"Сказка своими руками"
проект (подготовительная группа)

Летуновская Регина Марселевна

Проект «Сказка своими руками» был организован с детьми подготовительной к школе группы по причине наличия проблемы формирования речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_proekt_r.m._letunovskaya.docx393.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545)  5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru

https://um-rebenok.ru/images/cms/data/import_files/a7/nabor_kukol-perchatok_skazka_za_skazkoj_2_14_personazhej_1.png

ПРОЕКТ

«Сказка своими руками»

для детей подготовительной к школе группы

от 6 до 7 лет

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ ЦРР - ДС «Сказка»

Р.М. Летуновская

Мичуринск – Наукоград

Пояснительная записка

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Проект «Сказка своими руками» был организован с детьми подготовительной к школе группы по причине наличия проблемы формирования речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Название проекта

«Сказка своими руками»

Введение

Общаясь с дошкольниками занимаясь их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернутьсяв свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Познакомив детей с волшебным миром сказок, через атрибуты, сделанные своими руками, мы прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам.

Актуальность

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, даритему радость и является одним изсамых эффективных способов развития речи, в котором наиболее яркопроявляется принцип обучения: учитиграя. Детские сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалог, развиваютсвязную логическую речь. Развитиесвязной речи является центральнойзадачей речевого воспитания детей.Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью вформировании личности ребенка. Сказка — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество,регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Анализ ситуации

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы и использование театрализации. Все это служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Эффективным средством обучения и воспитания является работа над сказкой. Сказка дает возможность решать поставленные задачи, потому что она, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, служит источником комбинированной способности ума. Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками, со взрослыми. Таким образом, чтение, слушание сказки наряду с творческой деятельностью имеет важнейшее значение в развитии ребенка.

Постановка проблемы

С развитием информатизации читать детям стали значительноменьше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. К сожалению, сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень активного и пассивного словаряневысок, слабо развита диалогическая и связная речь. Ребенок не можетсамостоятельно передать собственные эмоциональные состояния. Какже сказка может помочь нам устранить все эти проблемы?

Сам процесс игры в сказку тесносвязан со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речидетей дошкольного возраста. Игра всказку способствует активизацииразных сторон речи детей. Мы считаем, что восприятие сказки являетсядля ребенка особым видом деятельности.

Была выдвинута гипотеза о том, чтоесли в повседневной деятельности использоватьсказки и сказочные персонажи, сделанные своими руками, то это будетспособствовать формирования речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста и создаст условия для развития игровой и театрализованной деятельности.

Цель проекта:

Создание условий для развития речи и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность на материале сказок и сказочных персонажей.

Задачи проекта:

  • Формировать правильный темпречи и интонационную выразительность.
  • Формировать грамматическийстрой речи.
  • Расширять словарный запас.
  • Формировать связную речь (диалогическая речь и речевое общение).
  • Способствовать формированиюинтереса к сказкам.
  • Развивать навык выразительнойи эмоциональной передачи игровыхи сказочных образов.

Предполагаемый результат:

Сформировать интерес к сказкам, создаваяпредпосылки для развития игровой итеатрализованной деятельности. Обогатить словарный запас детей, помочьправильно строить диалог, развиватьсвязную логическую речь.

Тип проекта

По составу участников: групповой

По срокам реализации: средней продолжительности (два месяца).

Участники проекта

Дети подготовительной к школе группы от 6 до 7 лет, родители (законные представители) воспитанников.

Сроки реализации

Август, ноябрь.

Этапы проекта:

I этап – Подготовительный

  • Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
  • Постановка цели и задач.
  • Разработка плана мероприятий основного этапа.
  • Обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада /совместное с детьми и родителями изготовление многофункционального дидактическихатрибутов по русским народным сказкам, медальонов с изображением персонажей различных сказок, обновление пальчикового и перчаточного театра/.

