Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
консультация

Кувалина Елена Михайловна

Психоэмоциональный настрой - мощное профилактическое средство для различного рода заболеваний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_vospitatelem_tehnologii_obespecheniya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский

Здоровье – это далеко не просто отсутствие заболеваний. Наиболее всеобъемлющим и общепринятым является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

 

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду; психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.

В то же время положительный психоэмоциональный настрой — мощное профилактическое средство для различного рода заболеваний, в том числе инфекционных, потому что организм эмоционально и психически благополучного ребенка способен более эффективно бороться с любым вирусом.

Наблюдения показывают, что приход утром в детский сад многих детей и родителей связан с эмоциональным дискомфортом, болезненным расставанием, тревогой. Именно поэтому необходимо использовать так называемые ритуалы «вхождения в день».

Минутки вхождения в день

Они проводятся с целью создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе, установления индивидуального эмоционального контакта с ребенком, закладывания основ доброжелательного отношения к сверстникам, формирования эмоционального контакта «ребенок- взрослый», «ребенок- ребенок». Одним из главных условий проведения минуток вхождения в день является добровольное участие детей в них и обеспечение каждому ребенку индивидуального контакта с воспитателем.

В их содержание включены различные игры на сближение, игры на телесный контакт. Функция таких приёмов – положительный настрой и доброжелательное отношение к окружающим, снятие напряжения, плавное переключение с одного вида деятельности детей на другой. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.

Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви. Дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное и т.п. При проведении этих «минуток» старайтесь не говорить слишком громко, спокойствие принесет здесь больше пользы.

Психологические речевые настройки

Для создания теплой дружеской атмосферы в группе детей можно использовать психологические речевые настройки. Основная их цель — формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу. Лучше всего проводить речевые настройки после утреннего приема детей. Педагог с детьми встают в круг и держатся за руки. Педагог, обращаясь к детям, говорит, что он очень рад видеть всех и сегодняшний день принесет им много интересного и т.д. Слова могут быть различными, но суть должна остаться той же: они должны показывать детям, что их рады видеть, настраивать на доброжелательные отношения с взрослым и сверстниками.

Релаксационные упражнения

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.

Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

Примеры упражнений:

  • «замочек»: губки поджимаются так, чтобы их практически не было видно и прячутся около 5 секунд. Также можно растянуть губы так, чтобы обнажить все зубы, и сильно порычать. После этого следует глубоко вдохнуть, улыбнуться, потянуться, позевать.
  •  «любопытная Варвара» (для расслабления мышц шеи): малыши поворачивают как можно дальше голову то влево, то вправо и возвращаются в исходное положение.
  • «лимон». Размять ручки можно, выжимая воображаемый лимон. Для этого мышцы напрягаются сильно-сильно, а ладошка сжимается в кулачок. Потом лимон резко бросается, а пальчики и рука расслабляются.
  • «птички» (для полной релаксации:  дети «летают» по поляне, цветкам, пьют водичку, чистят перышки, плескаются в ручье.
  • «снежная баба»: сначала малыши стоят прямо, как снеговики, их руки смотрят в разные стороны. Но постепенно они начинают таять, опускаются ручки, расслабляется шея, и они потихоньку превращаются в лужицу на полу.

Упражнения для саморегуляции

Цель саморегуляции — снять физическое и психическое напряжение, способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению осознавать и контролировать свои эмоции и действия. Детям в игровой форме предлагается выполнить упражнение. Старшим детям можно сказать, что необходимо научиться управлять собой. Дети располагаются произвольно (стоя, сидя) в зависимости от упражнения. Педагог дает название упражнению, рассказывает и показывает, как оно выполняется. Дети выполняют. Если упражнение знакомое и отработанное, то достаточно только назвать его. Продолжительность выполнения — 1— 2 минуты. В режиме дня это может быть время занятия (вместо физкультминутки) или любой другой момент, когда необходимо собрать детей, организовать их на какой-либо вид деятельности. Саморегуляция может проводиться индивидуально или с подгруппой детей, психическое и эмоциональное состояние которых этого требует.

