть в разрушающие игры: строить и ломать башни, лепить из песка или снега замки, дороги, мосты, а потом рушить их - ломать игрушки (те, которые не жалко. Можно специально покупать недорогие машинки для гонок с авариями, для скатывания их с горок, роботов для боёв и пр.) - бить подушки или специальные груши - бороться, устраивать шуточные бои на диване - заниматься спортивными играми, борьбой, карате, ходить в бассейн - говорить слово «нет!», иметь право на протест и отказ, постепенно учить его объяснять причины своего отказа.

2. Создавать благоприятную обстановку вокруг ребёнка. Он нуждается в чувстве защищенности. Поощрять и подбадривать его. Выражать свою любовь всеми доступными способами: с помощью взгляда, ласковых слов, нежных прикосновений, объятий, совместных занятий и игр. Быть внимательным к его потребностям и нуждам.

3. Общаться с ним как можно больше с помощью слов - разговаривать, читать ему, учить стихи, петь песни и показывать всю широту невербального общения - мимикой, жестами. Можно это всё превратить в игру: изобрази сердитого льва, покажи весёлую белочку, покажи, как ты боишься, как ты удивляешься, как радуешься и пр. Как ходит медведь, как прыгает зайчик, как крадётся кошка и т.д.

4. Останавливать неприемлемые формы агрессии (не позволять оскорблять и унижать других людей и детей, нарочно злить и провоцировать их, обижать животных и слабых и т.д.). Объяснять, почему так делать нельзя. Обсуждать вместе на примерах и сравнениях с собой, с близкими ему людьми.

5. По возможности игнорировать незначительное проявление агрессии. Если его гнев возник по понятным и допустимым причинам, то дать ему выразиться, выслушать ребёнка, помочь переключиться и отвлечься.

 6. Давать право на выражение чувств (активно слушать): «Я понимаю, тебе обидно, ты злишься, это всё очень неприятно. Но бить брата нельзя. Если ты зол, скажи это словами. Скажи: я злюсь! Мне это страшно не нравится!». Если вы что-то запретили ребёнку, помогите ему пережить теперь этот запрет: выплакаться, высказаться и успокоиться.

 7. Учить ребёнка: - осознавать и понимать свои эмоции и чувства (через игры, через озвучивание и описание чувств и эмоций) - развивать эмпатию (сопереживание) с помощью игр и сказок, например. А ещё можно заботиться о домашних животных (завести хомячка) или сделать кормушку и кормить птиц, или даже просто сходить на улицу покормить голубей. - отстаивать свои границы (защищать себя), не нападая при этом на других. Обсуждать варианты действий: «Если Ира отбирает твой карандаш, что ты можешь сделать? Сказать ей: Ира, не трогай, это моё. Предложить другой карандаш. Закричать громко. Позвать маму». - осознавать ответственность за свои действия, т.е понимать причинно-следственную связь, планировать, предугадывать («Что будет если стукнуть Мишу лопаткой? Да, ему будет больно, он заплачет. А как можно по-другому поступить? Да, сказать Мише словами». - «Если кинуть мяч в вазу, что произойдёт? Правильно, она упадёт и разобьётся. Мама расстроится, ведь это её любимая ваза»

8. Не подавлять агрессию, а перенаправлять её в действие, на решение проблемы, на поиск различных вариантов. Учить этому ребёнка и учиться самим.

9. Использовать добрый юмор для разрядки обстановки. «Я вижу ты зол. Ты такой злой сейчас, как 20 тигров! Нет, как 30 тигров! Правда?» Смотри, когда я сержусь я похожа на носорога, похожа, да? А ты на кого похож? На бегемота? Ого! Я и правда боюсь» И творческий подход в тех моментах, когда ребёнок на что-то не соглашается. Например, не отправлять его чистить зубы, а вместе полететь на базу для подготовки самолётов к вылету. Не заставлять собирать игрушки, а изобразить, как каждая игрушка уставшая спешит залезть в коробку, чтоб там лечь поспать. При этом можно забавно кряхтеть и сопеть, переваливаясь через бортик, а потом захрапеть.

