Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования"
консультация (младшая группа)

Кулагина Виктория Владимировна

Консультация для воспитателей второй младшей группы по экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_k_mo_po_eksperimentirovaniyu_2_ml_gr_2019.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

младших дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Слайд 1

Всем известно, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхаетэкспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Слайд 3

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.

Слайд 4

Я стараюсь направить исследовательскую деятельность моих воспитанников  на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка,  умывание.

Слайд 5

В ходе опытов  дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Поскольку у меня дети младшего дошкольного возраста, то я начала работу с самых простых опытов и экспериментов.

Слайд 6

А начали со знакомства с водой и её свойствами: прозрачная, текучая, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества. Провели опыты: «Узнаем, какая вода»«Цветная вода»«Прятки»«В какую бутылку быстрее нальется вода?» и «Когда льется, когда капает». С интересом проводим опыты по замораживанию воды, по изготовлению цветных льдинок. Дети ждали конечного результата: что произойдет с водой на холоде.

Слайд 7

Перед проведением опытов, экспериментов мы наблюдали за водой, текущей из крана; беседовали на темы: «Что такое вода» и «Что мы знаем о воде», читали стихи о воде.

В зимний период наблюдали за снегом и льдом, экспериментировали с ним. Подводили детей к пониманию того, что снег – это одно из состояний воды. Знакомили с его свойствами: рыхлый, липкий, мокрый. С детьми из снега лепили комочки, делали «тесто» из снега для лепки горки. Проводили опыт «Установление зависимости свойства снега от температуры»: приносили снег в группу, он становился липким и из него лепили снежные комочки. Дети наблюдали «Таяние снега»: обращали внимание на то, что в тепле, при комнатной температуре, снег тает и превращается в воду и она очень грязная. Дети сами для себя делали вывод: нельзя есть снег – он грязный и там много микробов.

Слайд 8

Знакомила со льдом: «Лед – твердая вода». Приносили сосульки в группу и наблюдали за их таянием.

Следующим объектом для экспериментирования был воздух

Через опыты и эксперименты «Что в пакете?»«Игры с соломинкой» познакомили со свойствами воздуха: легкий, невидим, не имеет формы, он есть вокруг нас. С детьми проводили игры-опыты по обнаружению воздуха в окружающем пространстве. 

Познакомила детей с тем, что человек дышит воздухом и что ветер – это движение воздуха.

С интересом проводили такие опыты:

«Послушай ветерок» - дети наблюдали за движением кораблика на воде.

«Ворчливый шарик» - надутый шарик отпускали в воздухе и наблюдали за его «метанием» (выход воздуха, и надутый шарик разжимали в воде, в которой наблюдали появление пузырьков (выход воздуха в воде).

В группе познакомили детей со свойствами песка и глины. Делали песок сырым, сравнивая его с схим, рисовали палочками по сырому песку. Эти работы будем продолжать в летний период из-за доступности большого количества песка и почвы.

Слайд 9

Проводим опыты по определению веса и притяжения«Легкий-тяжелый»«Плавает-тонет». Очень интересный был проведен эксперимент «Мой веселый, звонкий мяч». Показали, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды.

Знакомили со свойствами и качествами материалов: бумагой, тканью, древесиной. Дети мяли бумагу, мочили в воде, рвали. Самостоятельно определяли её прочность, гладкость, толщину.

Детей учили определять температурные качества веществ и предметов: горячо-холодно, теплота. Изготовили д/ч «Какая вода» и «Кому нужна вода», пособие «Все о воде».

Организуя игры с водой и песком, я не только знакомила детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляла элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д.

Слайд 10

Изучая материалы по организации экспериментирования с детьми, нашла примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования, который хочу предложить вам, уважаемые коллеги, для ознакомления.

Слайд 11

Экспериментирование можно проводить с самыми различными материалами.

Обратите внимание на этот список, он достаточно большой. Таким образом,  поле для организации деятельности с детьми огромно.

Слайд 12

Один только песок даст столько тем для экспериментирования и проведения экспериментальных игр.

Например, с  помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении опыта с песком детям предлагается пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши придут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.

Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.

игра «Печем печенье»

- закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.

игра «Норка для зверушек»

- закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

игра «Что спрятано в песке?»

-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

игра «Чудо пекарь»:

- закрепить знания детей о свойстве влажного песка — сохранять форму предмета.

Слайд 13

И такие игры-эксперименты можно проводить с водой, воздухом, красками и т.д. Главное, сделать так, чтобы у ребенка никогда не иссякал познавательный интерес, чтобы  у него всегда находился непознанный объект, который  ему захочется познать.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.

Только через действия ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Как  доказал Н.Н. Подъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Позвольте детям реализовать заложенную  в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования....

Консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...