Игра как средство и способ обучения дошкольников
статья

Максимова Людмила Григорьевна

Игра - для ребенка имеет важную роль в его детские годы. С помощью игры, ребенок взращивает в себе все самые хорошие качества для полноценной  и счастливой его жизни в дальнейшем будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Максимова Л.Г., воспитатель

                                                                                     ГБДОУ детский сад №44 Приморского района

                                                                                                                                      Санкт-Петербурга

                    ИГРА КАК СРЕДСТВО И СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Ведущей ролью в дошкольном возрасте является именно игра. С помощью игры, ребенок закладывает в себе основы для дальнейшей счастливой жизни. В процессе игры, ребенок не только здорово проводит время, но и знакомится с тем, что его может ждать в жизни. И важно на этом этапе, чтоб взрослые встречающиеся на пути у ребенка, преподносили только положительные уроки жизни. Ведь именно взрослые, являются самыми главными проводниками ребенка до момента становления ребенка взрослым. Ребенок, он как губка, впитывает абсолютно все, что видит, и важно, чтоб видел намного больше хорошего, нежели плохого.

 Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

 Н.К.Крупская писала: «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных».

 Во время игры, ребенок учиться многому, особенно важному качеству как общению, как со сверстниками, так и со взрослыми. Ведь мы все живем в социуме, и важно научиться жить в гармонии со всеми. И не только, во избежание конфликтных ситуаций, а чтоб человек не погас, ему необходимо постоянно с кем-то контактировать – это поможет ему постоянно быть в тонусе, саморазвиваться и творить. На фоне общение у ребенка зарождается дружба.

 Можно считать, что в игре ребенок получает впервые уроки коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.

 Также игра формирует у ребенка фантазию и воображение. Он учиться играть не только по правилам, но и выходить за рамки игры, создавать что-то свое особенное. Тем самым выделяясь из коллектива, становясь в последствии заводилой в компании, формирует лидерские качества и креативность.

 Игра еще развивает у ребенка интеллектуальные способности, память и внимание. Ведь в каждой игре есть определенные правила игры, по которым нужно следовать, а, чтобы выиграть, нужно заранее просчитать свои шаги на два шага вперед, чтобы одержать победу. Без памяти мы никуда – она открывает нам двери ко всему на свете в нашей жизни. Именно игра считается одним из основных элементов тренировке памяти для детей, так как, чтобы играть в игры, нужно знать правила, чтоб игра доставляла удовольствие, а не разочарование. Ведь правила – это прежде всего порядок, а без правил начинается хаос. Нужно ребенка учить, что правила придумывают не просто так, а для поддержания порядка, чтоб жизнь протекала интереснее. Без внимания никуда, оно нам нужно всегда и везде. Внимательность помогает ребенка выиграть в игре, так как запоминал кто как ходит в игре и как ведет себя.

 У детей формируется первые шаги к играм в семье. Поэтому важно, чтоб родители принимали участие в играх с детьми, но при этом не устанавливали жесткие правила, а давали возможность детям проявить себя, создавать и свои правила для большей заинтересованности. Ведь дети в дошкольном возрасте не играют долго в игры, если установлены жесткие правила, им начинает надоедать это, они хотят поскорее концовки игры, чтоб идти играть в те игры, где они сами придумывает правила и где им комфортно. Как и нельзя детей насильно заставить играть в игры, они не будут это с радостью делать, а будут считать, что это наказание какое-то, а не прекрасное и познавательное времяпровождение.

 Также и педагоги, они должны участвовать в играх детей, но не весь процесс контролировать. Иначе, если всегда вести контроль, дети не смогут учиться самостоятельности, и им будет сложнее принимать решения в дальнейшей их жизни.

 Игрушки для игр должны соответствовать возрасту детей. Для младших дошкольников важно, чтоб было много игрушек, так как еще им сложно создавать собственные сюжетные игры, и поэтому игрушки создают игру. Для средних и старших дошкольников, игрушек должно быть поменьше, так как не игрушки создают игру, а сюжет игры создает тех или иных персонажей.

 Игра – непременный спутник жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры – драматизации, музыкальные и др. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка.

 Выбор игры определяет силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

 В заключение замечательные слова А.С.Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

По сути дела, мы играем на протяжение всей жизни, с самого детства и до конца жизни. Только разница состоит в том, что в детстве – игра несет в себе облегченные правила игры, а во взрослой жизни – игра несет в себе более усложненные правила игры.

Литература

1. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях (Из опыта работы) / Cост. Е.Н.Тверитина, Л.С.Барсукова; Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 5-12 с.

2. Игры и развлечения детей на воздухе/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983. – 3-8 с., ил. – (Б-ка воспитателя дет.сада).

3. Овсянникова М.П., Кутняк А.А., Балакина И.Н. Значение игры для дошкольников // Молодой ученый. – 2017. – №9. – С. 347-350. URL https://moluch.ru/archive/143/40177/ (дата обращения: 07.11.2019).

4. Крупская Н.К. Пед.соч. М., 1980, т.6, с.163

5. Макаренко А.С. Соч. в 7 т. М., 1957, т.4, с.373


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство и способ обучения дошкольников

В своей работе я рассказываю об игровой деятельности дошкольников, которая является актуальной проблемой процесса обучения....

«Игра как средство и способ обучения дошкольников»

материал содержит разъяснительный текст по разным видам игр для детей....

Игра как средство и способ обучения дошкольников

Раскрыты виды игр, структура игры, роль воспитателя в развитии игровой деятельности...

Статья "Игра как средство и способ обучения дошкольников"

Что же такое игра для ребенка дошкольного возраста? Какую роль имеет игра в формировании многих психических процессов? Какие бывают игры, их виды и способы использования в воспитательном процессе.Игра...

Игра как средство и способ обучения дошкольников

Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного....

Статья по педагогической работе дошкольного образования «Игра как средство и способ обучения дошкольников»

Благодаря игре в дошкольном возрасте формируется психические процессы: память, внимание, воображение, речь и т.д. Игра является далеко не только средством развлечения дошкольников, в ней заложен огром...