II этап - Основной

  • Совместная деятельность воспитателя и детей и родителей (законных представителей).
  • Беседы: «Для чего нужны сказки?»; «Какие сказки бывают»; «Мир сказок», «Отрицательные и положительные герои сказок».
  • Дидактические игры «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».
  • Подвижные игры: «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки».
  • Викторина «Ах, уж эти сказки!»
  • Составление творческих рассказов: «Придумай конец сказки», «Сочини сказку про …».
  • Иммитационные упражнения «Сказочные герои».
  • Составление сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти.
  • Чтение произведений: «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен, «Как аукнется, так и откликнется» (р. н. с., «Снегурушка и лиса» (р. н. с., «Сивка – бурка», «Хаврошечка», «Конек-горбунок» П. Ершов и других.
  • Рисование героев сказок «Кошкин дом», «Конек-горбунок», Снегурочка», «Лиса и Журавль»; сюжетное рисование «Три медведя».
  • Аппликации к сказке «Заюшкина избушка».
  • Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.
  • Инсценировка сказок: «Колобок», «Гуси – лебеди», «Колосок».«Теремок», «Три медведя».
  • Подбор и составление картотеки театрально-речевых игр.
  • Индивидуальные и ситуативные беседы с детьми по теме проекта.
  • Консультации для родителей:«Развитие театрализованной деятельности в детском саду», «Развитие речи детей 6–7 лет».
  • Создание папки-передвижки «Воспитание сказкой», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
  • Подготовка родителями и детьми атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок. 
  • Пополнение (доукомплектация) театрального уголка в группе театрально-игровым оборудованием, разными видами кукольного театра, техническими средствами.
  • Создание с помощью родителей мини-музея «Страна сказок».
  • Пластические этюды «Хитрая лиса», «Злой волк», «Грустный заяц», «Косолапый медведь».

III этап - Заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Презентация экспонатов мини-музея «Страна сказок».
  • Проведение спортивного праздника «Путешествие по сказкам».

Оценка результатов проекта

Использовалась диагностика уровня коммуникативных способностей детей:

  • Наблюдение;
  • Педагогическая диагностика для определения уровня сформированности коммуникативных умений дошкольников(Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Диагностика готовности ребенка к школе» / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.)

Описание достигнутых результатов

Вывод: для развития связной речидошкольников можно применять различные методы, но мы выбрали работу со сказкой. Ребенок активен от природы, он любит нетолько слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Изсказок дети черпают множество познаний: представления о времени ипространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. С помощью сказки ребенку можно объяснитьмножество явлений, так как сказкаблизка мышлению ребенка.Развитие связной речи в повседневной деятельности детей с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест.Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемымисточником развития детской речи. Подход к работе со сказкой не традиционный. Таккак развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему нетолько воспринимать содержание, нои творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различныеконцовки, вводить непредвиденныеситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитиеребенка.

Степень участия родителей в проекте

более 70% родителей - активное участие;

более 20% родителей - эпизодическое участие;

менее 10% родителей - не приняли участие.

Перспектива развития проекта

Продолжение работы с детьми по созданию условий для развития речи и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность на материале сказок и сказочных персонажей.

Выпуск методического пособия, статьи по теме реализованного проекта, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения опыта.

Расширение форм работы с детьми и родителями.

Дальнейшее укрепление материально-технической базы группы.

Обобщение опыта работы по проекту на муниципальном уровне.

Обеспечение проекта

Методическая литература:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  2. Веракса А.Н. «Практический психолог в детском саду» 2016 г.
  3. Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников», 2014 г.
  4. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2005 г.
  5. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ» - сфера 2006.
  6. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
  7. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
  8. Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: " Чему учат сказки?" и мастер- класс " Сотвори сказку своими руками"

Родители вместе с детьми создают куклу - сказку и начинают её оживлять....

Мастер класс"Сказка своими руками"

Сказка своими руками....

Проект "Зимняя сказка своими руками"

Предлагается  2-х недельный, художественно-творческий проект для детей подготовительной группы....

ПРОЕКТ «Сказка своими руками» в рамках «Недели книги»

Закрепление и систематизация знаний детей  о сказках....

Проект по благоустройству территории детского сада. Название проекта: «Сказка своими руками».

Проект по благоустройству территории детского сада.  Название проекта: «Сказка своими руками». Автор проекта: Руданова Наталия Алексеевна Тип проекта: социальный.Вид проекта: творч...

ПРОЕКТ «Сказка своими руками» в рамках «Недели книги»

Закрепление и систематизация знаний детей  о сказках....