Принципы общения с агрессивными детьми:

1. Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

2. Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.

3. Давайте ребенку возможность выплеснуть агрессию (порвать бумагу, поколотить подушку, крепко сжать кулаки и т. д.)

4. Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему.

5. Хвалите ребенка, тогда и поводов для непослушания будет меньше. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение - это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова. Так же не стесняйтесь обнять ребенка, говорить о своей любви к нему.

6. Никогда не унижайте достоинство ребенка, не произносите фраз типа: «Ничего путного из тебя не вырастет!» К сожалению, в большинстве случаев, за критикой его отдельных поступков он чувствует непринятие его в целом. Родители зачастую используют такие фразы: «Ты хулиган», «Ты ничтожество», «Зачем я только тебя родила?»

  • Показывайте ребенку личный пример конструктивного (неагрессивного) поведения.

Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные ребенка не должны проявлять агрессию. Направляйте активность ребенка в другое русло (активные подвижные игры во дворе, секции по его интересам и возможностям и т. п.). Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

В большинстве случаев вспышки гнева и другие проявления агрессивного поведения проходят с возрастом. Малыш постепенно учится контролировать свои эмоции и начинает понимать, что добиться желаемого можно другими способами. Но что же делать родителям, у которых растет нервный и агрессивный ребенок, если с каждым днем он становится только злее? В этом случае мамам и папам таких детей могут помочь следующие рекомендации профессионального детского психолога:

 В первую очередь, проанализируйте собственное поведение. Помните, дети в любом возрасте копируют своих родителей;

 Ограничьте просмотр телевизора и тщательно выбирайте передачи и фильмы, которые может смотреть ваше чадо. Не допускайте, чтобы ваш сын или дочка видел триллеры, фильмы ужасов или любые сцены насилия;

Несмотря на занятость, всегда находите время на игру и разговор как с малышом, так и с подростком;

Старайтесь делать как можно меньше замечаний. Нервный и агрессивный ребенок не воспринимает критику.

Гораздо лучше спокойно объяснить, что бы изменилось, если бы он сделал определенное действие по-другому;

Терпеливо объясняйте своему чаду, почему нужно вести себя по-доброму;

Держите себя в руках

Диагностические методики.

Диагностика агрессивности:

Критерии выявления агрессивного ребенка:

С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения.

Работа с картой-таблицей: Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:

Особенности поведения ребенка

Как проявляются

Часто

редко

1.

Спорит, ругается со взрослыми

2.

Теряет контроль над собой

3.

Винит других в своих ошибках

4.

Завистлив, мстителен

5.

Сердится и отказывается что-либо делать

6.

Специально раздражает людей

7.

Отказывается подчиняться правилам

8.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их

Анализ результатов: Подсчитывается общее количество ответов «часто».

Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

Анкета «Признаки агрессивности»

(может быть использована психологом в работе с педагогами. родителями на этапе предварительной диагностики)

Работа с анкетой:На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.

Особенности поведения исследуемого ребенка

Проявление особенностей

Да

Нет

1

«Злой дух» временами вселяется в него

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки

6

Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение

7

Он не прочь подразнить животных

8

Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним

9

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих

10

В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот

11

Часто не по возрасту ворчлив

12

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

14

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых

15

Легко ссорится, вступает в драку

16

Старается общаться с младшими и более слабыми

17

У него нередки периоды мрачной раздражительности

18

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

19

Уверен, что любое задание выполнит лучше других

Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку.

15 – 20 баллов – высокая агрессивность

7 – 14 – средняя

1 – 6 – низкая

Диагностическая работа психолога:

  • Методика «Кактус»

(автор – М.А.Панфилова)

Назначение методики:диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности

Применение методики:с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).

Материал:листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Проведение исследования:

Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.

Обработка результатов:

Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.

Учитываются показатели, специфичные для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);
  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Личностные особенности

Отражение в рисунке

Агрессия

Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности

Импульсивность

Отрывистость линий, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству

Крупный рисунок в центре листа

Демонстративность, открытость

Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм

Неуверенность в себе. Зависимость

Маленький рисунок. Расположение внизу листа

Скрытность, осторожность

Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм

Использование ярких цветов, «радостные» кактусы

Тревожность

Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

Женственность

Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм

Экстравертированность

Наличие на рисунке других кактусов, цветов

Интровертированность

На рисунке изображен один кактус

Стремление к домашней защите

Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества

Дикорастущие, «пустынные» кактусы».

