Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «Театральные ступеньки» в старшей группе
рабочая программа

Заляева Людмила Александровна

Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) .

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.

Цель программы.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.

Задачи программы.

1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

2. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.

5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.

7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.

9. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.

10. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

11. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «Театральные ступеньки» в старшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) .

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.

Цель программы.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.

Задачи программы.

1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

2. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.

5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.

7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.

9. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.

10. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

11. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Программа составлена с учетом ФГОС по разделам:

Речевое развитие.

Дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.

Дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки, при этом развивается чёткая дикция,обогащается словарь,

Художественно – эстетическое развитие.

Дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля, рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей. А так дети знакомятся с музыкой к очередному представлению, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, музыкально-ритмические композиции и танцы, разучивают песни.

Социально – коммуникативное развитие.

Дети знакомятся не только с содержанием сказки, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений.

Дети учатся согласовывать свои действия с партнёрами, а также оценивать действия других детей и сравнивать со своими.

Реализация работы по программе:

Программа реализуется через кружковую работу (подгрупповая, индивидуальная) .

А так же работу с родителями, где проводятся совместные  театрализованные представления, праздники, кукольные театры, костюмов к спектаклю,  совместное оформление музыкального зала к спектаклям и праздникам, анкетирование, оформление фотостенда для родителей.

Организация работы по программе:

Программа рассчитана на 8 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 25 минут во вторую половину дня. Численность детей в кружке – 15 человек Возраст детей 5 – 6 лет.

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, театрализованныеспектакли педагогов детского учреждения) ;

Доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному) ;

Проблемность – направленная на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Структура программы:

Часть 1. Вводная

Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

Основные виды работы – чтение сказок, рассказов, стихов, просмотр спектаклей в дошкольном учреждении и беседа по увиденному, просмотр иллюстраций, видеоматериалов.

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

Элементы театрализованной деятельности : сказкотерапия с элементами импровизации, разыгрывание этюдов, стихотворений, потешек, сказок, небольших рассказов с использованием мимики и пантомимики.

А так же игры на развитие воображения, внимание, памяти, восприятия, мышления, этюды на выражение основных эмоций.

Перспективный план работы кружка "Театральные ступеньки"

Сентябрь

1 неделя - 2 неделя

Тема:«Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать»

Задачи:

•Формировать у детей живой интерес к театрально-игровой деятельности.

•Воспитывать коммукативные качества детей и прививать элементарные этические нормы поведения.

3 неделя

Тема: Игра «Попробуем измениться»

Задачи:

•Продолжать формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать всё окружающее пространство.

•Развивать способность понимать собеседника.

4 неделя

Тема:«Рассказываем про любимые игры и сказки»

Задачи:

•Учить связно и логично передавать мысли.

•Стимулировать детей и их инициативу в театрализованной игре.

Октябрь

1 неделя

Тема: «Волшебный сундучок» (с театральными куклами); Знакомство со сказкой ("Заячья капуста)

Задачи:

•Поддерживать желание детей играть с театральными куклами, самостоятельно придумывая движения для кукол, участвующих в диалоге.

•Вызвать положительный эмоциональный настрой при знакомстве с новой сказкой.

2 неделя

Тема: «Превращается рука и в котёнка и в щенка» Разучить с детьми 1 картину кукольного спектакля «Заячья капуста»

Задачи:

•Совершенствовать умение управлять верховыми куклами (би-ба-бо) на театральной ширме

•Формировать правильное произношение звуков

•Развивать умение детей характеризовать героев сказки, совершенствовать интонационную выразительность

3 неделя

Тема: Этюды (на ширме) с театральными куклами. Разучить с детьми 2 картину кукольного спектакля «Заячья дружба»

Задачи:

•Побуждать детей самостоятельно находить выразительные движения верховыми куклами для создания образа

•Совершенствовать речь детей, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков

•Совершенствовать средства выразительности в передаче образа

4 неделя

Тема: Чистоговорка «мячик». Мини-сценка «Таня и мячик»

Разучить с детьми 3 картину кукольного спектакля «Заячья капуста»

Объединить в единое целое 1,2,3 картины кукольного спектакля «Заячья капуста», с использованием декораций, театральных кукол, муз. сопровождения

Задачи:

•Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией

•Развивать диалогическую речь и монологическую и её интонационную выразительность

•Поощрять творчество, фантазию

Ноябрь

1 неделя

Тема: «Прогон кукольного спектакля «Заячья дружба»»

Задачи:

• Учить работать вместе, сообща, дружно

2 неделя

Тема: Кукольный спектакль «Заячья дружба»

Задачи:

•Побуждать детей участвовать в различных видах творческой деятельности, проявляя свои способности

•Поддерживать желание выступать перед родителями, сотрудниками д/с., младшими товарищами

3 неделя

Тема: Творческая игра «Что это за сказка?»

Задачи:

•Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

•Учить средствами мимики и жестов передавать характерные черты персонажа сказки

•Расширять «словарь» жестов и мимики

4 неделя

Тема: Играем пальчиками. Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска», М. Карим «Кто как считает?»

Задачи:

•Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев

•Улучшать дикцию, вырабатывать чёткую артикуляцию звуков

•Учить различать отдельные черты характера персонажей

Декабрь

1 неделя

Тема: Игра - загадка «Узнай кто это?». Знакомство детей со сценарием (по мотивам р. н. сказок) «Марья - искусница»

Задачи:

•Развивать фантазию

•Совершенствовать выразительность движений

•Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой, вызвать положит, эмоциональный настрой

2 неделя

Тема: Игра: «Узнай героя». Беседа по содержанию  сказки «Аленушка и братец Иванушка». Интонационные упражнения

Задачи:

•Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к  сказке «Аленушка и братец Иванушка»

•Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки

•Развивать умение детей характеризовать героев сказки

•Совершенствовать интонационную выразительность

3 неделя

Тема: Пересказ  сказки «Аленушка и братец Иванушка» детьми по частям. Упражнение - этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов

Задачи:

•Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку

•Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

•Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов

4 неделя

Тема: Упражнение: «Изобрази эмоцию». Разучить 1 картину театрализованной игры «Аленушка и братец Иванушка»

Задачи:

•Учить распознавать эмоциональное состояние по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость»

• Развивать творческую самостоятельность

Январь

1 неделя

Тема: Упражнение: «Изобрази героя». Повторить первую картину т/игры «Аленушка и братец Иванушка» (ролевое проигрывание)

Задачи:

•Закреплять представление о различных чертах человека литер. персонажей, учить изображать его

•Развивать чёткую дикцию, правильное произношение звуков

• Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей

2 неделя

Тема: Сказки лесного пня. Разучить 2 картину т/игры «Аленушка и братец Иванушка»

Задачи:

•Развивать у детей творческое воображение

•Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки с помощью мимики, жестов, движений

3 неделя

Тема: Театрализованная викторина: «Из какой сказки я пришёл?». Повторить 1-2 картину т/игры «Аленушка и братец Иванушка» (ролевое проигрывание)

Задачи:

•Продолжать воспитывать устойчивый интерес к т/игровой деятельности

•Развивать представление о нравственных качествах человека, побуждать к сочувствию и состраданию

4 неделя

Тема: «Волшебный сундучок» (с театральными куклами). Мини-этюды, упражнения на ширме

Задачи:

•Продолжать расширять представления детей о различных видах кукольного театра

•Приобщать к танцевальным импровизациям с использованием т/кукол

•Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки

Февраль

1 неделя

Тема: Игра: «Моя Вообразилия». «Волшебный сундучок». Продолжать работу над т/игрой «Аленушка и братец Иванушка», объединить 1,2,3 сцены

Задачи:

•Развивать способности детей средствами театрального искусства

•Побуждать проявлять творчество в управлении куклами различных систем

•Учить детей интонационно, выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние

2 неделя

Тема: Упражнение: «Изобрази настроение». Игра «Испорченный телефон». Разучить 4 картину т/игры «Аленушка и братец Иванушка»         (злость ведьмы)

Задачи:

•Продолжать учить распознавать эмоции «радости», «грусти», «страха», «злости» по мимике и интонациям голоса

•Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос

•Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь)

3 неделя

Тема: Игра: «Театральная разминка». Продолжать работу над театрализ. игрой «Аленушка и братец Иванушка»

Объединить в единое целое 1,2,3,4 сцены

Задачи:

•Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, используя для этого жесты, мимику, движения, выразительную интонацию, театральную импровизацию

•Закреплять представление о различных чертах литер, персонажа

4 неделя

Тема: «Расскажи стихи руками». Игра «Представьте себя». Разучить 5 картину т/игры «Аленушка и братец Иванушка» (спасение)

Задачи:

•Продолжать развивать творческие способности детей в театральной деятельности.

•Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки

Март

1 неделя

Тема: Театрализованная игра «Аленушка и братец Иванушка»1,2,3,4,5 сцены)

Задачи:

• Продолжать работу над т/игрой «Аленушка и братец Иванушка»

2 неделя

Тема: Прогон т/игры «Аленушка и братец Иванушка» (декорация, костюмы, т/куклы, муз. сопровождение)

Задачи:

• Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки

3 неделя

Тема: Подготовка ко Дню театра

Задачи:

•Побуждать детей к активному общению и участию в т/играх

•Привлекать родителей к активному участию в играх

4 неделя

Тема: День театра! Спектакль (по мотивам р. н. сказок) «Аленушка и братец Иванушка».

Задачи:

•Создать на празднике - День театра, радостную атмосферу

•Поощрять желание детей выступать перед родителями, гостями, сотрудниками д/сада

Апрель

1 неделя

Тема: Т/игра «Давайте хохотать!»

Задачи:

• Продолжать развивать устойчивый интерес к т/игровой деятельности

2 неделя

Тема: Дискуссия: «Если с другом ты поссорился». Рассказывание сказки: «Как поссорились Солнце и Луна»

Задачи:

•Учить находить выход из конфликтных ситуаций

•Закрепить умение различать и изображать злость

•Продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки

3 неделя

Тема: Кукольный спектакль «Петрушка идёт в школу»

Задачи:

• Продолжать развивать способности средствами театрального искусства

4 неделя

Тема: «Волшебный сундучок» (этюды). Кукольный спектакль «Петрушка идёт в школу»

Задачи:

•Продолжать обучать детей приёмам манипулирования верховыми куклами

•Побуждать детей самостоятельно находить выразительные движения верховыми куклами для создания образа

Часть 3. Завершающая

Цель театрализованной деятельности – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций.

Планируемые результаты:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя — подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

Литература:

1. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа

«Театр – Творчество – дети» (развитие творческих способностей)

2. Буренина А. И. «Театр всевозможного»:

От игры до спектакля СПб., 2002

3. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников»

М.: Просвещение, 1991

4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями.

М.: Школьная Пресса, 2003

5. Касаткина Е. И., Реутская Н. А. и др.

«Театрализованные игры в детском саду» Издательство ВИРО, 2000

6. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких» - М; 2009г.

7. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду» - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

8. И. М. Петрова «Театр на столе» - Детство – пресс, 2006г.

9. Электронные ресурсы: сайт www.maam.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка по обучению рисования "АКВАРЕЛЬКА" в старшей группе детского сада

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всест...

Рабочая программа по театрализованной деятельности "Театральная мозаика»

Рабочая программа по театрализованной деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. КРУЖКА «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ) НА 2016-20

Дети по своей природе – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, чт...

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности для старших дошкольников "Эта волшебная сказка"

Программа кружка по театрализованной деятельности  рассчитана на 1 год. Предполагает  введение дошкольников в мир театра, имеет главной целью закладывание основ воспитания творческой личност...

Рабочая программа кружка по развитию математических способностей "Знайка" (старшая группа).

Рабочая программа кружка по развитию математических способностей "Знайка".     Программа «Знайка» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математич...

Карта успешной практики Рабочей программы по театрализованной деятельности театральной студии "Клёпа"

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности детской театральной студии «КЛЁПА» (с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет)   Цель программы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка театрализованной деятельности (для детей от 3 до 5 лет)

Актуальность данной программы:Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового...