Игры с тревожными детьми
картотека

Ананьева Юлия Валентиновна

Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л.В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дош¬кольников. Мы несколько модифицировали их, внесли иг¬ровые моменты, не меняя содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnye_deti.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тревожные дети

Игры «Зайки и слоны», «Волшебный стул» и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л.В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дош¬кольников. Мы несколько модифицировали их, внесли иг¬ровые моменты, не меняя содержания.

Как играть с тревожными детьми?

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

1.        Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с пра¬вилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети' и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2.        Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»

3.        Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тре¬вожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знако¬мом ему (картинки, карточки).

Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4.        Игры с закрытыми глазами рекомендуется исполь¬зовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Ду¬дочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» и др.

Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: «Подарок под елкой», «Драка», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Танцующие руки».

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых труд¬ностей. На этом этапе работы будут полезны игры «Дракон», «Слепой танец», «Насос и мяч», «Головомяч», «Гусеница», «Бумажные мячики».

Упражнения на релаксацию и дыхание

«Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глу¬боко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Паль-цы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите паль¬цы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тре¬вожными, но и с агрессивными детьми.

        

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите во-ображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите гла¬зами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Пред¬ставили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуй¬те осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь пока¬жите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и при-гласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.        

«Подарок под елкой»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы под-ходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и де¬лаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбни¬тесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

 «Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воз¬дух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой за-мечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

        

Этюды на расслабление мышц

Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чис¬тяковой в книге «Психогимнастика» и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных. Все упражнения даны в нашей модификации.

«Штанга»

Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлета¬ми. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Штанга»

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяже¬ло так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».

Упражнение можно выполнить несколько раз.

        «Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.    

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над голо-вой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

«Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз».

        «Винт»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей коман¬де «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно сле¬довать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!»

Этюд может сопровождаться музыкой Н.Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

«Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой на¬дувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч сто¬ит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч наду-вается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третье¬го — у мяча поднимается голова, после четвертого — на¬дулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со зву¬ком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное поло¬жение. » Затем играющие меняются ролями.

Игры, способствующие расслаблению

Следующие три игры позаимствованы из книги К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998). Они помо¬гут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

        «Танцующие руки»

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или ста¬рые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выбе¬рите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, что¬бы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете по¬смотреть, что получилось» (2 — 3 минуты).

Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 ми¬нуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партне¬ру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить де¬тей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто ви-дит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанны¬ми глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с откры¬тыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по по-мещению.        Игры, направленные на формирование

у детей чувства доверия и уверенности в себе

«Гусеница»

(Коротаева Е.в., 1997)

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не вид¬но, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действи¬ями остальных участников.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусени¬цей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впере¬дистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещает¬ся! Первый в цепочке участник держит свой шар на вы¬тянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы дол¬жны пройти по определенному маршруту». Для наблюдающих: обратите внимание, где располагают¬ся лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».        

«Зойки и слоники»

(Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильны¬ми и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называ¬ется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зай¬ками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опас¬ность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старает¬ся стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги чело¬века?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся ит.д. «А что делают зайки, если видят волка?...» Педа¬гог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильны¬ми, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, вели¬чаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет.

Они дру¬жат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изоб¬ражают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.        

«Волшебный стул»

(Шевцова И.В.)

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяже¬нии длительного времени. Предварительно взрослый дол¬жен узнать «историю» имени каждого ребенка — его про¬исхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит неболь¬шую вступительную беседу о происхождении имен, а за¬тем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5 — 6 чело¬век), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать раз¬ные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры с тревожными детьми

игры с тревожными детьми.упражнения на релаксацию и дыхание. "Воздушный шарик", "Корабль и ветер".игра, направленная  на формирование чувства доверия и уверенности в себе."Волшебный стул"....

Как играть с тревожными детьми.

Как играть с тревожными детьми.1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми,  не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким–то своим качеством, то...

«Игры с тревожными детьми»

В этом материале подобраны игры и  упражнения на снятие тревожных состояний у дошкольников. Все они использовались в практике моей работы с детьми, и имели хорошие результаты. Условно, я  их...

Консультация для педагогов ДОУ " Игры с тревожными детьми"

Игры, способствующие снижению тревожности детей....

Во что играть с тревожными детьми?

Игры и упражнения для тревожных детей и рекомендации для родителей....

Тревожные дети. Игры с тревожными детьми.

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее в...

Как играть с тревожными детьми.

Рекомендации по организации игр с тревожными детьми....