  • «Насос и мяч»: дети разбиваются  на пары. Один ребенок изображает мяч, другой — насос; каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью. «Мяч сдутый» — ребенок сидит на корточках. «Насос надувает мяч» — ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками: с-с-с...«Мяч становится все больше» — ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх. «Насос прекращает работу» — ребенок делает вид, что выдергивает шланг. «Мяч вновь сдувается» — ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.
  • «Комарик»: Представьте, что вы поймали комарика — спрячьте его в кулачке. Нужно сжать кулачок очень сильно, а то комарик улетит. Через несколько секунд предложить детям отпустить комара. Дети разжимают кулачок и дуют на ладошки: «Лети, комарик!» Повторить 2—3 раза. Так можно играть с воображаемой бабочкой, мухой, жуком, листочком, снежинкой и др.

Минутки шалости (психологическая разгрузка)

«Минутки шалости» состоят из игры для поднятия настроения. Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить. Каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает и т.д. повторный сигнал ведущего через 1-3 мин. Объявляет конец шалости. Тематика может быть самой разнообразной.

  • «Волшебное превращение» — (По команде воспитателя дети превращаются в мышку, в птичку, в зайку и т.д. имитируя повадки и звукоподражание названых животных и птиц.)
  • «Салют» — (Дети подпрыгиваю на месте, хлопают в ладоши и кричат "Ура!".)
  • «Веселые мячики» — (Дети превращаются в маленькие мячики и прыгают на месте, легонько на носочках.)
  • «Игра в снежки» — (Дети имитируют лепку снежков, показывая ладошками, как это делается и кидают воображаемые снежки друг в друга.)
  • «Листопад» — (Дети превращаются в маленькие листочки — бегают, летают и падают.)
  • «Дождик» — ("Тихий дождь!", "Сильный дождь!", "Ливень!" — дети хлопают в ладоши в соответствующем темпе.)

Минутки добра

 «Минутки добра» помогают ребёнку самостоятельно, без долгих бесед на этические темы и заучивания правил поведения, расстаться с привычками, мешающими ему в общении  со сверстниками и взрослыми. Целебное воздействие «Минуток добра» наполняет эмоциональный мир ребёнка новыми эмоциями, переживаниями, а также формирует социальные качества, доброжелательность, уважение.

  • «Дружба начинается с улыбки»: сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
  • «Комплименты»: глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.

Психологические игры

Психологические игры способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, корректировать нарушения поведения детей, формировать положительный психологический микроклимат в группе. Психологическими можно назвать любые игры, в которых решаются задачи социализации, психоэмоционального развития, сплочения коллектива детей.

  • «Солнышко и дождик»Взрослый держит большой зонт и говорит детям, что под ним они будут прятаться от дождя. По команде «Солнышко!» дети гуляют вокруг педагога. Услышав слово «дождик», они подбегают и прячутся под зонтом. Взрослый отмечает, все ли спрятались, не остался ли кто под дождем, и называет каждого по имени, поглаживая по голове или плечу.
  • «Давайте поздороваемся»Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если педагог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два — плечиками, если три — спинками.
  • «Кричалки, шепталки и молчалки» Взрослый говорит: «Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат — можно прыгать, бегать, кричать. Если желтый — можно только шептаться, а если синий — нужно замереть на месте и замолчать». Взрослый показывает квадраты, дети выполняют его инструкцию.

Педагог организует и проводит психологические игры в удобное для детей время. Это могут быть утренние часы, время прогулки, вторая половина дня и любой другой момент. Продолжительность игры зависит от ее цели, содержания, возраста детей и их эмоциональной включенности (5—20 минут).

Ребенок находится в детском саду большую часть времени, в котором он активен. Поэтому педагоги должны сделать все, чтобы в это время ребенок испытывал психологический комфорт.

Для этого необходимо принимать ребенка таким, каким он есть, избегать любых выражений нетерпимости, воздерживаться от упреков и замечаний. Стремиться видеть мир, окружающий его, глазами ребенка. Чувствовать изменения в поведении и настроении всех детей, способствовать установлению душевной гармонии и эмоционального комфорта каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстник...

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка: игротерапия.

Игровая терапия - это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей,в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра....

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям, интересам, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка . Материалы к педсовету....

Здоровьесберегающие технологии ДОУ. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Здоровьесберегающие технологии ДОУ.  Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. В статье описаны методы и приёмы как создать позитивное психологическое самочувс...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена.  Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована здоровьесберегающая деятельность, ...