Консультация для родителей «Сказка в развитии дошкольника»
консультация (подготовительная группа)

 

Консультация для родителей «Сказка в развитии дошкольника»

 

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но и загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве» - как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствует развитию воображения

Для развития фантазии, как нам представляется, важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а её восприятие ребенком, то, как она ему преподноситься. В этом большую роль играют взрослые: педагоги, родители

Сказку можно нарисовать

Мы стремимся прожить сказку вместе с ребенком, задействовав все органы его чувств (опираясь на опыт сенсорного развития детей, представленный в практике работы М. Монтесори). Когда мы начали заниматься с детьми сказкотерапией, то поняли, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например, они «не видят» ни леса, через который пробивается Иван – Царевич, ни места, где растёт могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге, да и не каждый сказочный сюжет привлекает внимание художников. Поэтому мы с детьми после чтения сказки стали рисовать, восстанавливая в памяти различные её эпизоды. И увидели, что каждый ребёнок воспринимает сказку по – своему, а рисование помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс пересказывания самой сказки, её сюжет.

Сказку можно сложить из ткани

Затем мы стали на полу изображать место, где происходит действие сказки с помощью отрезков тканей, различающих по форме, фактуре, размеру. Например, вышел Иван – Царевич в широкое поле – на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками. Идет по лесу Красная Шапочка – появляются ткани разных оттенков зеленого цвета, длинная, голубая лента из шифона (речек, ткань с ягодами (земляничная поляна).

А ещё сказки звучат

Чтобы помочь детям лучше почувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещётки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании «шумят» (горох, пшено, гречка, манка, ломанная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и т. д.). Создавать звуки можно и с помощью голоса. Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто то медленно трясёт баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем записи шума леса, воды и др. Используем и другой приём: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.

В героев сказки можно переодеться и потанцевать

Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Обратите внимание: мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Девочки занимаются этим чаще и более увлеченно, чем мальчики, но и те, представляя себя героями, с удовольствием наматывают (надевают) на себя полотна ткани, выбирая то, что им особенно нравиться, или то, что, по их мнению, подходит персонажу.

Когда дети «оденутся» как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы придумываем танцы для каждого персонажа, подбираем музыку. Ребенок в образе своего героя танцует, потом предлагает всем остальным присоединиться к нему и повторить все элементы его танца. Это позволяет всем детям «протанцевать» не только своего героя, но и всех персонажей сказки.

 

Подводя предварительные итоги

Вот таким образом, через разные действия, рисунки, составление декораций и костюмов, подбор запахов, звуков и музыки, ребёнок активно, творчески познаёт мир конкретной сказки и сказочный мир вообще. Ему становятся понятнее сказочные персонажи (их чувства и поступки) и своеобразие сказочной страны.

В результате естественным образом мы подходим к театрализованному представлению. При этом зрители видят не обычные декорации, как правило сделанные взрослыми, а причудливый ландшафт, составленный самими детьми. Его можно быстро изменить, что очень удобно при постановке. И костюмы дети придумывают сами, и сделать их не составляет труда, поэтому играть в сказку снова и снова легко и интересно: можно по ходу свободно меняться ролями, ведь костюм не предназначен для конкретного ребенка, и его можно придумать даже в момент постановки.

 

Естественно, что придумывание сказочных сюжетов сначала происходит под ненавязчивым руководством взрослых. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Их особенно привлекает возможность побывать в роли волшебника.

 

Каждый мечтает стать волшебником

Сочиняя продолжения сказки, они обычно проговаривают волшебные слова, «превращающие» их в волшебников. Мы объясняем, что эта роль даётся им на время, которое истечёт при звуке колокольчика, и играющие вновь превратятся в обыкновенных детей. Вместо колокольчика можно незаметно поставить таймер. Когда отведённое время подходит, он звенит, и его звук дети воспринимают как волшебный звонок.

