Главные вкладки

    Долгосрочный проект "Традиции русского народа"
    проект (старшая группа)

    Тимербулатова Зульфия Хайдеровна

    Проект  по духовно-нравственному  воспитанию  для детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx.docx32.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Название проекта

    «Традиции русского народа»

    Тип проекта

    исследовательский, личностно-ориентированный.

    Участники проекта

    Старшая группа 5-6 лет, воспитатели.

    Срок реализации проекта

     сентябрь – май 2019 г

    Актуальность

     

     Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

              Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

           Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

             В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

    Цель

     

    разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской народной  культуре, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

    Задачи

    Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

    - Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

    - Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

    - Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
    - Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

    - Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

    - Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.


     Ожидаемые результаты  реализации проекта.

    для детей:

    -       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

    -       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

    -        формирование чувств национального достоинства;

    -       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

    для педагогов:

    -       совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

    -       объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

    -       разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

    для родителей:

    -       реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

    -       объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

    -       создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;

    Методы реализации проекта.

    1.Наглядно-действенный метод:

    - показ сказок (педагогом, детьми);

    - рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

    - проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

    - наблюдение;

    - чтение педагогом художественной литературы;

    - воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
    -  экскурсии, целевые прогулки.

    2. Словесно-образный метод: 

    - чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

    - загадывание и отгадывание загадок;

    - рассматривание наглядного материала;

    - рассказы детей о своих впечатлениях;

    - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
    - чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
    - ответы на вопросы педагога, детей;
    - проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
    - сообщения дополнительного материала воспитателем;

    -  рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
    - разбор  житейских ситуаций;
    -  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров.

    3.Практический метод :

    - организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

    -  проведение  игр: со строительным материалом («Ступеньки к  Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
    - изготовление кукол к сказкам;
    - организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений;
    - проведение  экскурсий различной направленности;
    - организация  вечеров с родителями, для родителей;
    - изготовление с детьми наглядных пособий;
    - организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

    Этапы реализации проекта.

    1 этап – подготовительный:

    1. Обеспечение материально-технических условий (оформление уголка);
    2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
    3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

    Подборка подвижных, дидактических игр. Использование  мультимедийного комплекса и презентаций  к   занятиям

    2- этап – основной (практический)

    Комплексно-тематическое планирование

    Сентябрь 
    1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
    2.Организовать
    экскурсию в библиотеку

    3.  Изготовление папок.подбор альбомов: «Народные праздники»,картотека «Русские народные игры», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».»Мордовский орнамент»                                                                                                                сентябрь-январь                                                                         

    4 Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка - осень».

    5. Учимся быть вежливыми. Этические беседы: «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости»

     Октябрь

    1. Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. «Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».

    2. Конкурс совместное творчество родителей и детей «Чудесные превращения»

    3.Беседа «Откуда хлеб берётся»

    4.Подвижные игры «Ловушки», «Салки», «Горелки»,«Встречные перебежки» в теч. года 

    Хороводная игра «Плетень» ; «Кто дальше прокатит яичко»

    5.«Доброта и забота»Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»

    Ноябрь

    1.Проведение комплексно-тематического занятия  «Посуда вчера и сегодня»;

    2. «Синичкин день». Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

    3. «День единения - день богатырской славы».Чтение отрывка из былины о богатыре. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания.

    4. Знакомство с пословицами «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром»«Добро созидает, а зло разрушает»«Всё, что мы делаем, возвращается к нам и к близким людям»«Правда любит свет, а ложь тьму».

    Декабрь

    1.Папка- передвижка о русских календарных обрядовых праздниках.

    Беседа «Русские народных игры – забавы» рассматривание иллюстраций

    2. «Золотая хохлома». Знакомство детей с хохломской росписью.

    Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.).

    3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».

    4.Организация конкурса творческих работ «Новогодние игрушки».

    5.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».

    6.В теч.года чтение. Эстонская народная сказка «Каждый своё получил», К. Паустовский «Тёплый хлеб». С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»«Добрые истории для маленьких детей».

    Чтение Катаева В. «Цветик-семицветик»

    Поляков П. «О трудолюбии». Чтение сказки К. Одоевского «Мороз Иванович», Ш. Перро «Фея». Чтение рассказов: Л. Толстой «Лгун», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», рассказ И. Туричин «Человек заболел».

    Январь

    1. Беседа о приметах января(приметы ,пословицы, поговорки).

    2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.»  Беседа «Что такое коляда?»

    3. Развлечение «Праздник Рождества».

    4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
    5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».


    Февраль

    1 Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины.

    Чтение и обсуждение В.А. Сухомлинского «Это Родина», «Отцовское завещание», Заповедь дедушки».

    Изготовление открыток

    для пап и дедушек «Самолет» и «Корабль».

    2.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.

    3. Консультация для родителей: «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества».

    4. «Государственные символы России: флаг, герб, гимн» Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.Рассказ воспитателя.

    Март

    1.Проведение комплексно-тематических занятий:  «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

    2. Составление рассказа из опыта «Здравствуй, мамочка моя».

    — Дидактические игры: «Подбери словечко» (Мама, она какая? прилагательные).

    Сюжетно-ролевые игры: «Мама — парикмахер», «Мама – врач», «Семья».

    Изготовление поздравительной открытки «Подарки для мам и бабушек»

    Беседа «Что за праздник, Масленица?»

    Заучивание потешек, закличек, поговорок про масленицу

    Просмотр презентации «Проводы масленицы»

    3. Развлечение «Масленица».
    4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла». Рисование «Блины»,»Масленица», Конструирование «Чучело масленицы»


    Апрель

    1. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).
    2.Экскурсия в храм в п.Комсомольский.

    3.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
    4.Занятие по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».Аппликация «Пасхальные яички» рисование «Украшаем пасхальное яйцо».
    5. Чтение литературных произведений, разучивание стихов,игр о Пасхе, весне.

    Май «Никто не забыт и ничто ни забыто»

    1.Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины, рассматривание иллюстраций, экспозиции, беседы.

    2.Беседа: «История георгиевской ленточки».

    Занятие «Родина наша — Русь православная»

    3.Семейный творческий конкурс (рисунки, поделки, коллажи и др.) «Этих дней не смолкнет слава!»

    4.Экскурсия к памятнику «Вечная слава героям» и торжественное возложение цветов

    5.Конкурс чтецов «О доблестях, о подвиге, о славе»

    Изготовление подарков для ветеранов Аппликация «Цветы»

    Акция «Красная гвоздика»

    Июнь

    1.Проведение комплексно-тематического  занятия  «Какую одежду носили на Руси». 
    2. Развлечение «Троица – праздник русской березки».

    3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».

    Июль
    1.Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники».

    2. «Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства);

     3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»; «Целебное лукошко».

    3 этап Заключительный.

    1.Презентация проекта. Обработка результатов по реализации проекта

    2. Организация выставки детских работ «Праздники». («Масленица», «Рождество», «Пасха» и др)Совместно с родителями изготовить  папки, альбомы «Народные праздники», «Русские народные игры»,«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».

    Используемая методическая литература:

    -А. М. Счастная «По ступенькам нравственности»

    - Н. А. Ветлугина «Нравственно- эстетическое воспитание ребенка в детском саду»

    -В. Г. Нечаева «Нравственное воспитание в детском саду»

    -В. М. Петров «Праздники, игры и забавы»

    - А. М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств»

    -Т. А. Данилина «В мире детских эмоций»

    -Л. М. Шипицына «Азбука общения»

    -Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

    Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

    ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

    Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

    Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

    В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

    Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию "Праздники русского народа"

    Тип проекта: практико – ориентированный.Продолжительность проекта: долгосрочный.По количеству участников: групповой.Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к рус...

    Долгосрочный проект "Традиции русского народа"

    Долгосрочный проект "Традиции русского народа"...

    Долгосрочный проект для старших групп "История и традиции русского народа"

    Долгосрочный проект по духовно-нравственному для старших групп "История и традиции русского народа"...