Главные вкладки

    "Сказка своими руками"
    проект (подготовительная группа)

    Летуновская Регина

    Проект «Сказка своими руками» был организован с детьми подготовительной к школе группы по причине наличия проблемы формирования речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_proekt_r.m._letunovskaya.docx393.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

    393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

    (47545)  5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru

    https://um-rebenok.ru/images/cms/data/import_files/a7/nabor_kukol-perchatok_skazka_za_skazkoj_2_14_personazhej_1.png

    ПРОЕКТ

    «Сказка своими руками»

    для детей подготовительной к школе группы

    от 6 до 7 лет

    Подготовила:

    воспитатель

    МБДОУ ЦРР - ДС «Сказка»

    Р.М. Летуновская

    Мичуринск – Наукоград

    Пояснительная записка

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

    Проект «Сказка своими руками» был организован с детьми подготовительной к школе группы по причине наличия проблемы формирования речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

    Название проекта

    «Сказка своими руками»

    Введение

    Общаясь с дошкольниками занимаясь их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернутьсяв свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Познакомив детей с волшебным миром сказок, через атрибуты, сделанные своими руками, мы прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам.

    Актуальность

    Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, даритему радость и является одним изсамых эффективных способов развития речи, в котором наиболее яркопроявляется принцип обучения: учитиграя. Детские сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалог, развиваютсвязную логическую речь. Развитиесвязной речи является центральнойзадачей речевого воспитания детей.Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью вформировании личности ребенка. Сказка — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество,регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

    Анализ ситуации

    Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы и использование театрализации. Все это служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Эффективным средством обучения и воспитания является работа над сказкой. Сказка дает возможность решать поставленные задачи, потому что она, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, служит источником комбинированной способности ума. Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками, со взрослыми. Таким образом, чтение, слушание сказки наряду с творческой деятельностью имеет важнейшее значение в развитии ребенка.

    Постановка проблемы

    С развитием информатизации читать детям стали значительноменьше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. К сожалению, сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень активного и пассивного словаряневысок, слабо развита диалогическая и связная речь. Ребенок не можетсамостоятельно передать собственные эмоциональные состояния. Какже сказка может помочь нам устранить все эти проблемы?

    Сам процесс игры в сказку тесносвязан со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речидетей дошкольного возраста. Игра всказку способствует активизацииразных сторон речи детей. Мы считаем, что восприятие сказки являетсядля ребенка особым видом деятельности.

    Была выдвинута гипотеза о том, чтоесли в повседневной деятельности использоватьсказки и сказочные персонажи, сделанные своими руками, то это будетспособствовать формирования речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста и создаст условия для развития игровой и театрализованной деятельности.

    Цель проекта:

    Создание условий для развития речи и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность на материале сказок и сказочных персонажей.

    Задачи проекта:

    • Формировать правильный темпречи и интонационную выразительность.
    • Формировать грамматическийстрой речи.
    • Расширять словарный запас.
    • Формировать связную речь (диалогическая речь и речевое общение).
    • Способствовать формированиюинтереса к сказкам.
    • Развивать навык выразительнойи эмоциональной передачи игровыхи сказочных образов.

    Предполагаемый результат:

    Сформировать интерес к сказкам, создаваяпредпосылки для развития игровой итеатрализованной деятельности. Обогатить словарный запас детей, помочьправильно строить диалог, развиватьсвязную логическую речь.

    Тип проекта

    По составу участников: групповой

    По срокам реализации: средней продолжительности (два месяца).

    Участники проекта

    Дети подготовительной к школе группы от 6 до 7 лет, родители (законные представители) воспитанников.

    Сроки реализации

    Август, ноябрь.

    Этапы проекта:

    I этап – Подготовительный

    • Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
    • Постановка цели и задач.
    • Разработка плана мероприятий основного этапа.
    • Обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада /совместное с детьми и родителями изготовление многофункционального дидактическихатрибутов по русским народным сказкам, медальонов с изображением персонажей различных сказок, обновление пальчикового и перчаточного театра/.

