Роль игры в формировании ответственности у старших дошкольников
статья (старшая группа)

Самуйлова Юлия Валерьевна

В статьеговорится о роли игры в формировании ответственности у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста

 Проблема формирования у детей ответственности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Ответственность — это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. В жизни часто приходится сталкиваться с безответственностью людей: опоздал на работу, не выполнил поручение или задание в срок, не сдержал обещание, которое дал друзьям. Ответственность как волевое качество необходимо ребенку-дошкольнику для будущей школьной жизни. В школе детям приходится делать то, что в данный момент делать не хочется. Во имя этого надо будет отказаться от чего-то интересного и приятного, надо будет преодолевать трудности. И тут, безусловно, требуется мобилизация волевых усилий, определенное самоограничение. Ответственность тесно взаимосвязана с такими качествами, как самостоятельность, свобода выражения собственных мыслей, инициативность. Чувство ответственности не возникает само по себе. Оно зарождается в дошкольном возрасте и начинается с добросовестного выполнения детьми требований взрослого, группы сверстников.

Единственный язык, который легко дается всем детям – это язык игры. Именно игра может помочь родителям скорректировать возникающие возрастные проблемы в отношениях с детьми. На современном этапе развития общества мы столкнулись с проблемой девиантного поведения детей, причиной многих подростковых проблем является отсутствие взаимопонимания родителей со своими детьми. Корни этих проблем лежат в дошкольном детстве: если родители в процессе игровой деятельности (так как это ведущая деятельность дошкольников) научатся решать возникающие проблемы, научат детей самостоятельности и в процессе организации игры и в плане подготовке к игре и в преодолении трудностей, связанных с ходом игры и с ее результатом. Именно родитель может продемонстрировать достойный пример: как можно выиграть и проиграть, не уронив собственного достоинства. Роль педагогов в просвещении родителей, в понимании значения игры, в обучении взаимодействию с детьми в процессе игровой деятельности, в привлечении родителей к организации и проведению развлечений и занятий, построенных на содержании народных игр.

Разнообразные условия выполнения двигательной задачи способствуют поддержанию интереса, развивают самостоятельность и инициативу. Однако,  самостоятельность и инициативу принятия на себя ответственности мы формировали в подвижной игре не только за счет двигательной задачи. В результате педагогического наблюдения было замечено, что создание самостоятельных самоорганизующихся детских коллективов это результат развития детских взаимоотношений, собственно игровых навыков и умений. Владение воспитателями методикой проведения подвижных игр: игра с правилами как предмет изучения интересна своим влиянием на формирование таких социальных качеств как самостоятельность и ответственность в старшем дошкольном возрасте.

Усложнением для развития индивидуальности, самостоятельности и ответственности  в  старшем  дошкольном  возрасте стало  внедрение  роли  ведущего. Потому что для организации самостоятельной подвижной игры должен быть ребенок-лидер, который может предложить игру, выбрать водящего, подать сигналы, следить за выполнением правил, то есть реально руководить игрой на всем ее протяжении и завершить ее.  Эта роль правилами не определена. Мы использовали ее как средство для привлечения детей к организации самостоятельной игры. Лидер – ребенок, назначенный на роль ведущего, является примером для сверстников, стимулом для подражания в организации самостоятельной игры со сверстниками. Включая роль ведущего, мы выявили некоторые умения, определяющие поведение ведущего: инициативность (предложение игры); лидерские качества (другие дети или хотят с ним дружить, или не могут ему не подчиняться); организаторские способности (собрать детей, распределить роли, требовать соблюдение правил); хорошее знание игр и их правил, физическая подготовка. А.П. Усова указывала на то, что чем больше ребенок «вооружен» способами организации сверстников для совместной деятельности, тем больше времени он проводит в социальном общении. Из наблюдений за организацией детей в самостоятельные игры видно, что ведущие, способные вести игру, хорошо знают правила игры, общительны, справедливы к партнерам, умеют заинтересовать детей, так как креативны (могут что-нибудь придумать занимательное),умеют громким голосом подавать команды, регулируют взаимоотношения участников, а те им подчиняются. Таким образом, быть ведущим значительно сложнее, чем водящим. Дети к 7 годам начинают осознавать свои возможности и предлагать себя на роль ведущего, проверяя свои организаторские способности. Научив дошкольника играть самостоятельно, мы решаем задачи социального становления, готовим его к эффективному взаимодействию со сверстниками, которое так важно для будущего первоклассника, потому что в школе дети значительное время находятся без присмотра взрослого. В детском коллективе, благодаря таким социальным качествам, как индивидуальность,  ответственность,  самостоятельность,  содействие,  происходит становление собственной позиции, что проявляется как самодостаточность.

С целью развития представлений об ответственности, формировании мотивации, оценки самого себя и своих действий проводятся такие комплексные занятия как «Ответственность — значит быть в ответе», «Что такое дружба?», «Поступки хорошие и плохие». Занятия по ознакомлению с художественной литературой формируют у детей различные нравственные качества, в том числе ответственность: это рассказы А. Гайдара «Чук и Гек»; Н. Носова «Карасик»; В. Дмитриевой «Малыш и Жучка»; Л. Толстого «Косточка»; В. Осеевой «Просто старушка»; Л. Пантелеева «Честное слово». После чтения и обсуждения прочитанного можно предложить детям разыграть некоторые ситуации, например, по рассказам Л. Толстого «Косточка», А. Барто «Помощница», В. Осеевой «Просто старушка». Не менее эффективны для формирования ответственности беседы: «Всегда ли вы выполняете свои обязанности?», «Ваши добрые поступки», «Вежливый человек — это…». С помощью беседы можно определить отношение ребенка к обсуждаемым вопросам, его личный опыт. Игры с правилами («Ласковые дети», «Назови себя», «Угадай, кто я?», «Подари цветок», «Разговор по телефону») предоставляют возможность развивать у детей способность познавать себя и других, учат умению общаться.

Проблемные ситуации можно создавать воспитателю специально в различных видах деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, учебной. Например, возникшая проблемная ситуация в игре — ребенок нечаянно сломал игрушку и просит сверстников не рассказывать воспитателю этот факт, чтобы не огорчать воспитателя. Примерные вопросы к детям: что произошло? Как можно решить данную проблему?  Какие способы решения проблемы вы еще можете назвать? Дети должны самостоятельно обдумать ситуацию, выразить чувства виновника, назвать пути решения проблемы. Ответы детей следует анализировать по степени личной заинтересованности в изменении ситуации, по характеру сопереживания, по способности проявить ответственность за свои поступки.

Решающую  роль в воспитании формирования осознанного ответственного поведения в жизненных ситуациях играет деятельность, имеющая общественно полезную направленность: посильные поручения, дежурства, обязанности, ориентирующие на оказание помощи, проявление внимания к другим. Старшие дошкольники ремонтируют книги, игрушки, делают поздравительные открытки, подарки для родителей, малышей, помогают взрослым убирать групповые помещения, готовиться к занятиям. Следует при этом помнить, что привлечение дошкольника к выполнению заданий без активизации его чувств, учета его интересов может воспитать у ребенка лишь привычку подчиняться. Он, конечно, будет выполнять обязанности дежурного, поскольку его назначили помогать взрослым, но при этом останется равнодушным к порученному делу, не будет стараться сделать его хорошо. Чтобы закрепить социально значимые мотивы, актуализировать их для ребенка, важно затронуть его эмоциональную сферу, его чувства. Например, вместе с другими детьми поблагодарить за выполненную работу, отметить, как приятно и радостно всем видеть аккуратно и красиво расставленные игрушки, тщательно разложенные на полке книги. Поощрительная оценка со стороны воспитателя создает благоприятную основу для развития самостоятельности, инициативы, а, значит, и для формирования ответственности. Таким образом, в результате проведенной работы у детей сформируется четкое представление о значимости ответственности, выработается личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. И к школе у детей сформируется ответственность к своим обязанностям, к выполнению заданий, поручений, появится ответственность за принятое решение, а также настойчивость в достижении результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в формировании познавательного интереса у дошкольников

, Н.А. Рубцова, МБДОУ Д/С №19городского округа город Воронеж .  Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, общества в целом и приобретают фо...

Консультация для родителей на тему: "Роль спорта в формировании нравственного потенциала старших дошкольников"

Консультация для родителей на тему: "Роль спорта в формировании нравственного потенциала старших дошкольников"...

Семинар-игра. Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

С помощью дидактических игр можно достигнуть следующих целей целей: - создать необходимую развивающую предметно-пространственную среды группы по ФЭМП; - совершенствовать познавательные процессы: воспр...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников.

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников....

Роль игры в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста

Ответственность – один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют «качеством высшего порядка» из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировозз...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

Использование нестандартных дидактических средств в работе с дошкольниками: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг»...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль. Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых маленьких, сп...