Игры для агрессивных детей
картотека

Ананьева Юлия Валентиновна

На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnye_deti.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивные дети

Как играть с агрессивными детьми?

На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает наш много¬летний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (и мы всегда предупреждаем родителей об этом), но через 4 — 8 заня¬тий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрес¬сор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу труд¬но справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.

Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Двабарана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг».

        Психолог Я.А.Павлова рекомендует педагогам вклю¬чать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивны¬ми. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести группо¬вое обсуждение события, которое привело к обострению от¬ношений. Следующим шагом может стать совместное при¬нятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрес¬сивные дети будут расширять свой поведенческий репер-туар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девоч¬ки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понима¬ют, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью можно исполь¬зовать такие игры, как «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки» и другие.

Для снятия излишнего мышечного напряжения мож¬но использовать игры, способствующие релаксации, описа¬ние которых дается в главе «Как играть с тревожными детьми».

«Обзывалки»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплес¬нуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидны¬ми словами (заранее обговаривается условие, какими об-зывалками можно пользоваться. Это могут быть назва¬ния овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обра¬щение должно начинаться со слов: «А ты, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на дру¬га не будем. В заключительном круге обязательно сле-дует сказать своему соседу что-нибудь приятное, напри¬мер: «А ты,     солнышко!»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

        

«Два барана»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребен¬ку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мос¬ту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвига¬ясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внима¬тельно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Доброе животное»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, на¬учить детей понимать чувства других, оказывать поддер-жку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послу¬шаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А те¬перь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьет¬ся его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

        

«Тух-тиби-дух»

(Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшеб¬ное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настояще¬му, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, серди-то-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова серди-то-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, сто¬ящего перед вами.

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Попроси игрушку» — вербальный вариант

(Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (уча¬стник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, иг¬рушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (уча¬стник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:» Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Поста¬райся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сде¬лать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

 «Прогулка с компасом»

(Коротаева Е.8., 1997)

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружаю¬щим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («ту¬рист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игро¬вое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помога¬ет ведомому держать направление, избегая препят-ствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чув¬ствовали, когда были с завязанными глазами и полага¬лись на своего партнера.

        

«Я вижу...»

( Карпова Е.8., Лютова 6.К., 1999)

Цель: установить доверительные отношения между взрос¬лым и ребенком, развивать память и внимание малыша.

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предме¬ты, которые находятся в комнате, начиная каждое выс¬казывание словами: « Я вижу...» Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

«Зайчики»

(Бардиер Г. Л. и др., 1993)

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Взрослый просит детей представить себя веселыми зай¬чиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоци-ональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики сту¬чат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете,как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?!        

А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаб¬лен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».

Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц.        

«Толкалки»

(Фопель К., 1998)

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп».

Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

«Жужа»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивы¬ми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все ос¬тальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дот¬рагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обид¬чиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

«Рубка дров»

(Фопель К., 1998)

Цель: помочь детям переключиться на активную деятель¬ность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дро¬ва или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны на-ходиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг ос¬талось немного свободного места. Будем рубить дро¬ва. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрик-нуть: "Ха!"»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

        

«Бумажные мячики»

(Фопель К., 1998)

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и актив¬ность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жиз¬ненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каж¬дая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По ко¬манде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та коман¬да, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще нео¬днократно.

«Аэробус»

(Фопель К., 1998)

Цель: научить детей согласованно действовать в неболь¬шой группе, показать, что взаимное доброжелательное от¬ношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.

«Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знае¬те ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета.

С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги жи¬вот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля...

Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уве¬ренно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «по-лет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер».

Когда Аэробус «летит», ведущий может комментиро¬вать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы уви¬дите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

«Дракон»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в обще¬нии, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хво¬стом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

        «Глаза в глаза»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я гру-щу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.

После игры обсудите с детьми, какие состояния передава¬лись, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

«Маленькое привидение»

(Лютова Е. К., Монина Г. Б.)

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль малень¬ких добрых привидений. Нам захотелось немного поху¬лиганить и слегка напугать друг друга. По моему хАоп-ку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произ¬носить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пу-гать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры для агрессивных детей

Консультация для родителейкартотека игр для агрессивных, гиперактивных детей...

Консультация для родителей:«Игры для агрессивных детей».

Воробьиные драки (снятие физической агрессии)....

Игры для агрессивных детей

Игры для агрессивных детей...

Коррекционные игры для агрессивных детей.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ "Обзывалки"Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу...

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ...

Игры для агрессивных детей

Источник: "Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)...