Беседа с ребенком после завершения рисунка:

Варианты вопросов:

  • кактус домашний или дикий?
  • он сильно колется? Его можно потрогать?
  • кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
  • кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?
  • когда кактус подрастет, то как он изменится?

Игры и упражнения на преодоление агрессивности детей.

1.«Обзывашки»

Для игры нужен небольшой мячик. Встаем с ребенком друг напротив друга и начинаем перекидываться мячом. На каждый бросок кидающий должен назвать соперника«обидным»словом. Правда, слово это должно быть условно обидное: не грубые ругательства, а обычные слова, например: «Мама редиска!» — «Ваня арбузик!» и т.д.

2.«Пылевыбивалка»

Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.

3.«Подеремся?»

Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Для создания веселой атмосферы можно включить музыку. Перед игрой договоритесь о правилах: драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто-то распускает руки или говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами.

4.«Обстрел снежками»

Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.

5.«Фейерверк»

Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.

6.«Катаем мячик»

Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить мячик именно по ним. Глубокий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо расслабляет все мышцы и успокаивает, поэтому дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.

7.«Шторм»

Можно играть в эту игру во время купания, а можно просто набрать воды в глубокую и широкую емкость, вообразить, что это море, и предложить ребенку устроить шторм. Ребенок должен дуть на воду так, чтобы получались волны.

8.«Повелитель ветра»

Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как можно сильнее. Мама в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра.

9.«Упрямый ослик»

Лучше всего малышу лечь на что-то мягкое, чтобы не отбить себе пяточки. Итак, ребенок укладывается, например, на кровать, поднимает ноги и с силой опускает их вниз, на каждый удар произнося «нет!», «ни за что!», «никогда!» и т.д.

10.«Домашний футбол»

Для игры нужна маленькая подушка или тряпичный мяч (чтобы в случае чего не разбить люстру). Ребенок и мама (или папа) играют в футбол, предварительно договорившись о том, что можно делать в игре, а чего нельзя. Смысл в том, чтобы дать ребенку вволю попинать, покидать мяч.

11.«Лягушка»

Если малыш любит купаться, предложите ему дуть на поверхность воды, чтобы получились волны. Усилия ребенка должны быть достаточно интенсивными.

12 «Ураган»

Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует на вас – мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.

13. «Упрямый барашек»

Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, в воздух или бьет ими об пол. На каждый удар он может говорить «Нет!».


14.
Минута шалости(психологическая разгрузка).
Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

15.Каратист(снятие физической агрессии).
Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

16.Боксер(снятие физической агрессии).
Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.
Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности:
1.
Бить подушку или боксерскую грушу.
2.Топать ногами.
3.Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
4.Втирать пластилин в картонку или бумагу.
5.Посчитать до десяти.
6.Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
7.Вода хорошо снимает агрессию.
8.Комкать и рвать бумагу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей сташего дошкольного возраста с государственной символикой

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...

Методические рекомендации для воспитателей и родителей детей подготовительной к школе группы по выполнению заданий логопеда

В предлагаемых методических рекомендациях учитедя-логопеда представлены разделы коррекционной работы, по которым учитель-логопед обычно дает задания для воспитателей и родителей детей, посещающих подг...

Методические рекомендации для воспитателей об агрессивном поведение в дошкольном возрасте.

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему ...

Выступление на педагогическом часе «Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой»

Выступление на педагогическом часе«Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой»...

Методические рекомендации для воспитателей "Как знакомить детей с профессиями"

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые...

методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей дошкольного возраста с городецкой росписью

1.      Познакомить детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.2.      Создать условия для приобщения детей...

Методические рекомендации для воспитателей «Антитеррористическое воспитание детей дошкольного возраста»

Работа по антитеррористическому воспитанию с дошкольниками проводится с целью формирования основ противодействия терроризму, выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья, и...