Есть у нас и кресло волшебника (обыкновенный стул, накрытый красивыми тканями, и плащ волшебника (его «придумывают» сами дети). По очереди, устанавливаемой по жребию, или желанию (что для детей дошкольного возраста сложно) они садятся в волшебное кресло и, войдя в образ, начинают свою историю. Она продолжается до тех пор, пока воображение ребенка не иссякает. Тогда его сменяет другой. Все это записывается на диктофон, а затем педагог обрабатывает текст и читает его детям, которые слышат придуманное ими со стороны.

Нравится детям и такой прием: каждый рисует трёх персонажей из разных сказок, а затем сочиняет историю, связанную с ними. Чаще всего у дошкольника получаются достаточно короткие истории, но они многое позволяют узнать о ребёнке, который, размышляя о сказочном герое, придумывая его речь, отождествляет себя с ним. Затем дети со своими нарисованными героями садятся вокруг волшебного цветка и загадывают от их имени одно желание. Это позволяет оценить уровень эмпатии, мотивы и желания ребенка, особенности его эмоциональной сферы. Ведь желания героев – это по существу тайные желания ребенка. Всё это помогает проникнуть во внутренний мир детей не насильственно, а органично, во время игры.

 

В заключении отметим: несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший нашу жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Это не удивительно, ведь сказка не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Осенний утренник « Как Осень кисть потеряла»

в подготовительной и старшей спец. группах. 2017г

Ведущая:  Как звонко музыка звучала

 Нас чудный праздник нынче ждет,

И по секрету я узнала,

Что осень в гости к нам придет.

Уж ей давно быть здесь пора

Давайте с вами, детвора

Стихами будем славить осень,

Прийти сюда скорей попросим.

Реб1. Вот и осень к нам в окна стучится

Хмурой тучей, холодным дождем.

И назад уже не возвратится

Лето солнечным теплым лучом.

Реб2.  Тихо с летом прощаются птицы,

Не взлетают, резвясь, в небеса.

Лишь снуют воробьи да синицы,

Еле слышатся их голоса

Реб3.  Осень птичек в стаи собирает

 И летят на юг они, летят

 Хороша ты осень золотая

Как красив твой прощальный наряд

Реб4.   А где же Осень, не поймем

Что ж к нам она не приходит?

Наверное с дождем вдвоем

Всё красоту наводит.

Реб 5.   Хотелось ей позолотить

Березы, липы, клены.

Чтоб ничего не пропустить,

Закрасить цвет зеленый

Песня: « Осень красавица»

 (Входит Осень — грустная, унылая, печальная)

Осень: Как красиво в этом зале!

Мир уюта и тепла

            Вы меня стихами звали?

            Наконец я к вам пришла.

Ведущая: Как, ты — Осень? Не пойму

Ты такая почему?

Не яркая, унылая и никому не милая?

Золотой, где твой наряд?

Что рябины не горят?

Почему грустят березы? На глазах у клена слезы?

Осень: В этом вся-то и беда, а что делать я не знаю.

У меня невесть куда кисть пропала золотая.

Кисть волшебная, которой перекрашиваю я всю осеннюю природу

                     И деревья, и поля.

                     Потому-то все уныло, и деревья увядают

                    О своей красе забытой только вот и вспоминают.

Ведущая: Какая у нас Осень грустная. Ребята, а давайте, Осень развеселим.

Под музыку «Камаринская» выбегают Горох, Свекла, Капуста, редиска, Морковь, Помидор, Лук, Картошка, Баклажан.

Горошек: Хоть я маленький совсем,

 Но полезен людям всем

 Сладенький мальчишка.

Свекла:    Вот так хвастунишка.

  Я полезнее тебя,

  Нужна свекла для борща

  И для винегрета.

  Слаще свеклы нету

Капуста: Ты, свекла, помолчи,

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Огурец:    Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный!

На зубах хрустит, хрустит,

Я могу вас угостить.

Редиска:  Румяная редиска я,

 Меня все люди знают.

Зачем вы хвалите себя,

Ведь скромность украшает.

Морковь:  Если часто есть морковку,

Будешь сильным, будешь ловким,

Витамином «А» известна,

Людям многим я полезна.

Помидор:  Ты, Морковка, несешь бред.

Помидору равных нет.

Ты попробуй сок томатный,

Витаминный он, приятный.

Лук:       

 Вы встретите меня везде,

 В салате, соусе, борще

 Я блюду каждому дружок,

 Простой зелененький лучок!

Баклажан:  Синебокий баклажан

                    Хорошо известен вам.

                    Из меня вкусна икра…

Картошка:  Возражаю я тебе,

                   Каждый день я на столе.

                   Очень людям я нужна,

                   Хоть и с виду так скромна.

                  Про меня и песня есть.

Хоровод « Осенние дары».

Ведущая:   Тише, тише, не шумите,

                   Лучше нам вы помогите.

                   Осень где-то потеряла

                       Кисточку волшебную

                     Вы не видели ее?

Овощи:       Нет.

Осень: Какую хорошую и веселую песенку вы спели, развеселили меня, а теперь можно и поиграть!

Игра: «Собери урожай»

(входит Непогодушка)

Непогодушка: АПЧХИ!

Растекайтесь, лужи!

Будь, погода хуже!

Раз уж Осень золотая не идет,

Непогодушки, видать, настал черед!

А я — тетушка Непогодушка,

И не в радость мне даже солнышко.

Нагоняю я облака и дождь

И беда тому, кто не взял галош.

Непогодушка я дождливая,

То холодная, то сопливая (Апчхи)

Ну, держитесь теперь, коли я пришла,

За свои примусь вредные дела. (пакостит — брызгает детей водой, дует)

Осень: Что ты, что ты! Непогодушка, постой! Еще осень не стояла золотой.

Непогодушка: Вот и здрасьте! И где же ты была?

                 Знать свое ты время проспала!

   Так, что уходи скорей с пути!

Осень: Непогодушка, послушай, подожди!

            У меня случилась страшная беда

            Кисть волшебная пропала без следа.

            Чем же красить в золото леса?

            Как творить без кисти чудеса?

Непогодушка: Кисть пропала? Что же зря страдать?

                Надо срочно меры принимать.

                Ладно, помогу вам, так и быть

Надо цвет зеленый с листьев смыть.

Ну ка, капельки, спускайтесь — ка из тучи,

Да отмойте листики получше!

Танец с зонтиками

Игра «Перейди лужу в калошах»

Осень: Нет, напрасно мы старались

            Листики зеленые остались.

Непогодушка: Ладно, ладно,

                Осень не печалься

                Вон еще там кто-то показался

Ну, а мы пока пойдем, может кисть твою найдем.

(Осень и  Непогодушка уходят.  Выходит ребенок старичок-лесовичок)

Старичок-лесовичок: Со зверями я дружу,

Лес и поле сторожу.

В чаще леса я живу.

Не во сне, а наяву.

Здравствуйте, Друзья! Что у вас случилось?

Ведущая:    Осень кисть волшебную потеряла. Помоги ее найти.

Старичок-лесовичок:  Ладно, ладно помогу

                                      И зверям я расскажу.

Еж:  Я качусь своей дорогой,

        Листья желтые ищу.

        Утеплить на зиму норку

       Я листочками хочу.

       Только я не вижу их,

       Нет листочков золотых.

      Что же осень не пришла?

   Позабыла про дела? (подходит к ребенку в костюме грибочка)

       Ой, а кто здесь?

Гриб: Здравствуй, ежик!

 Не найдешь ты желтый лист.

Потеряла осень кисть.

Еж: Надо ей помочь скорей!

Позовем своих друзей.

Гриб: Эй, ребята, вы случайно не встречали

           Кисть волшебную, что Осень потеряла!

Ведущая: У нас волшебной кисти нет.

                   Но послушай наш совет.

             Спроси у белочки быстрее, ей сверху все таки виднее. (Выбегает белочка)

Белка: Ей, еж! Иди скорей сюда!

Еж: Ах, белочка, у нас беда. Ты кисть случайно не видала?

Белка: А потанцуйте- ка  сначала

Танец «Улыбнись»

Белка:  Вот так история вышла, ребята.

            Кисть, в самом деле, исчезла куда-то.

            Осень там где — то печальная ходит,

            Кисть золотую нигде не находит.

(Выходит Баба Яга с золотой кистью, красит свою избушку)

Баба Яга: У леса на опушке живет Яга в избушке

                           Совсем перекосилась от древности домушка.

                            И очень кстати даже я кисточку нашла,

                            Избушку перекрашу, чтоб теремом была.

Ведущая: Так вот она где, волшебная кисть.

         А ну — ка, Баба Яга, отдавай ее сюда!

Баба Яга:  Ну уж нет! Что ко мне попало, то пропало!

Ведущая: Но ведь эту кисть Осень потеряла.

           Она знаешь, какую красоту наведет.

         Деревьям золотые наряды подарит, землю разноцветным ковром устелет.

Баба Яга:  Ах вы, хитренькие какие!

        Сами красоту наведут,

А мне что прикажете

        В такой перекошенной, облезлой избе весь век доживать?

Нет уж, теперь я у себя красоту наведу, и буду жить припеваючи. И никого к себе не пущу.

Ведущая: Что же делать? Как нам у Бабы Яги волшебную кисть выманить?.

Придумала! Мы пойдем к Бабе Яге в гости. (стучит в избушку)

Баба Яга: Кто там?

Ведущая: Это мы, гости.

Баба Яга: Какие гости? Не пущу!

Ведущая: А в работники возьмешь?

Баба Яга: В работники? А скажите на милость, делать то что умеете, работники!

Ведущая: А мы и петь, и танцевать умеем, а можем тебе и огород убрать, и обед сварить.

Баба Яга: Ну-ка покажите мне, на что вы способны.

Песня: «Что такое осень»

Игра с бубном

(Баба Яга помогает играть в игру, а кисть кладет на пол, ведущая кисть забирает)

Баба Яга:  Ну что-то я с вами заигралась,

                    Некогда мне, пошла свою избу докрашивать

 (берет метлу, начинает красить)

Баба Яга: Что такое, не поняла?

Ведущая: Это же твоя метла!

Баба Яга:  Как метла? А где кисть?

Ведущая: Поищи, не поленись! (бегает по залу)

Баба Яга: Обманули, подвели! Из-под носа увели. (Баба Яга уходит. Входит Осень)

Ведущая: А вот и Осень золотая.

 Мы тебя волшебной кистью награждаем!

Осень: Как вас благодарить — не знаю

Я столько совершу чудес!

Пойду, озолочу весь лес

Дам бусы красные рябинкам,

Березкам — желтые косынки.

А ветер, как он будет рад,

Когда наступит листопад!

И вам от осени привет —

Осенний праздничный букет.

А сейчас я всех ребят приглашаю на танец!

Танец: « Весельчак»

Осень: За этот праздник светлый, яркий

            Я детям принесла подарки

             Вот здесь лежать для детворы

              Мои осенние дары

          (Дарит детям корзину с яблоками или грушами)

Осень: А теперь пора прощаться,

            В лес осенний возвращаться!

            До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Сказка в развитии речи детей"

Консультация «Сказка в развитии речи детей»Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказка проникает во все виды деятельности реб...

Консультация для родителей «Сказка в развитии речи детей"

КОНСУЛЬТАЦИЯдля родителей    «Сказка в развитии речи детей"...

Консультация для родителей "Сказка в развитии речи у детей"

Консультация для родителей "Сказка в развитии речи у детей"...

Консультация для родителей "Сказка в развитии речи детей".

Консультация для родителей  "Сказка в развитии речи детей"...

Консультация для родителей «Сказка и развитие эмоциональной отзывчивости детей»

Целью данной консультации является раскрытие влияния сказки на эмоциональную отзывчивость ребенка....

Консультация для родителей:"Сказка в жизни дошкольников"

Консультация для родителей имеющих детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Сказка в развитии речи детей"

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изоб...