Консультация для педагогов: «Особенности организации мини – музея в детском саду»
консультация
Консультация для педагогов:«Особенности организации мини – музея в детском саду» была разработана мною для выступления перед коллегами на педсовете. В тексте данной консультации идет речь, как грамотно организовать мини-музей, а так же о целях, задачах и этапах этой организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.mini_muz.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 5 «Теремок»
Консультация для педагогов:
«Особенности организации мини – музея в детском саду»
Выполнила: воспитатель
старшей группы
Козлова С.В.
2015г
Музейная педагогика оказывает огромное воздействие на приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны, помогает сформировать патриотические чувства, развить духовно-нравственные качества. При организации мини - музея в ДОУ главная задача-построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Под мини-музеем в ДОУ понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а в мини- музее он соавтор, творец композиции. Каждый мини-музей результат общения и совместной работы воспитателя, воспитанников и их семей. Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. Мини-музеи в ДОУ актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания. Назначение создаваемых мини - музеев- вовлечь детей в деятельность и общение, активный исследовательский поиск, формировать познавательные потребности и учебную мотивацию, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству.
Педагогические функции мини-музея:
- образовательная (развивать зрительно-слуховое восприятие, усвоение информации)
- развивающая (активизировать мышление, развивать интеллектуальные чувства)
-просветительская ( формирование умений и навыков)
- воспитательная ( формирование личностных качеств)
Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология имеет следующие принципы:
- принцип наглядности;
- принцип динамичности;
- принцип доступности;
- принцип содержательности;
- обязательное сочетание предметного мира музея с образовательной программой;
- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;
- гуманизм (бережное отношение к экспонатам );
- поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;
- активность детей в усвоении музейного наследия;
- подвижность структуры занятий-экскурсий (при наличии четкого сценария, возможность импровизации).
Любая экскурсия имеет логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысление – закрепление - применение.
Этапы создания мини-музея:
1) Подготовительный этап - планирование мини – музея. Этот этап включает в себя:
-выбор темы, обсуждение с детьми;
- постановка целей и задач перед родителями воспитанников;
- выбор размещения мини – музея;
- планирование экспозиции;
- выбор дизайна, оформления мини – музея;
- сбор экспонатов и регистрация их в паспорте мини - музея;
- оформление визитной карточки и паспорта мини – музея;
- разработка ознакомительной экскурсии в мини - музей, форм работы с экспозициями мини- музея, конспектов занятий с использованием экспонатов мини – музея.
2) Практический этап – этап реализации проекта, создание мини - музея.
3) Презентационный этап - открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей, педагогов.
4) Последний этап - функционирование мини – музея.
Принципы создания мини-музея
- Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
- Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
- Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
- Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
- Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
- Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
- Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
- Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
- Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Тематика мини - музеев может быть разнообразной. Но при определении содержания мини - музея необходимо:
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Расположение и оформления мини-музея
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики.
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Для организации работы педагоги используют такие формы организации работы с детьми:
- ежедневные
- еженедельные
- периодические
Формы и виды работы мини - музея:
- выставки;
- НОД;
- посиделки;
- слушание сказок, рассказов, стихотворений;
- знакомство с народными играми и игрушками;
- беседы;
- самостоятельная деятельность детей;
- экскурсии для детей и родителей;
- работа с новыми экспонатами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по организации мини-музея в детском саду со сменными экспозициями.
Вниманию предоставлен проект создания мини - музея со сменными экспозициями в дошкольном образовательном учреждении для обогащения предметно -развивающей среды. В проекте представлена 1 экспозиция "Ру...
Организация мини музея в детском саду
Этот файл содержит в себе описание для создания мини музея в старшей группе детского сада....
Организация мини-музея в детском саду
мини-музей...
Организация мини-музея в детском саду
Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями....
Мастер-класс "Организация мини-музея в детском саду"
Мастер-класс "Организация мини-музея в детском саду"...
Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальной деятельности в детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра»
Одним из важнейших направлений, по мнению педагогов коррекционного обучения, в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: музыкальная и танцевальная терапия. Музыка стан...
Консультация для воспитателей «Организация мини – музея в детском саду».
Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающе...