Когда необходимо начинать знакомить детей с Финским заливом
статья

Маклова Елена Анатольевна

Я живу и работаю воспитателем детского сада в прекрасном городе Санкт-Петербургею. Он расположен на берегу Финского залива, являющегося частью Балтийского моря. Я мечтаю о том, чтобы мой любимый город всегда оставался красивым, чистым, комфортным для жизни людей. Как этого добиться, как привить подрастающему поколению, совсем юным петербуржцам, любовь к родному краю, когда начинать прививать им экологическую культуру - об этом я размышляю в этой статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когда необходимо начинать знакомить детей с Финским заливом.

Говоря языком ученых-экологов, Финский залив – мелководная, замкнутая и уязвимая морская акватория. На его берегах расположено несколько городов. В России это Санкт-Петербург, Приморск, Сосновый Бор, Выборг, Высоцк, а вместе с ними это различные комбинаты, фабрики, заводы, сбрасывающие сточные воды, а также аграрное производство с его удобрениями, также рано или поздно попадающими в воды рек, которые впадают в залив. На территории его водосборного бассейна проживают русские, эстонцы, финны и другие народы - всего около 20 млн.человек. Безусловно, залив нуждается в охране, бережном отношении, ведь только чистое море может приносить радость людям, населяющим его берега.

Какое же участие мы, педагоги, можем принимать в общем деле защиты и сохранения того богатства, которое доверила природа нашему народу?

  Многие учреждения дополнительного образования проводят различные экологические проекты, позволяющие учащимся не только познакомиться с различными проблемами нашего региона, но и внести посильный вклад в улучшение экологической ситуации своего микрорайона. Одной из задач таких проектов является формирование у подрастающего поколения бережного отношения к своему природному окружению, стремление сохранять первозданную красоту природы родного края. Так ребят знакомят с географическими особенностями Финского залива, выявляются экологические проблемы, организуются практические действия, направленные на улучшение ситуации на балтийском побережье. Но дело в том, что подобные проекты ориентированы в основном на школьников. А как быть с теми, кто только начинает познавать связи живых организмов с внешней средой, видеть красоту и гармонию окружающей природы – с детьми дошкольного возраста?

В свое время, заинтересовавшись этим вопросом, я обратилась к Интернету. Поиск ответа привел меня в Детский экологический центр ГУП «Водоканал СПб», активно занимающийся экологическим просвещением подрастающего поколения, включая дошколят. Здесь предлагаются разнообразные программы для ребят всех возрастов: интерактивные занятия, проекты, викторины. Новогодние елки - и те, устраиваются в контексте бережного отношения к природе, а именно, к нашей ценной невской воде.  Для малышей 5-6 лет Центр предлагает интересную программу, в которую включены занятия, посвященные круговороту воды в природе, использованию её в городе и возвращению в водоемы, а также живым организмам, помогающим определять качество воды и воздуха. Эти мероприятия являются ценным подспорьем в деле просвещения старших дошкольников, придающим наглядность и убедительность тому учебному материалу, который воспитатель может дать в детском саду, и вызывающим живой интерес у ребят благодаря использованию в программах современных образовательных средств и ресурсов.  

Как видим, помощников в экологическом воспитании дошкольников у воспитателя достаточно. А что может сделать сам педагог, родители, чтобы подвести ребенка к пониманию той сложной связи нашего поведения в природе с будущим всего человечества? Начать с простого, а именно, со своего дома. Недостаточно говорить каждый день малышу, что вода – основа всего живого, необходимо своим примером демонстрировать бережное отношение к ней. К примеру, детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) уже доступно для понимания то, что при мытье ручек нужно экономить воду, текущую из крана, поскольку, чтобы там появиться, она из Невы проходит весьма большой путь. Здесь нет нужды вдаваться во все тонкости очистительных процессов, происходящих в коллекторах, достаточно просто сказать, что запасы пресной воды на планете сокращаются, а её много требуется на всякие человеческие нужды.

Исстари на Руси воде уделялось особое место в жизни людей, её воспевали, ей поклонялись. Вспомним хотя бы народные песенки-потешки, петые мамами малышам с первых дней жизни: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Вода текучая, дитя растучее…», «Ты вода-водица, всех морей царица…». Так прививалось почитание и трепетное отношение к источнику жизни ещё с пеленок. Несомненно, стоит и нам в эти близкие к экологической катастрофе времена не забывать об ответственном отношении к чистой воде. Поскольку, как уже было сказано, чистота на планете идет от чистоты в своем собственном доме, а чистота наших водоемов напрямую зависит от того, что лежит у нас под ногами, то нужно с самого юного, даже ясельного возраста внушать подрастающему поколению хотя бы основные правила экологической культуры. К одному из главных я бы отнесла то, что отвратительно мусорить вокруг себя, оставлять после себя отходы, в том числе бросать фантики от конфет, салфетки и даже старые поломанные игрушки. Важно объяснять, что рано или поздно все это может попасть в реку, канал, пруд, да и в близлежащее море со сточными водами, принесено ветром, на колесах машин. Именно эта грязь и прибьется к берегу на пляже, где мы захотим искупнуться в жаркий летний день. Несомненно, ключевую роль в таком воспитании играет хороший пример родителей, воспитателя. Если действовать здесь последовательно и неотступно, то такое воспитание принесет исключительно добрые плоды. Примером могут служить многие западные страны, граждане которых не мыслят другого способа поведения.  Позже будет возможно знакомство подросших детей и с историей основания царем Петром Первым Санкт-Петербурга, объяснение его мотивов при выборе такого места для закладки своего города, будущей морской державы. Вызовут интерес у дошкольников и   рассказы о животных, обитающих в бассейне Финского залива, особенно тех видах, что занесены в Красную книгу и нуждаются в охране и заботе. При этом формулируется еще одно важное правило в сознании детей – береги и не обижай братьев наших меньших. Здесь хотелось бы отметить важность формирования в душах детей чуткости, сопереживания, т.к. без этих качеств немыслимо экологическое воспитание подрастающего поколения. Тема животных обычно детям особенно близка, они пропускают её через себя, не оставаясь равнодушными. Расположением города на берегах Финского залива можно объяснить и особенности погоды в наших краях.  Так, к примеру, мы можем объяснить детям, отчего в городе случались наводнения.  

Эффект от поучительных бесед обязательно должен закрепляться какой-то продуктивной деятельностью, будь то организованный субботник (совместная уборка мусора в своем дворе, на площадке группы, ведь мы же говорили, что дружественное отношение к природе начинается со своего «малого» дома), создание рисунков с балтийским пейзажем или детенышем балтийской кольчатой нерпы, поделки из бросового материала (пластиковые бутылки, крышечки и пр.).

Подытожим сказанное тем, что чем раньше и грамотней начинать ознакомление детей с темой Финского залива, тем воспитание принесет большие плоды, удастся вырастить достойных граждан, любящих, ценящих родную природу, к коей относится Балтика, не допускающих одно лишь потребительское отношение к нашим природным ресурсам, ведь их становится с каждым днем все меньше. В этом деле важно идти от частного к общему, от «малого» дома – к нашему «общему» дому под названием Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о финском заливе.

Привлеч внимаение к охране   финского  залива...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "На берегу Финского залива"

2014 год был объявлен годом Финского залива. Я решила, а почему бы мне своим подготовишкам не рассказать о нем? Составив краткую презентацию, посвященную этой части Балтйского моря, я хотела дать детя...

Консультация для родителей «Как начинать знакомить детей с историей Царского Села»

Знакомство с городом необходимо начинать с детьми еще до школы, когда дети очень любознательны и впечатлительны, обладают хорошей памятью. Это позволяет формировать у них интерес к городу, истории его...

Прогулка к Золотому пляжу Финского залива

Материал представляет собой рекомендации для родителей во время прогулки к Золотому пляжу Финского залива....

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе "Путешествие по Финскому заливу"

Занятие в подготовительной группе "Путешествие по Финскому заливу". 1. Местоположение на карте Финского залива.2.Флора и фауна .3.Проблема загрязнения Финского залива....

Когда нужно начинать учить детей финансовой грамотности

В дошкольном возрасте можно научить самой концепции денег - иными словами, что такое деньги и зачем они нужны.......