Консультация для педагогов: «Особенности организации мини – музея в детском саду»
консультация

Козлова Светлана Валерьевна

Консультация для педагогов:«Особенности организации мини – музея в детском саду» была разработана мною для выступления перед коллегами на педсовете. В тексте данной консультации идет речь, как грамотно организовать мини-музей,  а так же о целях, задачах и этапах этой организации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.mini_muz.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 5 «Теремок»

Консультация для педагогов:

«Особенности организации мини – музея в детском саду»

Выполнила: воспитатель

 старшей группы

Козлова С.В.

2015г

Музейная педагогика оказывает огромное воздействие на приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны, помогает сформировать патриотические чувства, развить духовно-нравственные качества. При организации мини - музея в ДОУ главная задача-построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. 

Под мини-музеем в ДОУ понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а в мини- музее он соавтор, творец композиции. Каждый мини-музей результат общения и совместной работы воспитателя, воспитанников и их семей. Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. Мини-музеи в ДОУ актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания. Назначение создаваемых мини - музеев- вовлечь детей в деятельность и общение, активный исследовательский поиск, формировать познавательные потребности и учебную мотивацию,  воздействовать на их эмоциональную сферу.
Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству.

Педагогические функции мини-музея:

- образовательная  (развивать зрительно-слуховое восприятие, усвоение информации)

- развивающая  (активизировать мышление, развивать интеллектуальные чувства)

-просветительская ( формирование умений и навыков)

- воспитательная ( формирование личностных качеств)

  Музейная  педагогика  как инновационная педагогическая технология имеет следующие принципы:

- принцип наглядности;

-  принцип динамичности;

- принцип доступности;

- принцип содержательности;

- обязательное сочетание предметного мира музея с образовательной программой;

- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;

- гуманизм (бережное отношение к  экспонатам );

- поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;

- активность детей в усвоении музейного наследия;

- подвижность структуры занятий-экскурсий (при наличии четкого сценария, возможность импровизации).

Любая экскурсия имеет логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысление – закрепление - применение.

Этапы создания  мини-музея:

1) Подготовительный этап - планирование мини – музея. Этот этап включает в себя:

-выбор темы, обсуждение с детьми;

- постановка целей и задач перед родителями воспитанников;

- выбор размещения мини – музея;

 - планирование экспозиции;

- выбор дизайна, оформления мини – музея;

- сбор экспонатов и регистрация их в паспорте мини - музея;

- оформление визитной карточки и паспорта мини – музея;

- разработка ознакомительной экскурсии в мини - музей, форм работы с экспозициями мини- музея, конспектов занятий с использованием экспонатов мини – музея.

2) Практический этап – этап реализации проекта, создание мини - музея.

3) Презентационный этап -  открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей, педагогов.

4) Последний этап - функционирование мини – музея.

Принципы создания мини-музея

- Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

- Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).

- Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

- Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

-  Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

- Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

- Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

- Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

- Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Тематика мини - музеев может быть разнообразной. Но при определении содержания мини - музея необходимо:
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно. 
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Расположение и оформления мини-музея

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики.

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Для организации работы педагоги используют такие формы организации работы с детьми:

- ежедневные

- еженедельные

- периодические

Формы  и виды работы   мини - музея:

- выставки;

- НОД;

- посиделки;

- слушание сказок, рассказов, стихотворений;

- знакомство с народными играми и игрушками;

- беседы;

- самостоятельная деятельность детей;

- экскурсии для детей и родителей;

- работа с новыми экспонатами.