    II этап - Основной

    • Совместная деятельность воспитателя и детей и родителей (законных представителей).
    • Беседы: «Для чего нужны сказки?»; «Какие сказки бывают»; «Мир сказок», «Отрицательные и положительные герои сказок».
    • Дидактические игры «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».
    • Подвижные игры: «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки».
    • Викторина «Ах, уж эти сказки!»
    • Составление творческих рассказов: «Придумай конец сказки», «Сочини сказку про …».
    • Иммитационные упражнения «Сказочные герои».
    • Составление сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти.
    • Чтение произведений: «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен, «Как аукнется, так и откликнется» (р. н. с., «Снегурушка и лиса» (р. н. с., «Сивка – бурка», «Хаврошечка», «Конек-горбунок» П. Ершов и других.
    • Рисование героев сказок «Кошкин дом», «Конек-горбунок», Снегурочка», «Лиса и Журавль»; сюжетное рисование «Три медведя».
    • Аппликации к сказке «Заюшкина избушка».
    • Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.
    • Инсценировка сказок: «Колобок», «Гуси – лебеди», «Колосок».«Теремок», «Три медведя».
    • Подбор и составление картотеки театрально-речевых игр.
    • Индивидуальные и ситуативные беседы с детьми по теме проекта.
    • Консультации для родителей:«Развитие театрализованной деятельности в детском саду», «Развитие речи детей 6–7 лет».
    • Создание папки-передвижки «Воспитание сказкой», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
    • Подготовка родителями и детьми атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок. 
    • Пополнение (доукомплектация) театрального уголка в группе театрально-игровым оборудованием, разными видами кукольного театра, техническими средствами.
    • Создание с помощью родителей мини-музея «Страна сказок».
    • Пластические этюды «Хитрая лиса», «Злой волк», «Грустный заяц», «Косолапый медведь».

    III этап - Заключительный

    • Обработка результатов по реализации проекта.
    • Презентация экспонатов мини-музея «Страна сказок».
    • Проведение спортивного праздника «Путешествие по сказкам».

    Оценка результатов проекта

    Использовалась диагностика уровня коммуникативных способностей детей:

    • Наблюдение;
    • Педагогическая диагностика для определения уровня сформированности коммуникативных умений дошкольников(Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Диагностика готовности ребенка к школе» / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.)

    Описание достигнутых результатов

    Вывод: для развития связной речидошкольников можно применять различные методы, но мы выбрали работу со сказкой. Ребенок активен от природы, он любит нетолько слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Изсказок дети черпают множество познаний: представления о времени ипространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. С помощью сказки ребенку можно объяснитьмножество явлений, так как сказкаблизка мышлению ребенка.Развитие связной речи в повседневной деятельности детей с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест.Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемымисточником развития детской речи. Подход к работе со сказкой не традиционный. Таккак развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему нетолько воспринимать содержание, нои творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различныеконцовки, вводить непредвиденныеситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитиеребенка.

    Степень участия родителей в проекте

    более 70% родителей - активное участие;

    более 20% родителей - эпизодическое участие;

    менее 10% родителей - не приняли участие.

    Перспектива развития проекта

    Продолжение работы с детьми по созданию условий для развития речи и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность на материале сказок и сказочных персонажей.

    Выпуск методического пособия, статьи по теме реализованного проекта, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения опыта.

    Расширение форм работы с детьми и родителями.

    Дальнейшее укрепление материально-технической базы группы.

    Обобщение опыта работы по проекту на муниципальном уровне.

    Обеспечение проекта

    Методическая литература:

    1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
    2. Веракса А.Н. «Практический психолог в детском саду» 2016 г.
    3. Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников», 2014 г.
    4. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2005 г.
    5. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ» - сфера 2006.
    6. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
    7. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
    8. Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: " Чему учат сказки?" и мастер- класс " Сотвори сказку своими руками"

    Родители вместе с детьми создают куклу - сказку и начинают её оживлять....

    Мастер класс"Сказка своими руками"

    Сказка своими руками....

    Проект "Зимняя сказка своими руками"

    Предлагается  2-х недельный, художественно-творческий проект для детей подготовительной группы....

    ПРОЕКТ «Сказка своими руками» в рамках «Недели книги»

    Закрепление и систематизация знаний детей  о сказках....

    Проект по благоустройству территории детского сада. Название проекта: «Сказка своими руками».

    Проект по благоустройству территории детского сада.  Название проекта: «Сказка своими руками». Автор проекта: Руданова Наталия Алексеевна Тип проекта: социальный.Вид проекта: творч...

    ПРОЕКТ «Сказка своими руками» в рамках «Недели книги»

    Закрепление и систематизация знаний детей  о сказках....